СВЕТОЧИ СИНТЕЗА (статьи)
Этот раздел газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ" посвящен деятелям культурного и духовного строительства. «Синтез духовности – самый редкий дар, именно он зажигает Свет мира. Со Светом мира ничего не сравнить. Свет обжигает, но его Луч ищут». (АЙ, Озарение, ч.2.VIII.3 )
ОМАР ХАЯМ
Н.К. Рерих. Книга Мудрости
Краткие поэтические формы получили свое распространение у разных народов. За ними можно видеть глубокую любовь к гармонии жизни, высокую степень наблюдательности и желание осмыслить основы Бытия. Порой, в нескольких строках читается бездонная глубина целого Учения.
Рубаи или рубайат во множественном числе – широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке форма лирической поэзии, берущей свое начало в устном народном творчестве. Это сплав мудрости, иронии с шуткой. Любовь к искусству, и особенно к поэзии, способна раскрыть глубину духа. Когда сознание напряжено в поисках наиболее точного и лаконичного выражения истины, то эта энергия способна очищать и возвышать человека. Духовные накопления находят свое наиболее тонкое выражение именно в формах искусства.
История донесла до нас имя великого средневекового ученого, философа, астронома, математика, врача и духовного наставника Омара Хаяма. Столь широкое приложение своих способностей говорит о глубоком синтезе духовных накоплений. Уже в восемь лет он знал Коран на память. Он получил прекрасное образование по мусульманскому праву и медицине. Омар Хаям был приглашен ко двору сельджукского султана Мелик-шаха, где руководил работой одной из крупнейших обсерваторий того времени и был духовным наставником шаха. Здесь, под его руководством, был составлен календарь, более точный, чем тот, которым пользуемся мы сейчас. Известны трактаты по алгебре и математике, принадлежащие Омару Хаяму. Но именно его поэзия стала той синтезирующей силой, подводя итог духовных исканий. Именно благодаря переводам четверостиший рубаи, мы знаем имя этого великого персидского поэта. Среди различных проявлений энергии наиболее мощной мы назовем ту, которая может распространиться дальше и «прожить» дольше. Вот лишь несколько капель мудрости великого поэта.
* * *
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последняя правда, открытая мной.
* * *
Я – школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Все еще не зачислен в разряд мастеров...
* * *
Если будешь всю жизнь наслаждений искать:
Пить вино, слушать чанг и красавиц ласкать –
Все равно тебе с этим придется расстаться.
Жизнь похожа на сон. Но не вечно же спать!
* * *
Жизнь – пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину –
Между тем он давно в небесах предрешен.
СОКРАТ
А. Леонов. Сократ
Слово «герой» по-древнегречески значит «доблестный муж, предводитель». Чаще всего героями назывались мифологические и легендарные персонажи. Они проявляли столь высокие качества духа, которые были почти недосягаемы для обычных смертных. Их причисляли к существам божественного, либо полубожественного происхождения. От богов они отличались только своей смертностью. Надо сказать, что небесные причины появления героев характерны почти для всех эпосов Земли. Так в образах прекрасных, мужественных и справедливых отразилась древняя память людей о своем космическом происхождении и стремление к будущему совершенству человечества. Каждое время имело свои ценностные ориентиры, из которых слагались и меры. С развитием античной культуры герои, помимо традиционных достоинств, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром, способностью прорицать и многими другими доблестями. Постепенно понятие героя стали применять к людям за их выдающиеся поступки. Однако еще не было в истории случая, когда героем называли философа.
Почти через два с половиной тысячелетия, преодолев все преграды, до нас дошло имя Сократа, основоположника нового этапа развития философии. Впервые Сократ обратил основное внимание на человека как на часть природы. Будущий великий философ родился в Афинах в семье каменотеса и повитухи в 399 году до н.э. Будучи внешне очень непривлекательным, он притягивал людей своей мудростью и благородством. По воспоминаниям одного из его учеников: «Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам, родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт «Воспоминания о Сократе»). Сократ организовал свою школу и был одним из основоположников философской диалектики – нахождения истины путем бесед. Ему принадлежит выражение: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Жил он бедно, имел много учеников, но плату за обучение не брал. Он говорил, что есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество, а богатство и знатность приносят лишь дурное. Интересен Сократ не только своим учением, но и тем, что его жизнь была полностью воплощением этого учения. Среди его учеников, прежде всего, назовем Платона, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха. Как истинный гражданин Сократ был активным защитником своего города. Он участвовал в войне со Спартой и отличался смелостью. Однажды он один с большой дубинкой в руках разогнал спартанскую фалангу, защищая раненного Аливкида, который был одним из его учеников. Надо отдать должное благородству спартанцев. Ни один из них не захотел сомнительной славы убийства или даже поранения пожилого мудреца. Зато его же сограждане нашли повод казнить великого философа, обвинив в непочтении к богам и развращении молодежи. Всякий поборник истины встречается с происками злобы и клеветы, и Сократ предстал перед судом. По обычаю того времени, чтобы снискать милосердия судей обвиняемому следовало не только признать, но и преувеличить свою вину. Сократ же отверг все обвинения, считая унизительным для человека просить снисхождения за то, чего не совершал. Он был приговорен к смерти. Его ученики и друзья собрали деньги и, подкупив стражу, предложили ему бежать. Но Сократ сказал, что бегство будет означать признание своей вины. Он предпочел принять яд, чтобы избежать позорной казни. Его друзья и ученики были свидетелями мужества спокойствия своего умирающего учителя.
