У ИСТОКОВ КРАСОТЫ
Красота надземная как основа культуры, красота земная как отображение Красоты невидимых миров – эти и многие другие вопросы рассматривает в своих статьях искусствовед Виктор Войханский на страницах газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ".
ЛИРА ОРФЕЯ
Ульяна Маринина. Орфей
Из далекой древности до нас дошло имя прекрасного певца – Орфея. Имя этого великого героя связывают не только с Древней Грецией, но и с Индией. Источники наделяют его самым высоким происхождением. Но наибольшую славу сложили его песни. Сила их была такова, что он мог усмирять волны моря и голоса коварных сирен. Ему покорялись люди, звери, растения и вся живая и неживая природа. В VI веке до н.э. родилось движение «орфизм», связанное с именем певца. Учения древности сменились современными нам формами религий. Многое из языческого мира было искажено, перетолковано и предано забвению, но ни одна религия, ни один культ не смогли опровергнуть знание о том, что сегодня мы называем вибрацией, ритмом, словом, наконец, музыкой.
Что же такое вибрация? В религиях о начале Творения говорится, как о неком вибрационном законе-импульсе: «В начале было Слово…» [1], или «Первым повелением было «будь», и стало». Древние Веды объясняют появление всего сущего из Абсолюта при помощи исходящих вибраций. Вибрация есть форма движения и жизни – основа мироздания. Как мы помним из школьной физики, волны бесконечных вибраций беспрепятственно пересекаются друг с другом. Существует множество определений, но все они утверждают, что вибрация способна передавать энергию, и, таким образом, воздействовать на все окружающее. Вибрирует все и вся, постоянно взаимодействуя и изменяясь.
Музыка тоже вибрация.
«Разная степень активности этих вибраций создает различные планы существования, а также разнообразие вещей и существ». Поэтому ученые давно уже умеют преобразовывать свет в звук и наоборот.
Все религии учат, что начало творения есть слово или звук. А звук есть аспект движения или вибрации. Древние Веды объясняют появление всего сущего из Абсолюта при помощи исходящих вибраций. Вибрации, говоря языком современной физики, это определенный вид энергии.
Материя развивается от луча к атому, но до этого она существует как вибрация. Знаменитый индийский музыкант и мудрец Хазрат Инайят Хан объяснял так:
«Собираясь вместе, вибрации становятся слышимыми и с каждым шагом по направлению к поверхности они умножаются, а по мере своего развития материализуются в атомы, а атомы генерируют то, что, мы называем жизнью. Разная степень активности этих вибраций создает различные планы существования, а также разнообразие вещей и существ». [2] Более тонкую часть вибраций можно назвать духом, а более плотную физическим телом. Может быть, поэтому музыка как определенный вид вибраций оказывает огромное влияние на человека, вызывая в нем различную ответную реакцию.
Человек – это лира Орфея. Ведь каждое слово и каждый звук, услышанный или произнесенный человеком, есть энергия, которая оказывает влияние на его физическое тело, психику, сознание.
Проникновенная песня матери успокаивает и усыпляет ребенка. Бравый марш увеличивает отвагу солдата.
Песня во время работы делает работу легче, устраняет усталость, придает бодрость. Звуки колоколов и органа, различные гимны настраивают на торжественное состояние.
А что есть музыка? Музыка есть звук, ритм и тон. И если бы мы понимали природу и характер звука и ритма, то музыка не использовалась только как развлечение и времяпровождение, но стала бы источником исцеления и возвышения сознания. Люди древних времен имели больше знаний о влиянии музыки, чем современный человек.
Великий врачеватель средневековья Авиценна называл музыку «нелекарственным» средством лечения.
Пифагор утверждал музыку как точную науку. Пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, заметив, что она влияет на интеллект. «Платон, великий Учитель древности, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. А Аристотель, ученик Платона, поддерживал его и утверждал, что посредством мелодии и ритма можно вызывать любые чувства… и музыка обладает силой формировать характер». [3]
И сейчас исследователи постепенно накапливают научные данные подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
«Московский центр «Эйдос» установил, что музыкотерапией можно регулировать уровень сахара в крови у диабетиков. Американский ученый Шофер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, увертюры Моцарта, оду «К радости» Бетховена. Российский врач педиатр М. Лазарев утверждает, что звуки гармоничной музыки прекрасно действуют на беременных женщин и на плод. И что музыкальные вибрации могут глубоко проникать в ткани, влияя на костную ткань и массажируя внутренние органы. А академик Бехтерев считал, что музыка влияет на кровяное давление, ритм и глубину дыхания». [4] Необходимо помнить, что музыка является частью человеческой культуры. И то, что сейчас на нас льется с эстрадных подмостков, говорит о состоянии нашей культуры.
В Гранях Агни Йоги говорится: «Музыка имеет огромное влияние на состояние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музыка. Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нервную систему человека. Государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие [5].
Литература
- Евангелие от Иоанна.
- Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1998. С.196.
- Сирил Скотт. Оккультное воздействие музыки. М., 2005. С. 16-17.
- Материалы статьи «Слушать прекрасное – значит улучшаться», электронная библиотека Донецкого рериховского вестника «Орифламма» (www. roerich.com)
- Грани Агни Йоги, т.12, § 22.
В ТВОРЧЕСТВЕ Я ДЕЛЮСЬ ЛУЧШИМ.
СКУЛЬПТОР АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ
Скульптор Алексей Леонов
В июле этого года, в Украинском культурно-информационном центре открылась выставка скульптора Алексея Леонова. Это вторая встреча севастопольцев с творчеством молодого художника. Его работы уже нашли признание и свой круг ценителей искусства талантливого мастера.
Молодой скульптор, в свои 28 лет, является членом союза художников Украины и уже известен за рубежом. Произведения Алексея Леонова стоят на знаменитой «Аллее искусств» в Киеве и в московском музее имени Н.К. Рериха, находятся в частных коллекциях Украины, России, Белоруссии, США и Канады. Он тепло отзывается о своем учителе академике Бородае Василии Захаровиче, среди работ которого, быть может, самая известная - это памятник основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди над Днепром.
Все работы, представленные на выставке, выполнены в шамоте – особым образом приготовленной глине. Глина имеет свойство воспринимать и передавать энергию скульптора. Это, по утверждению автора, именно тот материал, который позволяет ему запечатлеть мгновение и показать внутреннее состояние образов создаваемых произведений. «По легенде глина – это материал, из которого создавался человек, – говорит Алексей. В этом есть свой смысл, своя взаимосвязь с живыми качествами. Обладая необходимым мастерством, не задумываясь о технической стороне материала, в глине можно выражать свои переживания, эмоции и свои состояния. То, что я делаю, очень приближается к технике масляной живописи, когда произведение мастера остается единственным и исключительным. Все работы в единственном экземпляре. Я их не отдаю на формовку. Иногда повторяю, но это уже новая работа».
Художник избрал сложное направление, в основе которого лежит духовный синтез, синтез культур и сверхчувственное восприятие. Существует мнение, что это направление сегодня не очень популярное. Но выставки художника уже прошли во многих городах Украины и России. Организаторы, чаща всего, осуществляют их на свои собственные средства. И везде они встречают теплый отклик людей. Это говорит о растущей востребованности подобного искусства именно в народе.
Скульптуры Алексея Леонова
Одна совсем юная посетительница выставки в нашем городе сказала так: «Трудно назвать произведения художника скульптурами. Это изображения скорее живых людей. За ними ощущаются события жизни». Действительно, эти образы легко узнаваемы. Они одновременно похожи и не похожи на то, что уже создавалось раньше. Это не просто застывшие портреты известных героев. В них пульсирует мысль. Они самым живым образом созвучны тем идеям, которые вели этих великих подвижников. Образы необычайно реалистичны. Они говорят с нами. Искусство настоящего мастера ценно своей убедительностью и способно достичь самых сокровенных глубин нашего духа, оставляя нас свободными от навязанных стереотипов. И тем, давая возможность самостоятельного выбора пути восхождения.
У Алексея Леонова нет секретов, и он охотно делится информацией о методах своей работы, тем самым, как бы приобщая и приглашая нас устремиться к созидательному творчеству. Как оказалось, для него с натуры лепить проще, потому что образ постоянно находится перед художником. Но работа с виртуальными образами совсем другое дело. В Древней Руси иконописцы, которым доверялось писать святые лики, подолгу готовили себя воздержанием и молитвами, чтобы сподобиться явления лика пречистого. Только после этого мастер приступал к написанию главного – лика иконы.
Алексей рассказал нам, что постоянно находится в творческом поиске, работает по 8-10 часов в день. Перед тем как приступить к воплощению какого-либо возвышенного образа, скульптор мысленно сосредотачивается на нём, молится, размышляет о нём и, лишь когда перед внутренним взором предстаёт облик подвижника, он как бы получает благословение на его создание. В сознании этот образ ясно держится лишь 5-6 часов и нужно попытаться за это время наиболее точно запечатлеть его в материале. Самое главное, основной первоначальный импульс, идею образа, энергию, полученную свыше, при завершении работы – вывести через глаза. И, как мы видим, это ему удается. Действительно, многие посетители выставки обращали внимание на индивидуальную неповторимость и удивительную одухотворенность взгляда каждой из скульптур. В них можно прочесть сострадание, милосердие, мудрость, любовь, героизм, мужество.
Конечно же, такое восприятие окружающего мира, стремление проникнуть вглубь идеи и отразить это в своем творчестве – результат сложной и постоянной внутренней работы сознания художника. Сам Алексей Леонов говорит об этом так: «Стремление с самого детства к сохранению всего живущего на нашей Земле, по всей видимости, притянуло меня ко всем великим Учениям, которые в основе своей, суть единый Источник жизни. Основой всего моего творчества является огромное желание передать ту жизненную энергию, которую воспринимает мое сознание. Это попытка найти место человека во Вселенной и его место во взаимоотношении с природой и себе подобными.
На сегодняшний день Земля поставлена перед выбором, очень серьезным выбором: быть или не быть. И это все думающие люди однозначно сознают. Тот барьер, та граница, которая могла давать прогнозированные ответы на будущее планеты уже давно перейдена. И мы совершенно не знаем, что будет дальше. Но однозначно можно сказать, что красота является непреходящей и неуничтожимой основой жизни во всех мирах. Так или иначе, вне зависимости от будущего нашей планеты, а оно прекрасно, я в этом уверен, именно красота вела, ведет и будет вести все, что устремлено к жизни. По сути мое творчество – это то выражение устремленности к красоте, которое переживает, в данном случае, моя личность в этом мире...
Скульптуры Алексея Леонова
То, что вы сегодня увидите, в действительности, результат не столько моего дарования, сколько это насущный вопль современности того исторического момента, который переживает человечество в целом. Я, всего лишь на всего, стараюсь воплотить те энергии, которые сейчас пронизывают толщу нашей планеты и рвутся в самых своих лучших выражениях воплотиться в нашем пространстве. Призвание каждого художника воспринимать эти энергии и не просто выплескивать свои эмоции, а глубоко анализировать, отбирать и выражать миру главным образом то, что утверждает жизненные светлые основы нашего бытия, которые сплачивают людей, вечные истины добра, любви и красоты».
«Я убежден, что красота является универсальным языком для понимания всех народов. Сам язык красоты уже создает мост понимания. Искусство реализует самую важную задачу для планеты Земля: не дать разрушить тот домик, на котором мы проходим свою эволюцию совместно с другими царствами природы».
«Все работы наполнены лучшими моими переживаниями и чувствам. Даже если это работа, связанная с выдающимся художником или ученым, которого я изучаю, все равно, пока я не ощутил восторг от этой личности, я не создаю произведения».
«Выставка имеет целью объединить все разрозненные мировоззрения на основе Красоты, Гармонии, Любви. Я все создаю с большой любовью. Без этого состояния я не приступаю к работе. Негативные эмоции и переживания я не вкладываю в свои работы, хотя, как и любой человек, могу их переживать. Но в творчестве я делюсь лучшим. Это можно назвать моим кредо. Это ответственность перед зрителем, который контактирует с моими работами».
Пожелаем Алексею Леонову новых духовных высот для претворения этих энергий в живительный источник. Пусть влага ручья наполнит могучий поток энергий, несущих Новый Мир. Пусть Миру будет хорошо!
ИЕРОГЛИФЫ КРАСОТЫ ЛЮДМИЛЫ КИРИЛЛОВОЙ
Кириллова Л.
Единство
Колеса Учения
С незапамятных времен люди окружали себя различными начертаниями. Изображения животных, растений, сцен охоты и орудий труда сменялись условными петроглифами, магическими знаками, изображениями богов, символами религий. Еще совсем недавно, все это творчество считалось лишь плодом суеверий. И вот настал момент, когда союз науки, религии и искусства открывают пред нами новый образ прошедших эпох. Именно единение этих главных основ нашей жизни поднимают человека на новую ступень Культуры, давая импульс духовного развития.
Современная наука уже знает, что любая форма имеет в пространстве своего невидимого двойника, сотканного из множества излучений различного качества. И через эти тонкие формы происходит постоянный взаимообмен энергией, не только на Земле, но и с Космосом. Примером может служить астрология, учитывающая именно энергетику Тонкого Мира, которая снова возвращается человечеству.
В свете этих знаний древние письмена из невежественных суеверий становятся знаками сотрудничества с окружающей природой и Космосом. Эти знаки стали называть глифами, что с древнегреческого означает – резной рисунок, начертание. В разных сочетаниях, усиленные сознанием человека, они служили оберегами от темных сил, имели лечебные свойства, управляли стихиями. Среди таких символов выделялись знаки для общения с самыми Высшими Силами. Красота и Простота были присущи им. Их стали называть иероглифами – священными начертаниями. Всякое проявление истинной Красоты можно назвать иероглифом. Особенно к этому можно отнести произведения искусства.
Корни любого вида искусства, и тем более декоративно-прикладного, скрыты в глубинах народных традиций и верований, утвержденных на мифологических и религиозных началах. Они полны символизма и несут в себе опыт народов и племен за многие тысячи лет. У каждого народа сложились любимые виды орнамента, в которых отразилось его мировоззрение. Их тематика в основе своей везде похожа. Издавна люди верили, почитали и берегли одни и те же ценности. В каждом народе слагались легенды и предания о героях. Каждый народ в самых своих лучших молениях обращал свой взор к Небу. Все это отражалось в орнаменте. В символике узора наряду с повседневным утверждался принцип космического мышления. Знания, заключенные в этих знаках, пережили многие тысячелетия, и сохраняемые простыми тружениками дошли до наших дней. Без преувеличения можно сказать, что символическая культура своим покровом охватывает весь Земной шар. Она жива и сегодня, и продолжает нести свою энергетику миру. Кто-то справедливо назвал роспись оберегом Земли. Совсем недалеко время, когда этот огромный пласт Культуры был предан забвению, и искусство считалось предметом исключительно эстетического наслаждения. Однако неистребимость истинных ценностей через все ограничения снова и снова открывают людям свои глубины. Случайно ли это?
Кириллова Л. Дозор Духа
«Петриковка» тут не исключение. Так называют один из видов орнаментики – Петриковскую роспись. Она родилась на беленой стене украинской мазанки, сочетая в себе традиции многих культур. Люди, желая охранить и украсить свое жилище, просто размешивали краску с яичным желтком и рисовали по штукатурке обереги, птиц, траву, цветы. Все здесь было полно смысла. Из-за непрочности красок рисунок приходилось обновлять. Но именно благодаря этому возникало желание не просто украсить хату, но сделать свой рисунок еще красивее, чтобы он был неповторимым. Так тяга к прекрасному проявила из пространства еще один вид народного искусства. И Петриковская роспись заняла достойное место в ожерелье народных жемчужин мировой культуры.
Здесь мы представляем новый взгляд на Петриковскую роспись. Это не просто набор уже сложившихся орнаментов. Но из традиционных элементов слагаются сюжетные картины. Здесь также присутствует символизм, в котором роспись переплелась с символами Востока. Это символика духа. Видимо настало время нового осмысления Высших понятий, время прямого обращения к духовным ценностям.
Когда смотришь на эти картины, видишь изобилие цветов самых разных форм и расцветок, удивляющих глаз необычностью своих сочетаний. Они сливаются в радужные потоки, спиралями уносящиеся ввысь, или превращаются в горные пики. Цветочная круговерть, подчиняясь строгому замыслу, то занимает почти все полотно, а иногда напоминает о себе тонкими изящными линиями, творя в своем стремительном полете образы отшельников и огненных стражей, создавая светила далеких и прекрасных миров. Здесь огонь отражает натиск темной силы, и над Землею встает свет новой зари, утвержденной сиянием сердца. Мы видим преображение земного бытия в тонкое, а также храмы, окруженные аурой чистого света, символы мировых религий и учений. Нежные переливы сменяются контрастным напором ярких красок.
Людмила Кириллова в выставочном зале
Это работы севастопольской художницы Людмилы Леонидовны Кирилловой. Петриковская роспись – одна из граней ее творчества. Используя традиционные элементы, художница придала им новый философский смысл, раскрывая нам глубину мировосприятия. Многие из прикоснувшихся к великим духовным Учениям начинают ощущать необходимость творческого выражения полученных знаний. И совершенно не случайно творческие силы Людмилы Леонидовны получили новый импульс после знакомства с книгами Живой Этики. Она говорит о символизме, наполняющем все искусство и всю нашу жизнь:
«Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция тоже приобретала смысл. Посмотрите на цветок. Ведь это космический символ разворачивающейся Вселенной. Букет – это древо жизни. Древо жизни – это «начало всех начал», плодородие, а также мужское и женское начала. Особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами. Это означало одновременно и единство, и двойственное противоположение. Венок также символизирует спираль жизни. Венок для девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы». Летом венок плели из живых цветов: мальвы, калины, бессмертника, тысячелистника, незабудок, бархатцев и других. Венок является также символом вечной любви, символом бесконечности вашего рода. Иногда венок имел отношение к знакам зодиака. Еще венки делали с лечебными целями. Для этого каждому человеку индивидуально подбирались определенные цветовые сочетания и ароматы. Недаром сказано, что Небо спустилось на Землю в цветах».
Кириллова Л. Начала
Очень много интересного и полезного содержит в себе роспись. Людмила Леонидовна говорит также о связи букета с экибаной. Она постоянно совершенствует свое мастерство, изучает новые техники. Все это помогает лучшему выражению чувств, наполняющих душу.
Выставки Людмилы Кирилловой проходят освещенные Знаменем Мира, которое было утверждено при подписании Пакта Рериха «Об охране культурных ценностей» 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке. Первая выставка в стиле Петриковской росписи называлась «Вестники неба» и состоялась в 2000 году в нашем городе. Она была составлена из картин, подаренных художницей Севастопольскому городскому фонду Рерихов и приурочена к 15 апреля – Всемирному Дню Культуры. Потом были: «Пасхальная» – в Полтаве, «Рiздвяна» – в Киеве и «Барви Всесвiту» – в Одессе, «Свiт божiй як великдень» – в Николаеве. В краеведческом музее г. Артемовска проходила выставка «Все краски Мироздания», и много других. Посетители всегда очень тепло отзываются об искусстве Л. Кирилловой. Оно удивляет даже именитых мастеров Петриковской росписи. И нам хочется от всего сердца пожелать Людмиле Леонидовне успехов и творческого роста на Общее Благо. Пусть будет Миру хорошо!
НЕЗЕМНЫЕ МИРЫ ЗЕМНОГО ХУДОЖНИКА
Валерий Крючков на выставке
C 15 по 31 декабря 2011 года в Севастополе проходила выставка компьютерной живописи киевского художника, режиссера, поэта, музыканта Валерия Крючкова. Многие севастопольцы уже знакомы с его творчеством, в разные годы в Севастополе проходили выставки его работ.
Фотокартины Валерия созданы в новой технике компьютерной живописи, а творчество можно отнести к направлению в искусстве, зародившемуся в начале 20-го века и получившему название «русского космизма». Яркими представителями этого направления являются участники группы «Амаравелла», а также В. Черноволенко, М. Чюрленис и другие. Их картины несут зрителям идеи об одухотворенном Космосе, о беспредельности мироздания, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи.
Традиции, заложенные первыми художниками-космистами, продолжают современные художники, которые работают в различных техниках. Валерий Крючков избрал для реализации своих замыслов компьютерную живопись. О своем творчестве он говорит так:
Крючков В. Встреча
«Компьютер – это лишь «кисточка» в руках художника. Он дает очень большой инструментарий и более 16 миллионов цветовых оттенков, но их все равно не хватает для отображения Высших Миров во всем их величии. Эти Миры многомерны, а их цвета – намного ярче, насыщенней, объемней, чем наши земные… Я рисую образы из видений, воспроизвожу некоторые незабываемые очень яркие и красивые сны. Мои картины – это мои молитвы и исповеди. В них отражены страницы моей внутренней духовной жизни, вдохновенные идеалы, мечты, путешествия сознания. Это мой метод».
Валерий создал около 400 картин. Картины Валерия – это окна, распахнутые в запредельные пространства. Яркие, колоритные, они наполнены переливами нездешних красок и игрой света. Будто расступилось физическое пространство-время – и взору предстало незримое бытие иных измерений. Космические пейзажи с цветами из сверкающих разноцветных лучей, радужные горные вершины и озера, небесные Храмы, лики прекрасных женщин – небесных Муз, лестницы и арки, ведущие вверх и вглубь многомерного неведомого пространства... Все это дарит нам ощущение полета и влечет вслед за воображением художника.
Крючков В.
Распускающийся
цветок
На многих картинах присутствуют легкие светящиеся существа, силуэты которых напоминают горящие свечи. В таких формах человечество Высшего мира проявляется для нас. Прозрачные облики в волнах переливчатой тончайшей материи, как свидетельство присутствия Высокого разума во всем одухотворенном Космосе. Автор приобщает к космическому мироощущению, расширяет сознание зрителя.
Севастопольцы тепло отзываются о творчестве Валерия Крючкова. Вот некоторые отзывы посетителей выставки: «…Я словно попала в мир грез – прекрасных и волшебных. Смотрю на картины – и как бы проникаю внутрь и лечу среди звезд и необычных пространств…» (Виктория П.); «…Искренняя благодарность художнику, который вдохновенным взлетом своего таланта и фантазии приглашает нас в удивительный мир иной реальности, мир истинной справедливости и красоты. Мир, по которому так тоскует сердце…» (Наталия).
Творчество Валерия очень разносторонне. Он пишет стихи и музыку, много путешествует. Впечатления путешествий становятся основой для его видеофильмов о красоте природы. Создан ряд фильмов об Алтае. Любовь к Крыму нашла свое отражение в фильме «Крымские зарисовки». Своими любимыми художниками он называет Николая Рериха, Святослава Рериха и Леонардо да Винчи.
Крючков В. Встреча в храме
Крючков В. Разговор о высшем
Вот одно из стихотворений Валерия.
МУЗЫКА СЕРДЦА
Молитвы шепот тих, но в глубине
Сердечных слов есть Истина живая,
Сокрытая в божественном огне,
Неколебима и как дух простая,-
Всепроницая, озаряя мир
Своим лучом любви и состраданья,
Она подобна мириадам лир
В гармонии любви и созиданья!
Она и гром, и молния в ночи,
И мириады солнц и воль вселенных,
Она надежды трепетной лучи,
Она глагол надмирный неизменный…
Она и Звук, и Свет, и Мрак, и Бог…
Она Любовь! Она всему итог!
Много лет Валерий Крючков работает в содружестве с Сергеем Маланичем и Еленой Саппа. Художники творческого объединения «Пересвет», позже переименованного в ТЭО «Аравела», «настойчиво разрабатывают систему создания изобразительных работ, которая максимально сочетает современный технологический инструментарий и космическое мировоззрение». С их творчеством и в том числе художественными и поэтическими работами Валерия Крючкова можно ознакомиться на сайте.
Олеся Дробина