<< 1 2 3 4 >>

ВЕХИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Страницы газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ" насыщены размышлениями о важных моментах культурного строительства – фактах культурной хроники, явлениях социальной и духовной жизни человечества, как то учительство, охранение культурных ценностей, воспитание человека.

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Памятник Кириллу и Мефодию в г. Севастополе

Памятник Кириллу и Мефодию
в г. Севастополе

Двадцать четвертого мая весь славянский мир отмечал празднование Дня славянской письменности и культуры. Наследие Кирилла и Мефодия оказало значительное воздействие на культуру славянских государств. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий – символы славянского письма и славянской культуры. Кирилла и Мефодия широко почитают во всех славянских странах, как православных, так и католических. Братья были канонизированы вскоре после смерти. Установленный церковью еще в X-XI веках день памяти Кирилла и Мефодия – 24 мая – стал в настоящее время Днем славянской письменности и культуры.

В г. Севастополе это событие отмечалось двадцать седьмого мая на территории Херсонесского музея-заповедника. В нем приняли участие многие творческие коллективы нашего города: общества болгарской и белорусской культуры, Севастопольский городской фонд Рерихов, детско-юношеские кружки, хоровые коллективы и многие другие участники. По сложившейся уже традиции, каждый коллектив представил плоды своего творчества. Было выставлено много красочных поделок и художественных работ. Всюду царило приподнятое настроение, восхищенные взгляды посетителей, радостные и дружественные лица участников.

Все происходившее на празднике в той или иной степени отражает культурно-исторические процессы, происходящие сегодня на огромных просторах от Восточной Европы до Камчатки. Этот праздник также отмечался в странах СНГ: в Армении и особенно широко в Казахстане, где высок статус и знание русского языка, где полиязычность считается достоянием культуры, которую нужно беречь.

Подвижнический труд Кирилла и Мефодия в немалой степени способствовал развитию культуры и письменности, росту самосознания и других народов. Об этом свидетельствуют жизнеописания святых Кирилла и Мефодия, а также многие исторические документы.

В 860 году в Византию прибыла миссия из Хазарского каганата с просьбой растолковать основы христианского учения. Желая упрочить свое влияние на хазар, византийский император Михаил III отправляет преподавателя философии Манаврского университета Константина (Кирилл – имя после принятия схимы) проповедовать там христианское учение. По пути они останавливаются в Херсонесе, где Кирилл совершенствует знание еврейской письменности. Наряду с этим, как гласят источники, он находит здесь Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскими» письменами. Здесь также состоялась его беседа с неким славянином. Предание гласит, что после вознесения молитвы ? Богу он вскоре начал читать и говорить на том языке, чему многие изумлялись. Здесь же произошло еще одно событие, ставшее важным звеном в цепи принятия Русью кириллицы и христианства. Кириллом были найдены нетленные мощи Климента I. Часть мощей он передал местному кафедральному собору, а часть хранил у себя. Голова святого впоследствии была передана князю Владимиру в Киев. В 863 году к императору Михаилу III прибыли послы от князя Ростислава из Великой Моравии (ныне территория Чехии) с просьбой прислать епископа, дабы разъяснить христианскую веру на славянском языке. Князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с той же просьбой обратился в Рим, но получил отказ. Дело в том, что богослужения и святые Писания искусственно считались каноническими, т.е. правильными, только на еврейском, греческом и латинском языках. Это ставило христиан всего мира в зависимость от Рима.

Именно обретение мощей Климента I сыграло свою роль в освобождении славян от римского диктата, поскольку этот святой считался покровителем Рима. Когда Кирилл представил папе римскому Адриану II мощи святого Климента I, папа был вынужден принять и книги славянские, написанные уже созданной кириллицей. Они были освящены, их положили в церкви святой Марии и пели над ними литургию. После этого папа повелел двум епископам рукоположить славянских учеников. Акт рукоположения означает посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды. Во время обряда рукоположения литургия совершалась в церкви святого Петра на славянском языке. На другой день пение происходило в церкви святой Петронилы, в третий – в церкви св. Андрея, и после, ночью, в церкви великого наставника язычников апостола Павла пели святую литургию по-славянски над святой гробницей.

Таким образом, святых Кирилла и Мефодия можно считать не только создателями азбуки, но и в большой мере освободителями от римского господства.

Время расставляет вехи на путях народов независимо от человеческих разногласий. И память истории хранит духовных подвижников, которые приходят в мир, чтобы утвердить и расставить эти путевые знаки.

ПОСЕВ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ РАЗРУШЕНИЯ ЖИЗНИ!

Н.К. Рерих. София-Премудрость (фрагмент)

Н.К. Рерих. София-Премудрость (фрагмент)

15 апреля 1935 года в США, в Белом Доме был подписан ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, получивший в мировой практике название ПАКТА РЕРИХА, по имени его инициатора Николая Константиновича Рериха. Рерих понимал, что никакие пакты и договоры не могут быть гарантами защиты культурных ценностей, особенно во время военных конфликтов. Последующие годы наглядно показали всю дикость цивилизованных разрушителей. Но пакт Рериха имел целью направить сознание человечества в направлении Культуры. Причины такого несломимого устремления кроются в общечеловечности Культуры. Можно слышать возражения, что каждый народ имеет свою культуру. Но если посмотреть шире, то можно увидеть за различиями в языках, верованиях и обычаях народов, что сущность всех возвышенных стремлений общечеловечна. Люди любят во всем мире одинаково, везде защищают мирный труд, принципы сотрудничества во всем мире одинаковы и т.д. Много можно найти факторов, способствующих объединению народов, и все они будут составлять истинную Культуру. Именно к такой Культуре призывал Рерих и знал, что она обязательно наступит.

14 мая 1954 года Гаагская «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» еще раз утвердила приоритет Культуры. И снова мы можем видеть пренебрежение к непреходящим ценностям и устремление к ценностям иллюзорным. По-прежнему в мире Культура терпит унижение в угоду выгоде. Человечество нуждается в повторных напоминаниях о самом насущном. Таким напоминанием в 1995 году в Санкт-Петербурге прозвучал проект «Декларации прав Культуры», представленный Д.С. Лихачевым. «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Документ обращен к международному сообществу. А так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Д. С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации – как процесса, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами мирового сообщества. Глобализацию неверно понимать как экспансию крупных корпораций, переток кадров и сырьевых ресурсов. Человечеством должна быть выстроена концепция глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.

Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение научной и творческой интеллигенции страны. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО «Декларации о культурном разнообразии» (2003 г.) и «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005 г.). На повестке дня – работа над ее целостным принятием мировым сообществом.

НЕМНОГО ФАКТОВ

Международное сообщество признало, что разнообразие культур является движущей силой развития государства, является средством, ведущим к более полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни людей. Именно поэтому содействие культурному разнообразию считается одним из важнейших приоритетов ЮНЕСКО в области культуры.

В Статье 1 Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001г.) говорится:

«Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как био-разнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений».

Устав ЮНЕСКО ставит перед организацией две задачи: «обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры» и «способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем». Поэтому ЮНЕСКО стремится к созданию международного климата, основанного на равенстве всех культур, защите культурного наследия, уважении культурных прав и поощрении межкультурного диалога.

В 1972 году была подписана Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. На данный момент ее участниками являются более 190 государств мира. Каждое государство – сторона настоящей конвенции обязуется обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории. Как элемент Конвенции в 1972 году был составлен Список всемирного наследия, в который в настоящее время внесено около 1000 памятников культуры и природы.

В наше время страны становятся всё более космополитичными. Национальное государство становится более редким явлением, ему на смену приходят смешанные многонациональные общества, состоящие из представителей разных этнических групп и национальностей, с разными культурными устоями, говорящие на разных языках и разного вероисповедания. Поэтому важной задачей является поддержание баланса между культурами, создание благоприятной обстановки для изучения культуры соседей и, что важнее, своей национальной культуры. Международное сообщество должно стремиться к тому, чтобы ценить разнообразие и разрабатывать политику интеграции и признания, отвечающую нуждам всех групп.

Ещё одной важной целью государств является обеспечение свободного доступа людей к культурной жизни, обеспечение свободы самовыражения, свободы распространения своих произведений, свободы придерживаться своих культурных традиций, а также получать о них всю существующую информацию. Каждый имеет право на качественное образование независимо от своей культуры, пола и расовой принадлежности.

Статья 27 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

МЕЦЕНАТСТВО — ЕЩЕ ОДИН ШАГ НА ПУТИ КУЛЬТУРЫ

Пятого ноября этого года произошло очень важное событие в области Культуры. Принят Закон о меценатской деятельности.

Само понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. При императоре Октавиане Августе в первом веке до н.э. жил государственный деятель по имени Гай Цильний Меценат. Он не занимал никакой официальной должности, но пользовался доверием императора и был одним из его самых деятельных помощников в укреплении власти. Многие финансовые средства Меценат направлял для помощи творцам изящных искусств, используя их таланты для решения политических задач.

Не только Меценат был таким прозорливым, но многие власть имущие, а также правители использовали силу искусства для возвеличения и укрепления власти. Возьмем к примеру храмовые сооружения или дворцовое строительство. Во всем мире наилучшие творения живописи, архитектуры, литературы, музыки мы находим именно в области религиозных взаимоотношений и власти.

Ярчайшими покровителями светского искусства можно назвать семейство Медичи. На протяжении пяти веков его представители неоднократно становились правителями Флоренции. Многие гении Возрождения были благосклонно принимаемы и нашли помощь при дворе Медичи. Среди них скульптор и живописец Вероккьо, Микеланджело, Боттичелли, Тициан, Рафаэль, Джорджо Ваззари и многие другие.

С течением времени понятие «меценат» выкристаллизовалось, обозначая человека, который поддерживая искусство, помогает развитию духовности в обществе. Но это уже относилось не только к правителям, но и к простым гражданам.

 

Тенишева Мария Клавдиевна

М. К. Тенишева

Третьяков Павел Михайлович

П. М. Третьяков

Щукин Сергей Иванович

С. И. Щукин

Савва Тимофеевич Морозов

С. Т. Морозов

В России расцвет меценатства пришелся на XVIII и XIX века. На пожертвования меценатов были построены здания многих университетов и институтов, открыты театры, библиотеки, музеи, больницы, а также снаряжены научные экспедиции. Среди меценатов России известны такие имена как А.С. Строганов, П.Б. Шереметьев, П.И. Щукин, А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов, П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов. Мы помним имена этих людей и по праву считаем великими созидателями Культуры. Однако культурное строительство во все времена подвергалось гонениям со стороны завистников и разрушителей всех мастей. Почти никто не избежал гонений, которые часто приводили не только к разорению меценатов, но и к уголовному преследованию. Поэтому многие меценаты старались оказывать свою помощь анонимно.

Настоящий закон о меценатской деятельности принят со многими недоработками и вызывает множество вопросов. Но есть и положительные моменты. Например, само слово «меценат» вошло в официальную юридическую практику. До принятия закона такого слова там просто не было. В связи с этим меценатства, как института в современной России не существовало. Деятельность такого рода могла трактоваться как угодно и облагалась двойным налогообложением со стороны государства. То есть налоги платили и даритель, и получатель помощи. Это никак не способствовало развитию меценатства. Сегодня в помощи меценатов страна нуждается больше чем когда-либо. В годы СССР государство финансировало культурное строительство, но с распадом Союза библиотеки, театры и музеи почти полностью лишились такой поддержки и часто пребывают в плачевном состоянии. Причем это касается даже столичных учреждений, не говоря уже об организациях культуры на местах. Поэтому помощь меценатов стала насущно необходимой.

Меценатство, забота о культурном уровне общества – один из благородных способов помощи его духовному развитию, ибо Культура есть залог духовного роста общества. Если кто-то считает духовность второстепенным занятием, то пусть обернется вокруг и посмотрит, какие язвы растут на почве бездуховности. Не будем перечислять всех негативных сторон нашей жизни, но, если мы хотим процветания, то и посевы нужны чистые, даже элитные. Не стоит также думать, что Культура – это дело каких-то специальных организаций. Наоборот, это дело всех и каждого. И сегодня идет настоящая битва за Культуру. Это не преувеличение. На печальном примере Украины, отражающем характерное для постсоветского пространства небрежение государства в отношении культурного строительства, мы видим, к чему может привести падение Культуры. Неужели мы хотим повторения этого и в России?

То, что уже существует сегодня, всегда можно улучшить завтра. «Закон о меценатской деятельности», при всем его несовершенстве, является признаком стремления общества к оздоровлению и духовному возрождению. Это еще один шаг к победе Культуры.




<< 1 2 3 4 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика