![]() | |
Главная / Наши авторы / Светотворение (о поэзии Е.Туркка) СВЕТОТВОРЕНИЕ (о поэзии Е.Туркка)![]() НЕБЕСНОЕ ОТЕЧЕСТВО – повсюду,
Тот, кто только начинает постигать земной мир во всем его удивительном многообразии и красочном богатстве, жадно впитывает все его света и тени, его бесчисленные ритмы, его неудержимую переменчивость. Тот, кто сохраняет способность постигать мир по-детски непредвзято, доверяя каждому его движению, является его сотворцом, и, отважившись “остановить мгновение”, претворяет насущную потребность духа в самовыражении через видимые формы Красоты. Воплощая свое духоразумение с помощью пера и кисти, художник, ограниченный рамками своего жизненного опыта, избирательно относится к потоку откровений своего сокровенного естества. Его дух и плоть ведут постоянную борьбу за утверждение в его ментальном пространстве своих ценностей: земных устоявшихся форм и огнеподвижных клише Высшего мира. Когда духовное берет верх над суетным, земной творец становится подвижником, чьи творения синтетически объединяют видимые реалии с тончайшими энергиями его внутреннего существа, а по сути с миром духа в его неразделимом единстве. О художественно-духовном подвижничестве прекрасной русской женщины Елены Туркка красноречиво свидетельствуют ее стихотворные произведения, беглый обзор которых будет представлен в данной статье. А пока познакомьтесь: … я - красных тюльпанов весенний букет, – вот, собственно, программа или, точнее сказать, совокупный набор смысловых ключей к творчеству Елены.
Идеализм ее Мира может отпугнуть прагматиков мира сего, показаться бездоказательной монотонной фантазией, однако тому, кто вникает в суть мировых процессов, будут сердечно близки исповедуемые ею вечные ценности. Бог - многолик. В любом из нас “Век-волкодав”, тотально душивший устремленье к Свету, сменили времена “шакальи”, когда опасливо игнорируемая светлая мысль раздирает завесы темных замыслов, вражды, человеконенавистничества, возвращает человеку понимание смысла его существа, жизни и отношений с себе подобными. Сокровенный умысел нового эволюционного витка опирается на растущую способность человечества к сердцепониманию, иначе чувствознание. Не мозговая активность, провоцирующая финальное действо цивилизации, когда рубится сук, на котором сидишь, но лишь деятельность сердца, его высокие порывы могут остановить натиск хаоса. Пробудить, позвать спящие сердца к утонченному чувствованию, к осознанию человека в единстве контекста всего сущего призван современный художник слова. Ты ВДУМАЙСЯ - войди вовнутрь дум, О каких думах и голосах пишет Е.Т., к какому внутреннему действу призывает она читателя? Ему, прислушивающемуся и присматривающемуся к движениям своего внутреннего естества, она предлагает осознание мира духа, как основополагающей реальности, четко определяя инструменты познания. Принцип относительности, принятый наукой, устанавливает систему отсчета, чтобы “договориться с пространством” о способах взаимодействия с ним размещенных в нем объектов. Применяя данный подход к жизненным процессам, в частности к процессам познавания, нетрудно заметить их существенные отличия в таких несовпадающих пространствах (с весьма разнящимися “системами отсчета”), каковыми являются мир физический и мир духа. Обыденное мышление трехмерного мира в качестве инструмента познания использует интеллект и его проводник – мозг, и, к сожалению, часто пытается ограничить возможность познавания иным путем. Е.Т. замечает: Лишь ум надеждой упоен Вслед за Пифагором, который утверждал: “Не почитай знания за одно с мудростью”, Елена повторяет: И ум пытается объять, Она знает наверное, что наступает эпоха, когда продвинуться в познании, используя исключительно возможности интеллекта, человек уже не сможет: …только доверившись сердцу, возможно Дар сердечного постижения знаком каждому человеку, а более всего женщинам. Кто, как не мать, может уловить движения души своего еще бессловесного дитяти? Возводя на престол осознающего органа сердце, подчеркнем, что не физическое сердце из мышц и крови является таковым, но его тонкая составляющая, о которой иранский философ Аль-Газали писал как о “божественном духовном даре, связанном с телесным сердцем”. “Этот дар есть суть человека, постигающее, знающее и осознающее в человеке, оно же беседующее, контролирующее, укоряющее и требующее; оно связано с телесным сердцем, и для умов большинства людей трудно разобраться, какова же эта связь”. Пройдет еще немало лет, – отмечает Е.Т., подчеркивая сложность и длительность пути сердечного познавания. Она не устает призывать к необходимости постоянного движения мысли, восходящая спираль которого неизбежно приводит к углубленному самопознанию и в результате к осознанию единства микрокосма-человека и Макрокосма-Бога. Свидания с Богом ищешь? Сказки ждешь? Непроторенность путей познания основополагающих истин, обусловленная прежде всего уникальной индивидуальностью познающего, заставляет каждого искать свои “пароли” и “отзывы” при соприкосновении с ними. Формула “иди туда – не знаю куда, ищи то – не знаю что” лучшим образом отражает процесс подобного познавания. Руководимый интуитивными движениями сердца, человек однажды понимает, что нашел свой путь и даже чего-то достиг, но уже некоторое время спустя осознает, что кроме собственно цели своего развития – совершенствования, ни о каких достижениях судить не может, ибо по мере прохождения им некоторых вех, цели свойственно удаляться. Духовному странничеству Е.Т. посвящает следующие строки: Став странником, выбрать РЕАЛЬНОСТЬ любую Предваряя возможное разочарование жаждущих постижения Истины, можно все же назвать общий для мироздания закон, приводящий к ней. Известно, что в обыденной жизни всякое приближение обусловлено наличием магнитной связи между объектами: магнитом и металлом, осадками и растениями, мужчиной и женщиной. Эффективно приближаться к миропознанию, притягиваться к нему быстрее, нежели с помощью скрупулезного анализа и затем сложнейшего синтеза для обобщения сути вещей и осознания, в конечном итоге, целостности мира, служит особый вид магнетической связи, называемый любовью. В своем творчестве Е.Т. не разделяет это понятие на две разновидности: земную и ту, которая ведет к Истине. Напротив, она не устает подчеркивать преемственность одной по отношению к другой: …ОТЕЦ, горька любовь земная, Определив любовь, как движитель в системе мирового закона магнетизма, связывающий познающего и познаваемое, мир земной с миром духа, мы будем вынуждены признать как следствие объективность нравственных законов. То, что интуитивно веками принималось как данность в различных религиозных Учениях, являлось лишь частными толкованиями одного целостного закона Любви, ипостаси которого весьма многолики, даже в их земном воплощении. Немало проникновенных строк поэзии Е.Т., обращенных к “сердечному другу”, побуждают читателя к совершению нравственных усилий, которые при их постоянстве неизбежно приведут к установлению сердечного тока, связующего человека и Бога-Истину, человека и человека. Благодарить? - Благодарить. ” Выше и выше иду, и призраки остаются у меня за спиной”, – писал Уолт Уитмен. Познавая, мы призваны равно как собирать знания, так и избавляться от множества иллюзий, собранных в информационном пространстве наших жизней. К освобождению из плена мыслеобразов, сковывающих наши души шаблонами мышления, призывали Христос (”Будьте как дети!”), Готама Будда говорил о том же, настойчиво советуя освобождаться от страстных желаний, которые неизбежно приводят к страданиям. Тема огненного очищения сердца, устремленного любовью к прекрасному, близка Е.Т.: Свеча истаяла в огне… Только так, освобождая ум от суетного и душу от сиюминутных ощущений, можно подойти к чистому познанию “блистательного мира” Красоты – колыбели рождения Истины: СмотрИте на НЕБО! СмотрИте на ЗВЁЗДЫ! Любовь к миру высоких откровений не есть понятие отвлеченное, оторванное от земных реалий, которые мы привыкли воспринимать дискретно. “Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва найдется что-нибудь, чуждое всему остальному. Ибо все объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира” – утверждал Марк Аврелий. Единое основание духа, обеспечивая общность поля сознания всех сознающих объектов, ведет их к осознанию связи всего со всем, решительно отвергая вредную иллюзию обособленности, исключительности и одиночества. Одиночества нет. Но всему – свои сроки, – утешает читателя Е.Т. Тем не менее она настаивает на том, что подлинное единение возможно лишь, когда между душами “веет звездный ветер”, и эта дистанция нужна ей для того, чтобы отстоять одиночество творца – неизбежное состояние художника, посягнувшего на функции Бога. И в этом аспекте отсутствие земных притяжений становится для нее желанным, необходимым условием для подключения к вдохновляющим мыслеобразам. Отдавая должное одиночеству – лучшему состоянию для самосовершенствования через познание Истины, – Елена Туркка призывает читателя понять и принять ментальную и душевную обособленность, как благодатную почву для творческого процесса: О, ОДИНОЧЕСТВО КРЫЛАТОЕ, С налётом лёгкого сарказма Эпиктет вопрошает: “Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?” По сути же античный философ указывает на неотъемлемую принадлежность человеческого существа к миру духа, настаивая на необходимости осознания этой связи. Разделив миры на зримый физический и незримый духовный, человек игнорирует лучшую часть своего существа – двигателя своего микрокосма. Он отрешился от постижения единства с Макрокосмом, эгоистически поставив себя в центр мироздания. Он разделил мир единой Материи на видимый материальный, якобы объективно существующий, и невидимый “иллюзорный”, нацепив на все духовные Учения ярлыки мракобесия. О призрачности подобных построений пишет Е.Т., всем сердцем отстаивая свое духоразумение единства мира. Своею недоступностью привычный, Невозможно убедить человека в том, во что он не верит. Вера предваряет знание. “Вера есть осознание Истины, испытанной Огнем сердца” (”Агни Йога”). И если человек свято верует в авторитет физики, выросшей из очевидных фактов и пришедшей к области, где ее теоретические построения уже не подтверждаются экспериментом, почему бы ему не поверить в объективность существования единого Корня Мироздания (ошибочно отождествляемого с некоей надсущной личностью). Почему бы не принять законность продолжения ряда уже обнаруженных физикой невидимых частиц и осознать множественность градаций невидимой физическому глазу единой Материи? Что, в конце концов, мешает принять мысль как действующую энергию, чьими усилиями из вещества стихий возводится все мироздание и, в частности, формируются реалии земного мира? Творчество подлинных художников, музыкантов, поэтов, ученых, не взирая на детали проявления их личности, всегда касалось вдохновляющих мыслеобразов, одаряя человечество чудесными отображениями. Черпая из единой сокровищницы, Шекспир и Леонардо да Винчи, Бах и Скрябин, Эйнштейн и Циолковский растили крылья человека, поднимая его дух, приобщая его к высоким истинам. Наследуя великих, Елена Туркка, взлетая, зовет за собой своих “неслучайных встречных” – тех, кто устремлен к сердечному познаванию, самоотверженной любви и возвращению к колыбели мира: ...всё на Земле, что, с Любовию, создано, Можно было бы закончит данный обзор на этой кристально-чистой ноте, если бы не состояние земных дел, не время, переполненное стоном и отчаянием, страхом и агрессией. “А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно - что жилы отворить”, – писал Борис Пастернак о страшном периоде сталинских репрессий. Тогда человечество еще имело надежду, что, развалив тоталитарные режимы, придет к очевидному благоденствию. Сделав ставку на достижение цивилизационных благ, облегчающих быт, но никак не покрывающих духовных нужд людей, человечество завело себя в тупик Бытия, предопределенный сложившимися стереотипами “цивилизационно-ориентированного” мышления. Подобный регрессивный процесс явился результатом того, что ослепленное властолюбием человечество в погоне за наживой обособилось от своих Истоков, отвернулось от Сил, ведущих его к Свету, и теперь самоотравляется собственными низкими устремлениями. С грустью говорит об этом в своих стихотворениях Е.Т.: Не отодвинуть боле сроков: Однако из уст автора этих поэтических строк никогда не звучало осуждение в адрес человека. Великое всегда живет будущим, своими творениями на века вперед закладывая созидательный потенциал, побуждающий стонущего и изверившегося человека “встать и идти”. Тем же, кто в эпоху Армагеддона предпочитает принять позу страуса, Е.Т. адресует следующие строки: Знать, думать, делать иль любить - опасно. Лишь созидание, которое руководствуется Любовью – в самом широком смысле этого слова – может утвердить необходимое качество мышления, дать долгожданный импульс к новому эволюционному сдвигу, когда человечество, наконец, начнет чувствовать себя счастливым. Очень многие предсказывали “конец света”, но помимо кликушествующих находились верившие в человека, в осознание им своего богоподобия, в наступление Нового Мира. К этому меньшинству можно отнести и Елену Туркка, которая заявляет: Я верю в то, что Царство Божье Благодарим тебя, Елена из далекого Хельсинки, за веру, за Светильник духа, подвижнически вносимый в омраченное пространство, за вдохновение, которым ты щедро наделяешь каждого, обратившегося к миру твоей Поэзии. Е. РАЙТ |