![]() | |
Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. Культура – почитание Света (статьи) КУЛЬТУРА — ПОЧИТАНИЕ СВЕТА![]() Что означает понятие "культура"? Почему беседы о культуре так важны и особенно актуальны в наше время? На эти вопросы отвечает искусствовед Виктор Войханский в своих статьях на страницах газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ". ПОДВИГ ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫСемья Рерихов – это пример самоотверженного служения Культуре. Но все действия Рерихов не были случайностью. Они явились итогом сознательной эволюционной деятельности. Наступает Новая Эпоха Водолея. Она несет с собой новые условия существования на планете и выводит человека за ее пределы, делая космической личностью. В связи с этим человечеству было необходимо передать знания, которые объяснили бы суть наступающих изменений. Для этого Учителями человечества был проведен необычный эксперимент по преображению энергетики человека для согласования ее с новыми условиями Космического ритма. На это дала добровольное согласие Елена Ивановна Рерих. В ХХ годах Рерихи совершили Центрально Азиатскую экспедицию, в течение которой был успешно завершен этот уникальный опыт, начало которому было положено в 1924 году. Так Елена Ивановна Рерих стала провозвестницей нового энергетического вида человека. Она оставила подробные записи, которые назвала «Огненный Опыт». Сегодня они известны под названием «Живая Этика» или Агни Йога. По окончании экспедиции Рерихи основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» для обработки итогов экспедиции. Он стал прообразом будущей науки. ![]() Рерих Н.К. Пакт Культуры Согласно Живой Этике только Культура и связанная с ней Красота смогут создать ту высоко духовную энергетику человека, которая даст возможность существовать в Новом Мире. Таким образом, понятие Культуры перестает быть абстрактным. Оно становится осязаемым и научно обоснованным. Именно благодаря Рерихам 15 мая 1935 года в Белом Доме был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный в мире как Пакт Рериха. Прямым продолжением Пакта Рериха явилось подписание «Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Жизнь семьи Рерихов – это подвиг во имя Культуры. ОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОСТИВсемирно известный Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Вашингтоне, в Белом Доме Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики. Это был первый в мире международный договор о защите культурного наследия, он носил название Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Поскольку его инициатором стал всемирно известный художник, ученый и философ Николай Константинович Рерих, то в международной практике его называют по имени вдохновителя. В рамках договора был утвержден отличительный знак для идентификации объектов охраны, знак Знамени Мира. Николай Рерих описывает его символику в следующих образных выражениях: «Предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства». Актуальность этого договора была вызвана временем и новыми реалиями жизни. Машинная, техногенная цивилизация перестала нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в действительном смысле этого слова. Она подменила Культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникла «массовая культура», которая потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивает его энергетику, мешает развитию гармонии духа и материи, затрудняя человеку дальнейшее эволюционное восхождение. Чтобы осознать истинный смысл высоких понятий энергетики духа и эволюционного восхождения необходимо выйти за рамки очевидности и понять, что человечество вместе с планетой является неотъемлемой частью Космического процесса. И что нарушение взаимосвязей единого организма всегда грозит тяжким заболеванием. Именно Культура, включающая в себя истинные: науку, искусство, духовные Учения дает возможность внутренней самоорганизации человека на пути к гармонии с Миром. ![]() Рерих Н.К. Град обречённый Войны и революции, пренебрежение к Культуре в мирное время – все это приводит к разрушению храмов, музеев, библиотек, предметов искусства, науки и других бесценных сокровищ. В огне горят картины и рукописи, труды ученых и нарушается мирный труд. Иными словами то, что приводит человека к Богу, он сам уничтожает. Понимая всю ценность и невосполнимость потерь, Николай Рерих прилагал, поистине, глобальные усилия, чтобы защитить мировые культурные ценности. Результатом этих усилий и явился Пакт Рериха, который налагал обязательства не только на государства, подписавшие его, но и на все общество в целом. Он был рассчитан на массовое движение в защиту Культуры. «Не устанем твердить, - писал он, - что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».* Только все общество может способствовать сохранению и расцвету Культуры. Культура имеет корни в народном сознании, поэтому нельзя отдавать ее на откуп корыстным побуждениям власть имущих. Никто не сможет воспрепятствовать культурным требованиям народа, если он желает восходить духовно. Именно утверждению Культуры, сохранению великого наследия всех народов посвятил свою жизнь Николай Рерих. Бердяев писал об «иной духовной действительности», которая может существовать только в энергетическом поле Культуры. В ХХ веке был накоплен большой материал, подтверждающий существование этой действительности, которая должна неизбежно наступить как результат процесса энергообмена в Космосе. Приближение новых энергий к Земле требует качественно нового сознания человечества для их принятия и ассимиляции. В этом случае они смогут выполнить свою позитивную эволюционную роль. Но встретив на своем пути преграду низкого сознания, они произведут разрушения. Именно поэтому необходимо накопление духовного потенциала, способного смягчить высокое напряжение новых условий. «Осознание красоты спасет мир» - утверждал Рерих. В этой формуле заключается весь смысл космической эволюции, которая движется от хаоса к порядку, от простых и грубых форм к сложным прекрасным формам утонченной материи. Красота, как форма энергии, утончает энергетику человека, поэтому созерцание Красоты устремляет человека к творчеству. Творчество, в свою очередь, является энергетической основой самоорганизации духовных сил человека. Поэтому Рерих называл Культуру «Садом Прекрасным», где на первом месте стоит Красота. Творчество Красоты указывает нам эволюционный путь сотрудничества с Высшими силами - Иерархией Космоса. * Знамя Мира. - М., 1995 - С. 142. ![]() И снова настойчиво звучит призыв о Культуре. Культуре высокой духовности, взаимного сотрудничества человека и Природы. Пусть процветет Культура – почитание Света. Все прогрессивные силы человечества, невзирая на разномастные ужимки и гримасы тьмы, должны сплотиться вокруг идеи духовного единства и возрождения Земли. Сегодня уже многие видят признаки тяжелого недуга, порожденного бескультурьем. Однако людям пока недостает решительности, чтобы объединиться. В октябре месяце 2010 года в столице республики Казахстан г.Астане, под патронатом президента страны Нурсултана Назарбаева, проходил Всемирный Форум Духовной Культуры. Он собрал всемирно известных деятелей культуры более 70 стран и явился отражением необходимости единения культурных сил для сохранения мира и самой жизни на Земле. Никто не может стоять в стороне, когда рушится наш общий дом. Особая роль в этом благородном деле принадлежит деятелям науки, культуры, искусства, представителям мировых конфессий, общественным деятелям и людям доброй воли. Информационная справка: Человечество находится на сложном изломе своей истории. Различные кризисы обнажили глобальные проблемы человечества. Все более жесткая реакция природы на агрессивное по отношению к ней поведение людей, выражается в разрушительных природных катаклизмах, и психических расстройствах терроризма, сепаратизма, и всей преступности, довершают картину современного мира. Все это закономерные итоги неотвратимо углубляющегося духовно-нравственного кризиса, поразившего человечество. Человечеству предстоит понять, что дальше так продолжаться не может, что разъединенные народы в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию, прежде всего своей выгоды, своих эгоистических, не имеющих отношения к Общему Благу интересов, неотвратимо ведут мир к гибели. Наступающая Новая Эпоха настоятельно требует от человечества пересмотра многих жизненных констант и неотложных конкретных практических действий по предотвращению надвигающихся угроз. В целях сплочения духовной элиты человечества, объединения разрозненных усилий отдельных отрядов Духовной Культуры в единую общность и учреждается Всемирный Форум Духовной Культуры - качественно новый, постоянно действующий орган мирового сообщества. Он призван утверждать первенствующую роль Духовной Культуры над всеми другими планетарно-историческими формами бытия и ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь принципы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, веры в торжество сил разума и Света. Имеется в виду создание своего рода Всемирного Интернационала Культуры, способного в перспективе стать духовным центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм жизни, стать инструментом более эффективного влияния Духовной Культуры на исторические судьбы человечества. Поставленная задача по своей сути является ни политической, ни экономической, ни социальной, ни научной, ни технической, но, прежде всего, этической! Конечно, все названные сферы будут задействованы в деле обновления мира, но только после их преображения этикой. Насыщение этическими идеалами всех сфер жизни общества – острейшая потребность развития человеческой цивилизации. Именно она выходит на передний план, становится определяющей. Ключевое звено этического преображения мира – восстановление справедливости во всех пластах общественной и государственной жизни. ГОЛОС КУЛЬТУРЫИзучая окружающую действительность, люди, якобы для простоты, поделили ее на множество условных частей, которые со временем превратились в обособленные фрагменты, вследствие чего была утеряна единая цельная картина мира. Любая наука в своем синтезе должна уметь четко прослеживать связи со всеми остальными науками без исключения и определять свое место в общем познании миропонимания. История, возможно, более других наук должна быть синтетической, потому что описывает процесс самой жизни. Горизонталь дат и событий должна быть дополнена вертикалью психических, физиологических и космических взаимодействий. Для осуществления синтеза любого уровня нужно объединяющее начало. Чтобы удержать живое тело в целости, нужна тонкая энергетическая структура. Древние называли ее аурой. Так же и для истории, объединяющим началом является Культура. Понятие Культуры обращает нас к Древнему Миру. Первыми ее носителями были жрецы храмов. Они обладали именно синтетическим знанием, позволявшим делать великие предсказания, заниматься строительством, искусством, лечить и тем приносить большую пользу народам. Само же слово «Культура» имеет латинские корни, где оно употреблялось в значении совершенствования, почитания, поклонения. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. И хотя в русский язык слово «Культура» вошло в 19 веке, оно сразу стало объектом пристального изучения философов и ученых. Вот что писал медик и философ, академик Д.М. Велланский (1774-1847): «Культура – это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение…». В то же самое время, философ Николай Бердяев утверждал: «Культура полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной действительности. … Всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». Поэт Андрей Белый соотносил культурное строительство с творчеством самой жизни: «Понятие «Культура» отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятия наука, искусство, быт; Культура – цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности … культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а – сознательное; … она – индивидуальна и универсальна одновременно…». В продолжение темы приводим фрагменты статьи великого русского художника, ученого, археолога, путешественника, культурного деятеля Николая Рериха. Он поднял Знамя Культуры над всем миром. Его называют певцом гор, благодаря его замечательным художественным произведением. В равной мере его можно назвать певцом Культуры, ибо не было еще в мире человека, который сделал бы для Культуры больше, чем он. ![]()
«Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может создавать то благотворное сотрудничество, в котором все человечество так нуждается сейчас. От высших представителей духовного мира до низшего материалиста-торговца — все согласятся на том, что без синтетического сотрудничества никакое дело не может быть построено. В Культуре целых государств мы видим, что там, где был понят и допущен широкий синтез, там и творчество стран шло и плодотворно и прекрасно. Никакое обособление, никакой шовинизм не даст того прогресса, который создает светлая улыбка синтеза. ... Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации. К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль. Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить “Дом Культуры”, но будет очень неуклюже звучать: “Дом Цивилизации”. Вполне определительно звучит название “культурный работник”, но совсем иное будет обозначать — “цивилизованный работник”. Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения “цивилизация Греции”, “цивилизация Египта”, “цивилизация Франции”, но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции... В прошлых статьях о Культуре мне приходилось называть Культуру почитанием Света. В результате мы и не уйдем от этого понимания. Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Но, может быть, я слишком воодушевлен понятием Культуры, потому обратимся к наиболее прозаическим определениям толковых словарей и энциклопедий. Пресловутый Вебстер определяет цивилизацию как акт гражданственности или цивилизованное состояние, относительное преуспеяние в социальной культуре. Тот же словарь определяет Культуру как акт улучшения и развития воспитанием, дисциплиной; просвещение и дисциплинирование, полученное умственным и моральным воспитанием; утончение; характерные достижения народов или социальных организаций, как, например, "греческая Культура”. Большая Энциклопедия Этики совершенно опускает определение слова цивилизация, как не входящего в круг высоких этических понятий, и посвящает Культуре следующие строки: “Культура. Бэкону мир обязан этим термином, так же как и философией о культуре. (Прогресс учения. 1605 II XIV, 2.) Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека — мыслительной, религиозной, этической, — оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия. Это стремление выражается рядом контрастов по разделению мыслительному и действенному. Наиболее основные контрасты по делению физическому и духовному, с их дуализмом животности и человечности. Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудаленному, а не к ближайшему физически. С общественной точки Культура противопоставляется промышленным занятиям, различая их по качеству работы”. Как видим, говоря о Культуре как о почитании Света, мы лишь синтезировали существующее определение. Если кто по незнанию будет настаивать, что понятие Культуры соединено лишь с культурой физической, он покажет просто свою ограниченность. Если кто-то будет вспоминать какое-либо прежнее неудачное злоупотребление этим высоким понятием, он просто будет пресекать себе возможность к совершенствованию, утончению сознания и вмещению. Нам приходилось встречаться с очень определенными пониманиями этих двух понятий среди народов. Народ считает каждого, надевшего белый воротничок, цивилизованным человеком, для этого даже коверкая это где-то услышанное слово; каждый грамотей уже цивилизован; так, хотя и в примитивных формах, правильно понимается начало первой гражданственности. Но решительно все народы поверх этой гражданственности, легко всем доступной, чувствуют существование чего-то высшего, к чему неизбежно стремится каждый ищущий дух человеческий. Для этого высшего обозначения у каждого, даже примитивного, народа существует свое слово, которое скажет вам о высшем взаимопонимании, о высшей духовности, о знании высшем и о радостях духа. Это не будут чисто клерикальные понятия, они будут соответствовать именно нашему понятию, наследованному нами от великих нахождений Латинской Культуры. Может быть, мы могли бы взять такое же понятие из китайской или даже из тибетской письменности, но Запад просветился латинским обозначением этого понятия; потому мы не можем извращать его лишь в угоду кому-то, кто хотел бы своевольно применить или извратить его. Почему-то все очень легко понимают обозначение “Всемирный День Культуры”, но всемирный день цивилизации может быть истолкован очень странно и даже несколько комично. Пример соотношения этих двух так принятых понятий Культуры и цивилизации напоминает нам, как много в таких же соотношениях или забыто, или перетолковано. Мы знаем, сколько старинных заветов нуждаются в новом переводе, ибо многие определения нашего ближайшего прошлого оказываются или неопределяющими, или примитивными, ибо не забудем, что конец 19-го века не очень послужил к утончению и уточнению научных и философских терминов. Но сейчас мы находимся в преддверии очень знаменательного времени, времени сознательного Синтеза, когда никакие обветшавшие условные нагромождения не должны мешать стремиться к Свету и к ничем не стесненному познанию. Кто-то подумал о том, что само произнесение слова Культура уже заключает в себе самомнение и гордость. Но ведь это не так; ведь каждое стремление и совершенствование есть нечто как раз обратное самомнению. Самомнящий удовлетворяется и не двигается, но ищущий стремится и готов ко всяким невежественным выходкам со стороны, лишь бы только протолкнуться по пути к Свету. Ведь этот Свет не есть отвлеченность; ведь нахождения наших великих ученых говорят нам о тех близких возможностях, которые еще четверть века тому назад казались несбыточной утопией и вызывали даже в тогдашних научных учреждениях лишь улыбки сожаления. Но мы счастливы видеть, как эволюция человечества, хотя бы даже в своеобразных путях, но очень быстро изменяет смысл всей цивилизации. А за этим актом будет происходить и накопление Культуры. И если люди начнут мыслить о Культуре, начнут вводить в обиход свой это священное понятие, они вовсе не будут самомнительными, но лишь покажут себя готовыми к высшему вмещению. Благодетельный Синтез поможет и ввести в обиход жизни оздоровляющие высокие понятия и научит вмещать то многое, что еще вчера казалось или пустою отвлеченностью, или неприменимою неуклюжестью, или просто смешным, с точки зрения условных привычек, предрассудков и суеверий. Не суеверие ли, не предрассудки ли испортили так многие прекрасные понятия? И приходится теперь молодому поколению бесстрашно поднять забытые сокровища во имя лучшей и светлой жизни!» (Н.К. Рерих «Синтез») |