<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>

К ВЕРШИНАМ ДУХА (статьи, эссе)

«Дух человека подобен орлу – чем выше над землею поднялся, тем шире и видимый горизонт. Устремление к Вершинам дух поднимает над низинами обычности плотной». (ГАЙ 1972 г. 298) "Эта мысль получает свое подтверждение в публикациях Виктора Войханского в газете "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ".

Маршрут Мастера

Его привлекала к себе старина. С ранних лет, еще подростком, Николай принимал участие в раскопках древних курганов. Ничто не дает того непосредственного ощущения жизни ушедших времен, как собственноручное прикосновение к предметам далекого творчества. В студенческие годы он уже делал доклады в Императорском археологическом обществе. Круг его археологических интересов был необычайно широк: от каменного века до позднего средневековья.

Археологическая коллекция Н.К. Рериха. Из раскопок неолитической стоянки на озере Пирос Новгородской губернии, конец 19 - начало 20 вв.

На протяжении почти всей жизни, во время экспедиций и в России, и в Новом Свете, а затем и в Азии он не переставал обращаться к первоистокам культурного наследия человечества. В гробницах погребений и литературных источниках, народных традициях и в искусстве народов, в предметах быта и духовных учениях – везде он находил близость культурных форм разных племен. Это наводило на мысль о единстве Источника, некогда питавшего мышление и руководившего стремлениями всех народов Земли. Чем дальше вглубь времен, тем яснее проявлялись те благодатные знаки, открывавшие ему Мудрость веков. Именно поэтому он обращал свой взор в те далекие эпохи, где возможно еще и сегодня отыскать сохранившиеся крохи высокого Знания, так беспечно утерянного людьми. Время не властно над тем, что нерушимо. Оно лишь способно придать новые оттенки и формы выражения вечной Истины. Неустанными трудами всей своей жизни он собирал по крупицам мозаику единого Древа народов. Он призывал стремиться к более совершенной жизни и брать пример с тех эпох, когда труд был единым мерилом ценности, где самосовершенствование несло свое достояние на Общее Благо, где радость творчества устремляла к гармонии Красоты, и Любовь была наивысшей формой сотрудничества.

Рерих Н.К. Древнее городище (Славянская деревня)

Николай Константинович Рерих – всемирно известный художник, ученый и культурный деятель мирового масштаба. Он написал более 7000 картин, совершил не одну научную экспедицию. Одна из которых – Центрально-Азиатская – длилась пять лет. Ее маршрут начинался в Индии, от вершин Гималаев, пролегал через Тибет, Китай, Монголию, Алтай и обратно в Индию. Двадцать шесть тысяч километров труднейших дорог – через знойные пустыни и снега высокогорных перевалов с леденящими ветрами и обвалами, через болота и бурные потоки – шли они вместе с женой Еленой Ивановной Рерих и старшим сыном Юрием.

Еще в самом начале экспедиции в одном из храмов состоялась незабываемая встреча Рерихов с духовным Учителем. Она определила не только маршрут, но и преобразила смысл всей экспедиции. Одним из последствий этой встречи стала добровольная миссия, взятая на себя Еленой Ивановной, – пройти под руководством Великих Учителей опыт духовного преображения человека. Елена Рерих, величайший философ нашего времени, успешно преодолела все сложности и опасности этого опыта в тяжелых условиях земной загрязненности окружающих условий. Четырнадцать книг Учения Живой Этики, или Агни Йоги, запечатлели ее самоотверженный подвиг. Матерь Агни Йоги – так называли ее Великие Учителя, потому что все положения данного Учения были пройдены ею на практике.

Пути экспедиции проходили по местам древних культур, и везде они находили следы великого переселения народов. Были встречи с просвещенными ламами, говорившими о наступлении Новой эры в жизни человечества, самой планеты и даже всей Солнечной системы. Были также научные изыскания природных особенностей Центральной Азии. Археологические находки и этнографические исследования, изучение искусства народов и знакомство с религиозными верованиями явно указывали на общность культур народов Центральной Азии с народами Европы и Америки.

Н.К. Рерих. Сентябрь, 1925 г. Ле, Ладакх

Только на этом маршруте Николай Константинович написал более 500 картин. Гималаи, высочайшие вершины мира, Тибет и высокогорные крепости, а также мифологические образы Центральной Азии стали основными сюжетами его картин. За их достоверную радужность и торжественность настроения его назвали певцом гор. Во время трудных переходов он иногда писал картины прямо в седле. Часто у художника не было возможности писать с натуры, и многие сюжеты Рерих просто запоминал и писал позднее. В своих очерках он с благодарностью вспоминал своего учителя Архипа Ивановича Куинджи, учившего писать картины по памяти. Эта способность очень пригодилась именно в походных условиях. Весь маршрут Центрально-Азиатской экспедиции был проиллюстрирован картинами. Фотографическая память художника не просто запечатлела важные вехи этого похода. Изображения несли в себе не только художественную ценность, но стали документальными свидетельствами этой выдающейся во всех смыслах экспедиции.

По прошествии времени, некоторые энтузиасты пожелали повторить маршрут экспедиции и, сделав множество фотографий, были поражены точности изображений на картинах художника. Одним из таких энтузиастов была Людмила Васильевна Шапошникова – ученый-индолог, академик, востоковед, искусствовед, писатель. Будучи преданным последователем идей Рерихов, она в одиночку прошла по пути Центрально-Азиатской экспедиции. Впоследствии она издала об этом прекрасно иллюстрированный многими снимками и собственными впечатлениями трехтомник-трилогию «Великое путешествие». Одну из книг она назвала «По маршруту Мастера». Вся жизнь Николая Рериха была отмечена удивительно цельным устремлением к духовному совершенствованию и сохранению ценностей мировой культуры во имя Общего Блага всего человечества. Он проявлял безграничное трудолюбие и такую же работоспособность. Ему одному удалось сделать столь многое, что было бы не под силу даже большому коллективу сотрудников.

Рерих Н.К. Путь на Кайлас. 1933

Поэтому весь жизненный путь Николая Рериха можно назвать путем Мастера. Он понимал, что только ценности культуры способны возвысить дух человека. Ведь с утерей каждого артефакта теряется не только материальный объект, но прерывается цепь великого Знания, идущего из глубины веков. Люди, лишенные Знания, извращают смысл самого своего существования. Их устремления становятся бесцельными и хаотичными. И нередко человеческий облик теряется, превращаясь в звероподобную личину. Но мысль Мастера проникала в далекое будущее человечества. Он стал инициатором Договора о сохранении научных и культурных ценностей, получившего впоследствии имя Пакт Рериха, который был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Земной маршрут Мастера закончился 13 декабря 1947 года на Гималаях, которые он так любил.




<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика