Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. Миссия женщины (статьи) МИССИЯ ЖЕНЩИНЫ
Высокая духовная миссия женщины и закрепление за ней ведущей роли в обществе – первостепенные задания для человечества, их решение приведет к росту духовности и позволит избежать разрушения планеты. Об этом пишет Виктор Войханский в газете "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ". Апостол Лука. Владимирская икона Божьей Матери (фрагмент) 21 сентября православные христиане отмечали рождество Богородицы. Даже те, кто мало знаком с Учением Христа, знают о Пресвятой Деве Марии – матери Иисуса Христа. С Богородицей люди связывают понятие подвига материнства в его высшей степени жертвенности. Образ Богоматери – Девы Марии в христианском искусстве почитается наравне с образом Спасителя. По преданию Она является «начатком спасения». Земная женщина смогла достигнуть той высокой степени чистоты тела и духа, что смогла стать «невместимого Бога вместилищем». Она стала примером того, как может очиститься человеческое существо от своих несовершенств и принять высшее водительство. Много страданий выпало на долю Богородицы. Она знала о будущем своего Божественного Сына, о неминуемых страданиях, которые Ему предначертаны, и Сама благословила Его на этот подвиг. Она сопровождала Его, когда Он нес свой крест к месту казни, стояла «при кресте» во время пока длились Его мучения. Рядом с Ней находился и любимый ученик Христа Иоанн, и распятый Христос велит Марии усыновить Иоанна, а ему почитать Ее, как мать. После вознесения Христос первым является Богоматери, и Она вместе с апостолами становится свидетельницей Его вознесения на небо. Затем Мария живет в доме Иоанна, любима и почитаемая апостолами и хранит память о Сыне и становится проповедницей Учения. В немногих дошедших до нас отзывах Ее современников видно безграничное восхищение. Новые христиане, обращаемые апостолами к вере, стремились увидеть Богородицу, прикоснуться к Ее святости. Так, один из них, Дионисий Ареопагит, нарочно приехавший, чтобы увидеть Матерь Христа, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что видел я. Исповедую перед Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня в памяти не были твои наставления, я бы счел Ее Богом. Нельзя себе представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». [1] Но так как лишь немногие, из общего числа, христиан могли увидеть Богородицу своими глазами им была дана возможность лицезреть Ее рукотворные образы – иконы. Предание гласит, что первые иконы были созданы еще при Ее жизни апостолом Лукой, который был лекарем и хорошим художником. Увидев иконы, на которых Она была изображена с Младенцем на руках, Дева Мария произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет». [2] Фреска Покровского собора в Севастополе Весть об уходе Девы Пречистой приносит архангел Гавриил. Перед успением своим Богоматерь говорила плакавшим перед нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать мир и заботиться о нем. Тверда вера у людей в заступничество Богородицы, потому так почитают Ее христиане во всем мире. Изображения Девы Марии продолжали писаться и после ее ухода. Художники, обращаясь к высоким образам, искали способы донести всю их святость и значимость. Ранние иконы отличались высочайшим художественным мастерством. Индивидуальность обликов, живые взгляды, подвижные лица, естественные позы, живописная поверхность. Но со временем идеал внешней пластической красоты сменился идеалом духовного совершенства, молитвенной сосредоточенности и созерцания. Целью искусства становится выражение внутреннего смысла образов. Постепенно икона становится символом святости, отрешенности от мира и средством сосредоточения на высшем образе. Был выработан канон изображений, и сегодня мы видим почитаемые образы именно в таком виде, к которому мы уже давно привыкли. На фасаде Покровского собора в Севастополе есть мозаика, исполненная в византийском стиле. На ней Дева Мария обращает свой огненный взор в самые потаенные глубины человеческой души, а в руках Ее покров, или плат, которым она защищает всех страждущих, обращающихся к Ней за помощью. Примечания
|