Сократ не оставил после себя никаких записей. Он считал живое общение выше мертвой буквы, поэтому все, что мы знаем об этом великом Учителе, является свидетельствами его учеников, друзей и историков. Вот одна из притч о Сократе, как образчик его мудрого гения.
ТРИ СИТА
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы…
…Зачем тогда говорить?!!!
ТВОЯ ОПОРА В ДУХЕ
Архимед
Обращаясь к истории, мы часто встречаемся с различными оценками событий или толкованиями высказываний, приписываемых разным лицам. Вдумчивый человек понимает всю относительность таких утверждений, и сам готов разбираться в интересующем его вопросе. Но многие ли так поступят? Большинство просто согласится без всякого анализа. Разве у нас есть на это время? А ведь сколько в жизни примеров, когда чье-то авторитетное мнение устремляло целые цивилизации тратить силы на поиски ложных ценностей. Случайно ли?
Есть и другая сторона дела, более весомая – это качество сознания. В чем находит опору наше мышление? Готовы ли мы бесстрашно, не боясь самых невероятных допущений, искать истину? Попробуйте поразмышлять над Беспредельностью, и вы можете натолкнуться на множество табу, которые гнездятся в вашем сознании. Если вы обратитесь к окружающим, то часто встретите непонимание, или будете осмеяны. Сможете ли вы преодолеть все одним движением, или препятствия станут непреодолимой преградой, и вы отступитесь, прекратив поиски. Тогда станет понятным, что вопрос бесстрашия совсем не праздный.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Слова эти приписывают Архимеду, великому ученому Древней Греции. По другой версии он собирался только поднять Землю. Этот выдающийся человек имел множество разных талантов и был окружен ореолом славы и множеством легенд. Мы не знаем наверняка, произносил ли Архимед нечто подобное, или это выдумки из его окружения. Сейчас уже не важно, кто «подтолкнул» мышление в таком направлении, но именно ограниченность сознания грубыми материальными представлениями сыграла свою роль. Расчет был верный. И вот научная братия кинулась с упоением искать эту самую пресловутую точку. Неужели так хотелось перевернуть Землю? А для чего? Неужели гордыня человеческая зашла так далеко, что пожелала нарушить движение планеты, не считаясь с космическими законами? Вероятно были и другие точки зрения, но они потонули в потоке подсчетов тысяч и тысяч тонн, километров и скоростей. Прошло не одно столетие, прежде чем наука пришла к выводу о невыполнимости такой задачи. Но история на этом не закончилась. Всякого рода популяризаторы еще и сегодня зарабатывают на переписывании чужих заблуждений, продолжая туманить сознание такого неразборчивого большинства.
Однако идеи не умирают, и даже в таком искаженном виде, могут дать импульс пытливым умам к серьезным поискам, чтобы истина открылась в своем чистом и прекрасном свете. Вопрос поднятия Земли не покажется странным, если посмотреть на это с духовной стороны, с точки зрения тонких энергий и космических законов. Восточные космогонические представления донесли до нас истину, что всякая материя в своем развитии от атома до вселенной развиваются по принципу расширения и сжатия. Это согласуется с современными представлениями о расширяющейся и сжимающейся вселенной. В периоды сжатия материя становится более плотной и грубой. Чувствительность тел из грубой материи становится все меньше и меньше. Связи между объектами затемняются и, наконец, остаются только на бессознательном уровне. Они перестают ощущать себя в единстве со всем окружающим.
Такое состояние можно сравнить падением во тьму или глубину вод. Периоды эти очень долгие и до следующего всплытия или подъема проходит не один миллион лет в земном исчислении. Но есть возможность ускорить этот процесс путем сознательного утончения материи. Сделать это физическими методами невозможно. Попробуйте бить по металлическому предмету. Вы можете сломать его, но качество материала вы не сможете изменить. Но если расплавить металл, тогда из него можно отлить более утонченные и совершенные формы. Можно привести сравнение электрических машин с электронными устройствами. Одни и те же законы, но насколько тоньше работа электронных устройств. Электрический генератор и компьютер трудно сопоставить друг с другом. Современные генераторы уже не мыслимы без электронных управляющих схем. Подобных примеров множество. Таким же путем идет развитие Земли вместе со всем, что ей принадлежит, вместе с человечеством. Сознательное духовное развитие может ускорить этот процесс «подъема» из тьмы. Не случайно дух называют плавильщиком материи. Каждый человек, обращаясь на путь духовности, может ускорить не только свое восхождение, но неминуемо, каждый в своей мере будет «поднимать», или лучше сказать утончать и Землю со всем, что на ней находится.
В защиту Архимеда можно сказать: «Ученый был знаком с наукой Египта, в том числе и космогоническими воззрениями. Каждое небесное тело имеет свою орбиту и свой путь в космосе. Можно сказать и свою судьбу. Ученым древности это также было известно. Чтобы ученый такого масштаба мог позволить себе нарушить волю божественных сил, представляется очень сомнительным. Трудно также предположить, что такие мощные духовные центры, как Египет, не имели связей с подобными центрами в других странах. Кроме того, после походов Александра Македонского культурные сношения с Востоком, и в частности с Индией, стали более оживленными. Взаимовлияние греческой и индийской культур ясно прослеживается в произведениях искусства». Сегодня более важным представляется не что именно говорил Архимед, а то, что сама возможность духовного развития и подъема планеты из тисков грубой материи становится достоянием многих. Каждый человек, в ком горит желание очистить жизнь от всего несовершенного, может потребовать: «Дайте мне опору, и я подниму землю». Скажем: «Друг, твоя опора в духе».