<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>

К ВЕРШИНАМ ДУХА (статьи, эссе)

«Дух человека подобен орлу – чем выше над землею поднялся, тем шире и видимый горизонт. Устремление к Вершинам дух поднимает над низинами обычности плотной». (ГАЙ 1972 г. 298) "Эта мысль получает свое подтверждение в публикациях Виктора Войханского в газете "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ".

Героическое творчество Рерихов

Что есть героическое творчество? Сочетание этих слов ясно и недвусмысленно говорит о творчестве героев. Но по какому-то странному стечению обстоятельств, на протяжении долгого времени героическим творчеством считалось только изображение или повествование о подвигах. Люди восхищались и почитали героя за его жертвенность и мужество. Однако трудно вспомнить, чтобы о самом подвиге говорилось, как о творчестве. Когда герой сознательно идет на подвиг, неужели ему не нужно быть находчивым, наблюдательным, трудолюбивым, терпеливым, сдержанным, проявлять постоянство, быть мудрым наконец? Разве не отличают подобные качества также и творческую личность?

Ни один подвиг не совершается вдруг. Видимое деяние может быть мгновенным, но оно всегда есть результат подготовки всей предыдущей жизни. Иными словами, подвиг – это процесс, и процесс именно творческий, а готовность к нему проверяется только в трудности и опасности. Но трудности и опасности – всего лишь внешние обстоятельства подвига. А что же сам человек? Ведь не только опасность движет человеком. Нужна также необходимость. Без нее даже спичку не зажжем. Именно понимание необходимости – главный рычаг действия подвига.

Также было бы неправильным забыть одну спутницу подвига – радость. Скажут: «Подвиг не танцы. О какой радости можно говорить?» Однако трудно представить, чтобы унылый человек спешил на подвиг. Уныние замыкает на переживаниях о самом себе, закрывает кругозор и лишает последних сил. Поэтому подвигу сопутствует радость. Но истинная радость – это не самоудовлетворение, не похоть, не эмоциональный всплеск, которые только растрачивают силы. Радость – это творческое напряжение. Без радости действие подвига превращается в унылую обязанность.

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни пережил такой день, когда все удается неожиданно легко и хочется делать еще и еще, и не чувствуется усталости. И он не может объяснить, откуда в нем столько сил, когда «столько наворотил». Почему этого не бывало раньше? Очевидно, причина кроется вне человека. Радость – это высшая помощь, призванная и дающая напряжение сил, которое открывает новое видение и новые возможности. От человека зависит умение призвать ее своим торжественным настроением. Только подобное притягивает подобное. Никакая радость невозможна, если для нее не будет создан магнит. У большинства такое настроение бывает редко, но тот, кто уже смог понять принцип, может научиться сохранять настрой на радостный труд в течение всей жизни.

Теперь представим, что художественный или какой-либо другой вид творчества не является самоцелью, но поставлен на служение высокой идее. Если это постоянно требует мужества и самоотверженности от его творца, разве мы не назовем это героическим творчеством?

В полной мере понятие героического творчества относится к семье Рерихов. 2019 год – юбилейный для культурной общественности всего мира. В этом году 9 октября исполняется 145 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 12 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 23 октября исполняется 115 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Семья Рерихов – это пример самоотверженного служения Культуре. Все поиски и достижения Рерихов не были случайностью. Они явились итогом сознательной эволюционной деятельности.

ХХ век открыл начало Новой Эпохи Водолея. Она несет с собой новые условия существования на планете и выводит человека за ее пределы, делая космической личностью. Но чтобы достичь энергетического соответствия новым условиям, требовалось духовное перерождение. В связи с этим человечеству было необходимо передать знания, которые объяснили бы суть наступающих изменений. Для этого Учителями человечества был проведен необычный эксперимент по преображению энергетики человека для согласования ее с новыми условиями Космического ритма. В негармоничных земных условиях этот опыт был сопряжен с множеством опасностей и риском для жизни, а также с тяжкими страданиями. Елена Ивановна Рерих дала на это добровольное согласие. В 1923 году Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти подтверждение единства культурных корней всего человечества. Экспедиция, равных которой еще никто не совершал до сих пор, длилась пять лет и проходила по самым трудным районам Гималаев, Тибета, Монголии. Путников ожидали палящий зной и неимоверный холод, снежные бури и высокогорные перевалы сменялись безводными пустынями. Почти всю экспедицию они жили в палатках. Но главным препятствием было непонимание местных властей, чинивших различные препятствия. Несмотря на трудности пути, уникальный эксперимент с Еленой Ивановной не прекращался ни на один день. Он продолжался до конца ее земной жизни. Так она стала провозвестницей нового энергетического вида человека, оставив миру подробные записи, которые назвала «Огненный Опыт». Сегодня они известны под названием «Живая Этика» или Агни Йога. По окончании экспедиции Рерихи основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» для обработки итогов экспедиции. Он стал прообразом будущей науки.

Согласно Живой Этике только Культура и связанная с ней Красота смогут создать ту высокодуховную энергетику человека, которая даст возможность существовать в Новом Мире. Таким образом, понятие Культуры перестает быть абстрактным. Оно становится осязаемым и научно обоснованным. Благодаря Рерихам человечество получило возможность истинного понимания Культуры. Становится понятным, во имя чего следует сохранять ценности культуры, ибо потеря даже малого станет в будущем невосполнимой утратой для человечества. Также, благодаря именно Рерихам, 15 мая 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный в мире как Пакт Рериха. Прямым продолжением Пакта Рериха явилось подписание «Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Жизнь семьи Рерихов – это подвиг во имя Культуры, это героическое творчество во имя спасения человечества.

Культура – будущее человечества

Однажды великий кинорежиссер Михаил Ромм сказал: «Молодость – это не возраст. Это качество сердца, души и мысли». Так же и Культура. Многие думают, что она заключена в действии. Но это, прежде всего, состояние души, ее человечности, которая показывает разницу между человеком и зверем. Человек не рождается преступником. Таким его делает общество. Энергетическое зерно гуманизма, или Культуры присуще изначально каждому человеческому существу. Именно поэтому дело Культуры является самым универсальным объединяющим началом для людей всего мира.

Найдется множество противников такому утверждению. Они скажут, что каждый народ имеет свою Культуру, основываясь на внешних различиях жизни. И произойдет это, прежде всего, потому, что такие возражатели имеют поверхностный взгляд. Свое зерно культуры они зарыли так глубоко под наслоениями сомнений, зависти и всевозможных преступных помыслов, что сама идея объединения людей кажется им не только неосуществимой, но даже крамольной. Всякий призыв к единению они примут за обман и напрягут все свои силы, чтобы убить любые ростки Общего Блага. Такое состояние мышления низводит двуногое существо до уровня животного, независимо от его материального благополучия.

Различие жизни народов можно легко объяснить разницей в условиях жизни. Именно они диктуют человеку все условности обычаев, верований, языковых и других внешних отличий. Но обратимся к чаяниям народов, их основополагающим устоям и намерениям, и мы везде увидим неизменное стремление к справедливой мирной жизни, к любви и героизму, творческому труду, и продолжению рода. Не будет ошибки сказать, что нет на Земле народа, которому были бы чужды эти ценности. Об этом нам повествуют легенды и мифы, в которых отразились выкристаллизовавшиеся в течение тысячелетий самые сокровенные мысли людей.

Также, если мы сравним лучшие произведения разных народов за прошедшие века, разве мы не найдем там те же устремления к общечеловеческим ценностям? Это и будут лучшие культурные, вернее сказать, духовные ценности. Опираясь на это знание, можно с большой долей оптимизма смотреть в будущее, ибо если человечество пожелает сохраниться как вид и жить на цветущей планете, то ему есть где почерпнуть примеры для своей будущей жизни. Именно Культура в своем внутреннем и внешних проявлениях способна сохранить, улучшить и передать будущим поколениям общечеловеческие устремления. Сущность человека всегда стремится к более совершенной жизни и уже этим несет себе частицу энергии единения.

Один из основателей Соединенных Штатов Америки Бенждамин Франклин говорил: «Я считаю, что большая часть несчастий, случающихся с людьми, имеет причиной неверное суждение о ценности вещей». Добавим к этому, что любые суждения человека относятся, прежде всего, к умственной, психической деятельности, то есть к его внутренней жизни. Они в большей степени подчинены воздействиям духовным, чем материальным. Имея воспитанную волю, человек в своем сознании может оградиться от негативных воздействий. Для этого сознание должно быть не только наполнено положительными установками, но также гармонично согласованными с основным устремлением к совершенствованию.

Первостепенной задачей на пути к совершенствованию является очищение сознания от негармоничных разрушительных мыслей, желаний и побуждений. Сознание человека – это резервуар, подобный любому другому. От его содержания зависят побуждения, которые движут человеком. Только они могут быть реальной мерой поступков человека. Часто видимое доброе действие продиктовано отнюдь не благими намерениями. Например, многие «священные» предметы были изготовлены с целью наживы. Сегодня даже реклама по телевизору предлагает иконы, крестики и другие символы религии приобрести за плату. Не могут предметы культа нести в себе целительную силу, если на них наслоена энергия корыстных мыслей. Этому объяснение одно: либо не понимают, либо попраны все духовные ценности.

Знаменитый латиноамериканский писатель Эдуардо Галеано сказал: «Мы живем в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живем в культуре упаковки, презирающей содержимое». Именно «перевернутые» ценности разрушают мирную жизнь человека. И неизбежно настанет момент, когда чаша разрушения переполнится. Где тогда будут искать люди спасения от разру шений? Откуда смогут они почерпнуть примеры созидания? Тогда только ценности Культуры смогут снова направить жизнь в спасительное русло.

Сохранение ценностей Культуры для будущего невозможно переоценить. Понимая всю ценность Культуры для будущего, Николай Рерих инициировал договор о защите культурных ценностей во время войны и в мирное время, подписание которого состоялось 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Рерих понимал, что никакие договоры не могут остановить разрушения памятников Культуры, если это не станет общенародным делом, заботой всего человечества. Будучи свидетелем многих бедствий и разрушений он писал: «Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климатов, – все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея – Культура».

«Обуянные» культурой

Мы привыкли придавать значение «круглым» датам. Мы считаем их знаменательными, важными вехами в нашей жизни, и поэтому стремимся как-то по-особенному отметить и запомнить. Когда же эти даты касаются выдающихся людей, то они отмечаются не только как память, но являются хорошим поводом для просвещения широкой общественности. Они помогают осознать ту великую подвижническую помощь, которую принесли и еще принесут людям труды этих героев Общего Блага.

2019 год является знаменательным для наших великих соотечественников, семьи Рерихов, а также для всего мирового сообщества, благодаря той титанической духовной и культурно-просветительской деятельности, которая ставит всю семью в ряд лучших благодетелей человечества. Двигаясь по датам жизни семьи Рерихов, можно отмечать не только их славный путь, но и культурно-духовные вехи, расставленные для нас с вами. За каждой из них можно видеть тот великий импульс, который будет вести человечество к обновленной жизни в будущем.

9 октября исполняется 145 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. (9 октября 1874).

12 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих. (12 февраля 1879).

23 октября исполняется 115 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. (23 октября 1904).

120 лет назад, в 1899 году, в жизни Николая Константиновича Рериха произошло важное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А. Путятина в Бологом, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Молодая красивая женщина выделялась интересами необычными для ее круга. Она глубоко интересовалась историей, литературой, философией и вопросами духовного развития, что было так же близко Николаю Константиновичу. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они прошли рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Ивановна Рерих разделила все устремления и начинания Николая Константиновича. Их старший сын Юрий стал знаменитым ученым-востоковедом, а младший – Святослав избрал ту же стезю, что и отец, стал всемирно известным художником и ученым.

105 лет назад в связи с Первой мировой войной в 1914 году Н.К. Рерих обратился к верховному командованию русской армии, правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов и просветительских учреждений путем специального соглашения между странами.

100 лет назад в 1919 году семья Рерихов направилась из Финляндии в Англию и летом прибыла в Лондон, где произошло их знакомство с Рабиндранатом Тагором. В следующем году в Лондоне состоялась знаменательная встреча Рерихов с Великим Учителем. Там же 24 марта 1920 года в сотрудничестве с Великим Учителем Елена Ивановна начинает первую запись Учения Живой Этики. Это Учение явилось не только передачей духовно-практического опыта Учителя, но и результатом пройденных Еленой Ивановной трудных испытаний, которые она приняла на себя добровольно. Во имя всего человечества, ради спасения тех, кто пожелает идти путем духовного развития в условиях наступающей смены энергетических эпох, она оставила эти записи духовно-пламенного опыта. Ее подвиг, в тягостных условиях земной отравленной энергетики, часто ставил ее на грань жизни. Человечество еще не скоро поймет и оценит всю ценность трудов этой великой подвижницы.

94 года назад, в декабре, под руководством Николая Рериха в Сиккиме начался первый этап Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928). Экспедиция, равной которой по длительности нет до сих пор, продлилась пять лет и прошла по многим трудно доступным местам Центральной Азии. Они преодолели многие снежные перевалы и жару пустынь. Им грозили разбойники и невежество местных властей. По настоянию резидента английской разведки их продержали почти шесть месяцев на высокогорном плато в летних палатках при температурах до минус сорока градусов. Им запрещали заниматься художественной, и научно-исследовательской деятельностью. Они были лишены возможности приобретать продукты питания у местных жителей. Но несмотря на все это, был собран богатейший историко-этнографический, искусствоведческий, археологический, ботанический и духовно-этический материал, для обработки которого понадобилось создание целого института. Результаты экспедиции до сих пор еще во многом не обработаны и ждут своих исследователей. На протяжении всего маршрута Елена Ивановна ни на день не прерывала вести записи своего опыта сотрудничества с Великим Учителем. Эта экспедиция, единственная для того времени, была иллюстрирована картинами и этюдами художника, которые стали документальным свидетельством их пути. В походных условиях было написано более 500 картин и этюдов. За этот выдающийся труд Николая Рериха называют певцом гор.

95 лет назад в 1924 году в Париже публикуется первая книга Учения Живой Этики «Листы Сада Мории. Зов» на русском языке.

90 лет назад в 1929 году после окончания Центрально-Азиатской экспедиции Николай Рерих и Юрий Рерих прибывают в Америку на открытие в Нью-Йорке нового 29-этажного здания, куда переехал основанный в 1923 году Музей Николая Рериха. Здесь публикуются его книги «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», которые представляют собой дневниковые наблюдения художника и ученого. В том же году Николай Константинович Рерих вновь поднимает вопрос о защите культурно-исторического достояния человечества.

Публикуется полный текст проекта Пакта Рериха с обращением его автора к правительствам и народам всех стран. Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный флаг, назвав его Знаменем Мира. Такой флаг должен водружаться над объектами, подлежащими охране, как в военное, так и в мирное время. В Нью-Йорке в 1929 году учреждены Постоянные Комитеты Пакта и Знамени Мира. Идея Рериха нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой общественности. Парижский университет выдвинул кандидатуру Н.К. Рериха на получение Нобелевской премии мира в 1929 году. Благодаря неустанной подвижнической деятельности в 1935 году Пакт Рериха был подписан.

Мы перечислили далеко не все, но самые, на наш взгляд, яркие вехи жизни этой уникальной семьи. Такая широкая деятельность заслуженно признана в мировом масштабе.

Не только почитатели и последователи восхищаются Рерихами, но и противники, восставая и стараясь умалить этот великий жизненный подвиг, своеобразно признают значение их трудов для всего человечества. Великая устремленность в достижении целей Общего Блага придает убедительность творчеству. Только этим путем шли подвижники всех времен и народов. Пламя их подвигов люди запомнили и пронесли через тысячелетия. Где же имена их гонителей? Большинство из них стерло время из памяти народной. Но те, которые остались, лишь оттеняют и возносят еще выше подвиги героев. Николай Рерих говорит об этом так: «Именно лишь бодрость и неутомимость дают убедительность творению, а в убедительности заключены удивительные, привлекательные качества. Если люди во что-то верят, они и мыслят об этом, и говорят об этом, и действуют к тому же. Помню, один из очень тонких темных людей однажды сказал мне: “Да Вы обуяны этой идеей охранения культурных ценностей”. Пусть так и будет. Во имя Культуры, во имя священного, прекрасного научного, нужно быть не только обуянным, но и неотвратимо прилежным. Ведь в этом понятии будет заключаться и оздоровление духа народов».

(По материалам МЦР)




<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика