ВЕХИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Страницы газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ" насыщены размышлениями о важных моментах культурного строительства – фактах культурной хроники, явлениях социальной и духовной жизни ества, как то учительство, охранение культурных ценностей, воспитание человека.

УЧИТЕЛЬ, ВДОХНОВИ МЕНЯ НА ТВОРЧЕСТВО!

«Учитель, вдохнови меня на творчество»! – под таким девизом в Московском городском педагогическом университете проходили Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения. Как отметил в своем приветственном слове почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили: «Кто помнит 2002 год, мы скромно собирались в Доме Учителя, но не думали, до каких размеров можем дорасти. А сейчас, мы основали не просто центр «Гуманной педагогики», или центры республиканские, а мощное международное педагогическое движение. Если считать, что за каждым из вас стоит два, три, или десять человек, или даже коллектив педагогический, уже речь идет о нескольких десятках тысяч учителей, следующих по стопам «Гуманной педагогики». Мне хотелось бы выразить каждому из вас искреннюю признательность, благодарность, что вы находите время, что у вас не гаснет желание... Это уже как традиция сложилось у нас». О вдохновении и творчестве размышляли педагоги из разных уголков России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Грузии, стран Прибалтики.

Живое творчество облагораживает человека, открывая возможности духовного роста. Особенно это относится к детям, чье сознание еще свободно от стереотипов, навязанных обществом. «Вдохновению нам нужно учиться у наших детей», – эта мысль звучала лейтмотивом Чтений. Дети всё делают вдохновенно – смеются, плачут, играют, живут. Они свободны, как может быть свободен только вдохновлённый человек. Но вот вопрос: «Откуда берется детская вдохновленность?» Ведь жизнь только началась, еще не пройдены ее трудные уроки, еще нет опыта. Тесная связь ребенка с Тонким Миром остается активной еще много лет после рождения. Только существованием такой связи и опытом прошлых воплощений можно объяснить детскую «умудренность» рассуждений и вдохновенность поступков.

Детская непосредственность воспринимает мир сердцем. Именно в детстве формируются героические устремления человека. Сохраненные в чистоте, они могут привести на путь Служения Общему Благу. Слова Иисуса Христа наилучшее тому подтверждение: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». (Матф. 18:3)

Сердечность – это надежный щит от предрассудков, искривляющих путь духа, а также тончайший инструмент распознавания и постижения жизненных явлений. Творчество, вдохновленное высокими идеалами, делает развитие сердечности сознательным процессом. Многие подтвердят, что в моменты вдохновения, когда труд приносил радость, они испытывали приливы бодрости и сил. Контакт с низкой энергией приносит усталость, спутанность мышления и может стать источником болезни. Только энергия высокого качества может дать приток мощи. И человеку всегда хотелось продлить эти мгновения как можно дольше. Это становится особенно важным для воспитания юного поколения.

Вдохновение необходимо учителю не только чтобы вести урок, но и заразить этим учеников, вызвать в них творческий настрой. Творцы всего мира, в сущности, посвящали свои поиски возможности создания продолжительного устойчивого состояния вдохновения. Чуткость, обостренная напряженными исканиями, вела их к осознанию силы вдохновения, без которого любой труд становится тягостным и рутинным. Большинство открывали его в сердечном искреннем обращении к Высшему Началу. Человек оказывается постоянно вдохновлён, если мыслит возвышенно. Вдохновлённый человек это счастье для окружающих. И поэтому не случайно обращение нынешних учителей к идеям, которые развивали классики педагогики, философы, ученые, мудрецы, выдающиеся поэты и художники. «Мы не сможем понять очень многое, может быть, самое существенное, если не поверим и не почувствуем, что над нами есть Живые Небеса, и мы – часть их. От Живых Небес мы получаем «явления всех вдохновений». Они – эти беспредельные дали Вселенной – дарят состояние надземное, в котором переживаем прилив необычной мощи сил творчества. Творческая Вселенная, внутри которой мы существуем, есть источник нашего вдохновения на творчество», – говорит Шалва Амонашвили.

В жизни мы встречаем многих учителей. Тех, кто дает нам азы грамотности или точных наук, мы называем учителями словесности, физики, химии, математики. Понимать музыку нас учит учитель музыки, а держать кисть, работать с красками – учитель рисования. Мы привыкли к тому, что нас везде кто-то ведет и поддерживает. Часто бывает, что нам самим приходится выступать в роли учителя для своих детей, друзей и просто для тех, кто нуждается в нашей помощи. Но, наверное, мало кому приходит в голову, что все, чему нас учит жизнь, все трудности и радости, все успехи разочарования, есть проявления заботы Единого Учителя.

Учитель! Вдохнови меня на Творчество!

ПО ТРОПАМ ВОСХОЖДЕНИЯ.

Беседа С.Н. Рериха в гостинице "Советская"
с преподавателями из Новосибирска и Свердловска (24.10.84 г., Москва)

Главное в воспитании — ясно представлять себе человека будущего. Лучший подарок, который человек может дать своим ближним, — улучшать себя. Окружить детей красивыми образами.


Сибирь — это величайшее богатство России и залог ее благополучия. Мы еще очень поверхностно знаем, что она в себе таит. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше все это выявить и сберечь. Я думаю, многое можно будет сделать, как только угроза войны немного спадет. Сложное международное положение. Все упирается в это. Все боятся, и это до известной степени парализует многие движения. Будем надеяться, что все это пройдет. Мы должны всеми силами думать о том, чтобы сохранить мир на Земле, думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придет нам на смену. Это чрезвычайно важно, потому что нужно иметь кадры. Но часто как бывает: все подготовлено, а кадров нет. Нужна замена, что-то нужно передать, а подходящего человека нет.

Поэтому нужно, прежде всего, создавать молодые кадры. И мне хотелось бы, чтобы в Сибири были школы, которые подготавливали новое поколение. У нас в Бангалоре есть одна такая школа. Это школа имени Ауробиндо Гхоша. Она была основана в 1967 году последователями его идей. Я всегда интересовался ее просветительской работой. В школу принимаются дети разных сословий с трехлетнего возраста и учатся они там до университета. Мы считаем, что детей надо воспитывать с самого раннего возраста. Из маленькой школы она выросла настолько, что превратилась в ведущую. И из Пондишери уже едут к нам в Бангалор. Это отрадное явление. Сейчас в ней учится уже две с половиной тысячи детей, но растет она так быстро, что будет гораздо больше. Очень важно, что вопрос транспорта решен. Детей развозят и привозят на своих школьных автобусах, и экскурсии проводят. В каждом автобусе при детях по две учительницы. Подобрался очень хороший состав педагогов, удивительная группа, и благодаря им школа стала популярной. Все они работают с большим пониманием и знанием дела. На них можно всегда положиться, все будет исполнено, сделано. Это исключительные люди. Таких старых педагогов 127.

Вы знаете, что воспитание человека — самое трудное. Наша главная задача — формировать человека Будущего. Ко мне очень много приезжает специалистов и педагогов из разных стран. Но я заметил, что у очень немногих педагогов есть представление о том, как, куда стремиться. Как вы знаете, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться. И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нем думают, но практически нет четкого представления.

Самое главное в воспитании — надо представлять этого будущего более совершенного человека. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе цитируются и мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди, и они будут влиять на окружающую среду. Так что самое важное — это создание кадров.

Отрадно видеть, как идеи Николая Константиновича претворяются в жизнь и в нашем Центре искусств в Бангалоре. Центр очень расширился и занимает ведущее положение. Создан при Союзе художников штата Карнатака. Правительство выделило нам прекрасные земли в самом центре города. Центр красиво расположен. И там будет четыре здания. Одно уже совсем закончено.

В первом здании — выставочные лекционные залы, административный блок. Во втором — школа, где преподается изобразительное искусство. Затем здание театра, где также будут проводиться лекции. Еще предусмотрен специальный блок, в котором будут заниматься только прикладным искусством.

Школа наша развивалась, привлекала хороших учителей и работала настолько успешно, что, по просьбе ученых, правительство включило ее в состав университета. И таким образом школа получила право присваивать звания. Для этой работы был создан художественный совет университета и Союза художников. Несмотря на мои протесты, меня сделали президентом. Теперь наш Центр искусств занимает ведущее место в Бангалоре и будет Всеиндийским Центром изобразительного искусства. Он продолжает развиваться. Здания хорошо приспособлены. И отрадно видеть, как сотрудники Центра стараются следовать идеям Николая Константиновича и претворять их в жизнь.

Все наши учреждения успешно работают и привлекают внимание многих стран. В организации работы своей художественной школы на Урале вы постарайтесь найти самый широкий подход. Раскройте перед детьми красоту окружающей их родной природы, чтобы они видели в школе не четыре стены, а могли смотреть на что-то прекрасное, воспитывались на красоте родных мест. Сибирь и Урал всегда славились минералами. Это и нужно показать детям, объяснить, что это их жизнь, их богатство. Соберите груды минералов. Из них можно сделать прекрасную экспозицию. Она пробудит интерес и вдохновение, потому что красота сама по себе вдохновляет... Так что первый этап — это окружить детей красивыми образами. И то, что это действительно нужно и полезно, мы видим на примере Бангалора. У нас тоже есть красивые минералы, которые дают детям возможность соприкасаться с прекрасным. И поэтому они настолько любят свою школу, что хотят находиться там весь день, так долго, насколько возможно. Сами стремятся, потому что им интересно.

Это все нетрудно, несложно сделать, но только нужно обдумать, как лучше создать такие привлекательные условия. Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Будда всегда называл своих учеников воинами — нужно уметь сражаться. Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. Связи создаются не сразу. Всегда нужно начинать с малого. Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет, и не найдете! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, — это стать лучшим человеком.

   Из сборника: С.Н. Рерих «Стремиться к прекрасному»

ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА — СОЗДАТЬ ЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОМ СЕБЕ

Все мы хотим хорошо жить, быть здоровыми и счастливыми. Но лишь с годами и только немногие понимают, что должны помогать друг другу и жить ради общего блага, а не за счет страдания других людей. Ведь в этом мире есть место для каждого из нас. Природа-Мать готова дать каждому все необходимое. И жизнь может быть свободной и прекрасной. Но мы сбились с пути. Полученные знания делают из нас циников, разум наш становится черствым и жестоким. Современные технические связи должны бы нас всех сближать, чтобы была польза и благо человеку. Однако этого не происходит. И сейчас нам больше нужны человечность и сострадание, нежели острый ум. Без этих качеств наша жизнь будет ухудшаться и нас скоро может быть не станет вовсе.

Человек, как правило, не задумывается над тем, что своими поступками он влияет на окружающих, и особенно на подрастающее поколение. Дети, как губка впитывают все, что происходит вокруг. Впечатления детства особенно ярки и сильны по степени своего воздействия на сознание ребенка. Ощущения маленького существа от окружающей действительности претворяются в сознании, накладываясь на те духовные накопления, которые мы называем характером. То, что каждый человек рождается с уже сложившимся характером, является неоспоримым фактом. Следует признать, что очень трудно предугадать, как претворятся те или иные поступки людей в детском сознании. Особенно это касается негативных проявлений. Поэтому воспитание подрастающего поколения есть процесс сознательный и, что особенно важно, коллективный. В него вовлечены не только родители, но и бабушки с дедушками, старшие братья и сестры и прохожие на улице, школа и все, все, все. Тут не должно быть посторонних. Воспитание – это процесс сознательный, и его не следует пускать на самотек. Следует отметить, что этот процесс обоюдный. То есть, воспитываясь сами, мы воспитываем других.

В чем же тогда должно состоять воспитание? Особенно школьное, да и родительское? В питании духовной сущности, или духовной оси, маленького человека прекрасными образами. Не только примерами великих героев и подвижников, но, прежде всего, проявлением человечности и сострадания по отношению к этому маленькому человеку. Тут уже нужны не отвлеченные примеры чужой жизни, но собственная жизнь каждого проживаемого дня, каждого часа, каждой минуты должна стать ребенку примером для подражания. И снова для нас не должно быть исключений. Мы должны явить человечность и сострадание ко всем окружающим, независимо от возраста и положения: к сыну, к дочери, к их друзьям, к ученикам в своем классе и ученикам всей школы, и других школ, и т.д. Искренне проявляя эти качества, мы сможем воспитать в ребенке любовь ко всему окружающему. Она наполнит молодой организм силой, поднимет его по ступенькам осознания окружающего мира и представления о самом себе. Во власти родителя и учителя увидеть и взрастить в ребенке заложенные в нем самые мельчайшие зерна красоты и способностей, доброты и трудолюбия. Постоянно получая питание, они обязательно прорастут успехом в какой-либо области. В.А Сухомлинский утверждал, что если не видеть в ребенке лучшее, педагогу просто нечего делать в школе, и жизнь его, вместе с жизнью его подопечных, обречена на бессмысленные мучения.

Секрет развития ребенка вовсе не в занимательности занятий, а в личных успехах детей, в их ощущении роста, движения, преодоления трудностей. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье! Ребенку необходимо, чтобы взрослые давали ему возможность проявить себя. Если он не находит возможности ни в чем стать первым, если дом или школа угнетает его, то в поисках внутренней свободы уходит на улицу. Ребенок не будет мириться с насилием. Он может подчиниться обстоятельствам, но его протест может выразиться в нежелании изучать предмет или вообще учиться. Невозможно заставить ребенка знать. «Если человек становится только школьником, он во многих отношениях перестает быть человеком», – писал Сухомлинский. Видеть перед собой не школьника, а человека – вот главное обязательное требование для тех, кто хочет и может учить детей. Учите ребенка человечности – тогда он полюбит и труд, а полюбив труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум. Не поддерживая в ребенке чувство собственного достоинства, не помогая ему преодолевать трудности и радоваться успехам, нельзя развить его способности, какие бы прогрессивные методы воспитания ни применялись. Воспитывать – значит создавать, и только создавать. Каждым шагом и каждым словом создавать представление ребенка о себе самом, как о достойном человеке. Помочь ребенку найти в образ человека – не в этом ли смысл воспитания?

   Н. Василенко, педагог


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика