Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. К вершинам духа (статьи, эссе) К ВЕРШИНАМ ДУХА (статьи, эссе)«Дух человека подобен орлу – чем выше над землею поднялся, тем шире и видимый горизонт. Устремление к Вершинам дух поднимает над низинами обычности плотной». (ГАЙ 1972 г. 298) "Эта мысль получает свое подтверждение в публикациях Виктора Войханского в газете "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ". САГА О ГЕРОЯХН.К. Рерих. Звезда героя Эволюция! Это слово часто произносится, но окружающая жизнь показывает, что для большинства оно ничего не значит. Не надо далеко ходить. Спросите своих близких: "Что такое эволюция?" Вам станет ясно, что это понятие не является ведущим для человека. Магазины, базары, певцы, спорт, автомобили и телесериалы – вот примерный круг интересов людей. А эволюция – это где-то там, далеко. Никого не интересует, что эволюция – это коллективный процесс, что ни один участник не может быть изъят из него. Поэтому бессознательное прозябание в общем потоке космической энергии является паразитирующим. Тем более непонятно большинству, что кто-то должен компенсировать те потери от их неучастия в общем процессе. Понятие эволюции предполагает, прежде всего, улучшение. И такое совершенствование имеет в виду не обособленность, но гармоничное развитие индивидуальности вместе с окружающей средой. Каждый сознательный участник этого процесса должен к этому стремиться. Таков закон. Эволюция не терпит застоя. Ведь мы же проветриваем комнату от затхлого воздуха. Ведь мы же стремимся избавиться от болезней, часто даже путем тяжелых операций. И пока мы будем находиться в ленивом состоянии безответственного дитяти, жизнь будет преподносить нам «сюрпризы», которые мы сами же себе и создаем. Страдания являются своего рода двигателями сознания. Они заставляют нас мыслить, искать решения. Одним словом вытаскивают нас из скорлупы обособленности и эгоизма. Но как только минует опасность, или разрешится очередная неурядица, мы снова спешим забраться в свою раковину и копить отходы жизни. Если бы каждый человек самостоятельно стремился к усовершенствованию и мог поддерживать достаточное напряжение для обновления энергии, то удары жизни не были бы нужны. Их просто некому было бы создавать. Дело же обстоит как раз наоборот. Но есть среди рода человеческого те, кому неспокойно, когда кто-то страдает, когда человечество деградирует, когда самой планете грозит гибель. Они вечно что-то ищут, доказывают, стремятся к чему-то и зовут за собой. Рядом с ними очень неуютно. И люди сначала крутят у виска пальцем, а потом набрасываются на таких личностей. Всякого, кто потревожил покой, люди готовы заклеймить званием преступника. Ведь находят же для этого силы, порой недюжинные. И это вместо того, чтобы прислушаться к голосу разума. Зато гадалки, лжепророки и «ясновидцы», растущие, как грибы после дождя, совсем не тревожат общество. Они не призывают к изменению жизни, поэтому не кажутся опасными. Многие тысячи лет человечество знает, что герои и мученики слагают народы. Именно они открывают новые пути, по которым люди будут идти в будущем. Но при жизни, «благодарные» современники подвергают их всяческим гонениям, вплоть до физической расправы. К сожалению, при настоящем состоянии сознания человечества иного трудно ожидать. Но герой в сердце своем знает об этом. Не случайно разговор зашел о сердце. Не рассудок ведет героя, а горящее к Истине и добру сердце. От сердца его готовность презреть все страдания, которыми наградит его человечество. Да, потом, пролив обильно слезы, мы признаем правоту и ценность его подвига; вознесем его имя на пьедестал и будем гордиться восстановленной справедливостью. Но никто и никогда еще не взялся подсчитать тот урон, который понесло человечество от таких жертв. Никто не скажет, сколько еще полезного и нужного принесли бы эти подвижники, не будь они гонимы, сжигаемы на кострах, погублены в тюрьмах, доведены до слабоумия. Что же такое герой для человечества? Герой – это, прежде всего, тот, кто приносит дыхание ритма новых энергий. Сегодня этот разговор должен иметь научное продолжение. Ученый будет прав, требуя исследовать явление героя. С энергетической точки зрения герои и подвижники представляют собой некое подобие вулкана, изливающего мощные потоки напряженных энергий. Еще долгие годы будут люди пользоваться их находками и достижениями. Ведь мы до сих пор используем математические и физические открытия Архимеда, Фибоначчи, Ньютона. А на достижениях искусства Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии до сих пор воспитываются художники всего мира, удивляясь той степени выразительности, которой достигли древние мастера. Такие напряжения энергии необходимы для эволюции. Без них человечество пришло бы к полной деградации. И кто-то приходит принять на себя эту тяжелую ношу – дать людям новое. Энтузиазм этих подвижников и есть то благословенное напряжение, которым будут увлечены люди в последующие столетия. Но энтузиазм понятие этическое, тогда как эволюция, во многом, понятие биологическое. Значит, нет противоречия в том, чтобы объединить биологию и этику. В природе вообще не существует обособленных энергий. Все взаимосвязано и питается взаимно. Именно эта истина ведет героя. Он идет не для того чтобы поразить или уничтожить что-либо. Он идет для лучшего приложения своих духовных и физических сил. Герой совершает подвиг во имя процветания жизни. Жить значит совершенствоваться. Защищая жизнь, он защищает красоту. Без красоты, без этого маяка, зовущего к совершенствованию, жизнь грубеет. Грубость ведет к обособлению, развивает эгоизм и, в итоге, начинает пожирать самое себя. Тогда жизнь может вообще прекратиться или опуститься до уровня самых примитивных форм. Это равносильно смерти, особенно если жизнь уже являла свое течение в более высоких формах. Героев часто молва называет фанатиками. Но трудно представить, в каком бы состоянии находилось сейчас человечество, не будь этих мучеников за Истину. Поэтому остережемся впредь раздавать обидные клички. Как бы они не пристали к своим породителям. 140 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХАРерих С.Н. Портрет В утлой лодочке по волнам мировой истории плывет земное человечество. С трудом поднявшись на гребень, лодка камнем летит в бездну. Падение всегда легко, однако головокружение и смятение овладевает сознанием, ибо не чувствует верной опоры. Подъем всегда сопровождается перегрузкой, тяжестью во всех членах, зато нога твердо стоит на палубе. В дни забвения Истины люди начинали бредить самостью, и это всегда приводило к падению во тьму. Но каждый раз, чтобы не дать утонуть совсем, на помощь приходили Спасители. Приходили как основатели великих Учений, художники, ученые, врачи, писатели и святые подвижники, напоминая каждый раз иными словами всю ту же вечно новую Истину о Единстве Мира. 9 октября 2014 года исполняется сто сорок лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Его с полным правом можно отнести к тем, кто протягивал руку тонущему человечеству. Всю свою жизнь этот великий человек посвятил делу сохранения Культуры. Культура – оплот духовного возрождения человечества, его спасительная нить. «Культура – единая основа Бытия. Культура – сущность Бытия, сущность качества жизни, есть явление духа» – именно так относился Рерих к этому священному понятию. Он первый предложил утвердить охрану общемировых ценностей Культуры на законодательной основе. «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в 1935 году международным сообществом носит имя Рериха. То, что было не под силу многим людям и организациям, удалось осуществить Николаю Рериху. Это был необычайно одаренный человек. Его часто сравнивают с великими творцами эпохи Возрождения. «Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, который обусловливал целостный подход к самым разным областям научной и художественной деятельности». (Шапошникова Л.В. «Ученый, мыслитель, художник») Сознание в состоянии синтеза отличается удивительным качеством объединять и взаимно обогащать все, к чему бы оно ни прикасалось. Оно всегда исходит из понимания величия Единства Законов Мироздания. Единство ничего не отрицает, но находит всему соответствующее место и справедливое отношение. Именно такими качествами обладал Николай Константинович. «Рерих был блестящим историком, и нередко его исторические предвидения носили пророческий характер. Он был крупным археологом и этнографом. Нередко синтез Рериха при осмыслении его творчества искусственно разрывается исследователями, что часто приводит к неверным заключениям. Иногда ставится вопрос, что влияло на художество Рериха – наука или его художество – на науку? Сама постановка вопроса некорректна. И наука и искусство в пределах синтетического пространства внутреннего мира Николая Константиновича тесно взаимодействовали друг с другом, взаимопроникая и составляя единое целое. В научные труды и в художественное творчество он вносил нечто такое, что одухотворяло <…> и значительно повышало познавательный уровень художества и эстетику научных исследований". (Шапошникова Л.В. Там же) Его творчество всегда ощущается живым и неповторимым, для многих неожиданным, откровением. Рерих умел передавать то, что называется духом времени. Картины художника, изображая земной мир, вместе с тем отражают присутствие какой-то иной более глубокой действительности. Это мир правды. «Ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви — и задумался глубоко, что-то прозревая... Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли». Так писал о картинах Рериха Леонид Андреев, называя творчество художника «Державой Рериха». Будет правильным рассматривать творчество Николая Рериха в контексте всей семьи Рерихов. На долю этой великой семьи выпало множество трудных испытаний, которые помогли им подняться к духовным вершинам. Все они были выдающимися высоко духовными личностями, давшими миру путь служения Общему Благу. Вершиной этого служения стало Учение Живой Этики, открывшее человечеству врата в Новый Мир будущего. |