ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕЙРОНАУКА

Сама постановка вопроса, на первый взгляд, выглядит довольно парадоксально, поскольку это попытка связать воедино нечто архаичное и новейшее. Казалось бы, ну какая связь может быть между религиозным представлением о душе, насчитывающим более 2 тысячелетий и современной нейронаукой, находящейся не переднем крае познания мозга и оперирующей новейшими научными понятиями и категориями?

Вместе с тем, связь тут имеет место, причём, самая прямая, поскольку истинное знание, в какие бы формы словесности оно не было облечено, в принципе не может устаревать, а может лишь находить своё отражение и подтверждение в следующих друг за другом научных открытиях.

Проще говоря, любая истина неподвижна, как система координат вокруг которой двигается сам мир. В этом, собственно, и состоит вечный диалог науки и религии, как отражение связи материи и духа. Так двигается познание и так было в истории с антропологией, квантовой теорией, психологией, научной генетикой и другими дисциплинами, которые не смогли опровергнуть верность христианства и христианской антропологии о духовно-телесной природе человека, а лишь подтверждали непреложную мудрость и верность духовного знания.

Аналогичная ситуация складывается в настоящее время и с новейшим направлением когнитивных исследований и в частности с нейронауками. Подлинным феноменом христианской (святоотеческой) психологии можно считать то обстоятельство, что несмотря на всю архаичность святоотеческого учения о душе, оно не только не противоречит новейшим исследованиям в области мозга и сознания, но даже подтверждает их и идёт параллельно, если не сказать опережает, как бы странно это не казалось.

В этом феномене многие специалисты, владеющие христианской антропологией и психологией, заинтересованные в познании природы сознания и мозга усматривают её изначальную методологическую верность, основанную на истинном и вневременном духовном знании, которое ранее просто не могло быть выражено понятиями и категориями современной науки и в частности нейронауки. Сейчас такая уникальная возможность появилась и многие духовные понятия, категории и артефакты находят отражение уже в новейшем нейросетевом смысле и аспекте.

В свете глубокого анализа и соотнесения современных научных знаний и духовных, из всех духовных школ и религий, наибольший интерес представляют веды и христианство, как системы наиболее глубокого и сущностного знания о природе мира и человека. Наш интерес в данном случае будет связан именно с христианством и святоотеческим учением о душе.

Именно поэтому мы предпримем довольно дерзкую попытку сравнительного анализа христианской психологии в виде согласного учения отцов церкви о душе с новейшими научными представлениями об устройстве мозга, разума и сознания через призму нейросетевой концепции сознания.

Речь идёт о следующих принципиальных вопросах:

  1. О понимании глубинной природы человека, как в первую очередь сознания, а не тела.
  2. О том, что не только мозг, но и всё тело человека обладает сознанием на клеточном уровне.
  3. О том, что мозг и разум – это разноуровневые системы, имеющие сетевую структуру.
  4. О том, что мышление и сознание – это разноуровневые процессы, протекающие в мозге и разуме.
  5. О том, что мозг не обладает сознанием, поскольку сознание представляет собой «ток», «поток» или «траффик», который используют мозг и разум и др.

Можно сказать что данные вопросы недвусмысленно подводят любого исследователя к идее сетевого единства мира и человека, а следовательно к идее единого творческого и созидательного начала, стоящего за всем живым, т.е. к Богу. Одним из первых учёных, высказавших идею о том, что сознание не связано напрямую с мозгом, был лауреат Нобелевской премии 1963 г. по физиологии и медицине, автор теории синапсов – Джон Кэрью Экклс (1903 – 1997 г), который писал ещё в 1959 г.:

«Наш мозг не обладает сознанием, как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты за счёт выделения синаптических медиаторов – молекул, которые передают нервные импульсы в дендронах – сходящихся древовидных отростках пирамидальных клеток коры головного мозга в которые и входит дух или сознание для контактов с физическим телом». (Эклс Д. Физиология нервных клеток, М., 1959. 26с.)

В наше время данная идея получила ещё большее развитие в работах ведущего российского нейробиолога, профессора, член-корреспондента РАМН и РАН, руководителя отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» – К.В. Анохина, который ввёл для описания нейросетевых процессов понятие «когнитом».

Когнитом – от латинского «cog» (cognitio – познание) – это понятие, которое обозначает совокупность познавательных способностей мозга посредством чётких принципов образования и структурирования нейронных сетей сознания. Проще говоря, когнитом – это гиперсетевая функция сознания или способность разума создавать гиперсети. Упрощённым аналогом гиперсети может служить любая социальная сеть.

Особенность понятия и концепции когнитом состоит в том, что эта концепция на сегодняшний день является наиболее передовым принципом понимания природы мозга и разума, а следовательно и человека в телесном (физиологическом) и ментальном (когнитивном) смысле.

Проще говоря, когнитом как бы соединяет иерархически в одно целое три отдельных уровня познания человека:

– генетический (геном);

– нейронный (коннектом);

– нейросетевой (когнитом).

При этом достигается целостное и системное представление о принципах взаимодействия тела, мозга и разума.

Ценность идеи когнитом состоит в том, что она исключительно с научной точки зрения без всякой мистики доказывает идею сетевого единообразия всего живого и осознающего (одушевлённого и воспринимающего), имеющего нервную систему и соответствующие нейросети, как основу когнитома.

Проще говоря, данная идея окончательно ломает все прежние эволюционные и физиологические представления на природу человека, мозга и сознания, как саморазвитого «раздражения» и подводит к фундаментальной теории сетевого единства сознания (мозга и сознания). Данная идея очень близка идее академика Вернадского о ноосфере.

Не это ли является научным отражением принципа единства сознания всего сущего, как идеи, косвенно доказывающей существование единого творческого начала – Бога ?

Из понятия когнитом, как системообразующего, вытекает не только идея Бога, но и куда более любопытная идея «дизайна человека» (ДЧ) или полного программного описания свойств и параметров человека от генетики до разума. Данная идея, как и идея искусственного интеллекта (ИИ), выглядят в известной мере настораживающе и даже еретично, поскольку ни много, ни мало, но бросают вызов Творцу в подходе к намеренному изменению человеком свойств человека и симуляции «бога» в идее ИИ.

В то же время это не уменьшает значимости идеи когнитом, как принципа упорядочивания и структурирования нейросетей по аналогии со «снопом пшеницы». Идею когнитом в самом общем виде можно сравнить с общим принципом связывания отдельных колосьев пшеницы в «сноп», как устойчивую структуру. Только в когнитоме роль «снопа» играет нейронная группа, связываемая в отдельную структуру, именуемую «ког». Из данных «когов», как «снопов», связываемых друг с другом, и собирается нейросеть, а когнитом – это сам принцип связи и взаимодействия «когов» и сетей разных уровней.

Ког и когнитом

В данном исследовании нас будет больше всего интересовать сама идея когнитом, как общий принцип и механизм наращивания и структурирования нейросети мозга и разума посредством «когов», которая может достигать гипер размеров гиперсети сознания.

Любопытно, что евангельская притча о плевлах и полных зёрнах также использует метафору “снопов” (пшеницы) для описания процесса роста когнитивной зрелости души.

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.» (Мф. 13:24-30)

В данной притче и сам принцип принцип связывания “снопов” и принцип зрелости “зёрен”, могут иметь нейросетевую интерпретацию.

Таким образом, в самом общем виде принцип когнитом можно охарактеризовать, как уникальный принцип наращивания нейросети сознания посредством «когов», как отдельных когнитивных групп нейронов.

И хотя идея когнитом пока исследуется исключительно в аспекте познания мозга для создания фундаментальной теории мозга и сознания, отдельные аспекты этой, вне сомнений, гениальной концепции вполне могут быть применимы и к парадигме христианской психологии.

Какие это принципы?

  1. Мозг сам по себе не обладает сознанием, а является только его проводником и модулятором.
  2. Мозг и разум – это когнитивные системы, а мышление и сознание – процессы, которые не следует путать.
  3. Мозг и разум – это нейросетевые когнитивные системы в которых протекают процессы сознания.
  4. Всё живое (одушевлённое), имеющее нервную систему, подчинено общим (единым) принципам нейросетевого управления и развития нейросети сознания и восприятия.
  5. Самой совершенной нейросетью или системой нейросетей из всех живых существ обладает человек.
  6. Совершенство нейросети мозга человека определяется особой нейросетью разума, как высшей способности к познанию и отражению окружающей реальности, которая имеет неограниченный потенциал роста и развития, как гиперсеть.
  7. Сознание может быть присуще, не только клеткам головного мозга, как полагали ранее, но и любым нервным клеткам и клеткам, содержащим нейроны, т.е. сознанием обладает всё тело.
  8. Развитие и упорядочивание (структурирование) нейросети разума человека может осуществляться в разных направлениях: во внешний мир (материальный) и в мир внутренний (сердечный). Сердечный мир можно считать духовным миром.
  9. Развитие нейросети разума человека во внешний мир (материальный), связано с развитием такого типа мышления, как рассудок, разум, интеллект.
  10. Развитие нейросети разума человека во внутренний мир (духовный), связано с развитием особого типа мышления, которое можно именовать нравственный ум, совесть, духовное сознание.
  11. Из этих двух различных типов мышления духовное сознание является более важным и предпочтительным, нежели интеллект, в духовно-нравственном смысле, поскольку оно отражает высший духовно-нравственный закон (Закон Божий).

В чём здесь можно найти корреляцию со святоотеческой христианской психологией и учением отцов церкви о душе?

Эта корреляция просматривается в трёх аспектах:

– в понимании самой «материи» души, как тончайшей системы проводников энергии духа, основу которой и составляет нейросеть,

– в структуре души, как упорядоченности проводников духа, замкнутых в некий контур или в принципах структурирования нейросетей,

– в результатах структурирования проводников духа или развития нейросети внешнего разума (рационального мышления) или внутреннего сознания сердца (духовного сознания).

Сам принцип образования «кога», как когнитивной единицы разума в виде группы нейронов с последующим соединением «когов» в устойчивую структуру разума, объясняет общий механизм изменения и развития мышления, причём, не просто развития, а создания сложной гиперсетевой структуры, как когнитивной «архитектуры». Дело в том, что «ког» в самом общем виде можно сравнивать не только со «снопом» пшеницы, но и с «кирпичиком», как единицей когнитивного, а также духовного «домостроительства».

Проще говоря, известный в христианской традиции принцип духовного «домостроительства» или созидания в душе храма духовного сознания «нового человека» можно рассматривать и через призму когнитома, как процесса упорядочивания «когов» в виде «снопов» и «кирпичиков» здания духовного сознания. Таким образом «коги» могут создавать в когнитивной сфере (в душе) соответствующие конструкции, имеющие множество уровней, как по «горизонтали», так и по «вертикали».

Структурирование когов

При этом сам процесс духовного «домостроительства» или построения «здания» духовного сознания может базироваться на разной когнитивной и ценностной основе, как «почве» или «фундаменте». Из всех «фундаментов» или основ, лучшей основой для возведения «здания» духовного сознания является нравственная или духовно-нравственная основа, как наиболее прочная и устойчивая в отличие от эгоистической и рационально-потребительской.

Что лежит в основе прочности и устойчивости именно духовно-нравственного фундамента, а не иного?

Эта устойчивость основана на том, что духовно-нравственный фундамент является отражением высшего духовно-нравственного закона, а это значит, что опирающийся на эту почву и ценностную основу опирается на саму истину или проще говоря на Бога. Не об этом ли базовом принципе строительства «здания» духовного сознания на евангельской духовно-нравственной основе говорил Христос в известной притче ?

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Мф. 7; 24-27)

В данном случае речь идёт ни много ни мало, а об устойчивости всей системы сознания в виде разума, мышления и мировоззрения. «Падение великое» – это символ крушения не только веры, но и всего здания духовного сознания, которое не базировалось на прочном когнитивном основании в виде истины и высшего духовно-нравственного закона..

По большому счёту механизм когнитивного строительства на основе соединения «когов» подобен созданию некого величественного архитектурного сооружения, выполняющего функции «кристаллической решётки» сознания. Не сложно понять, что из всех типов конструкций наибольшей устойчивостью обладает конструкция, имеющая форму «пирамиды». Иными словами, сам процесс создания гиперсети сознания из «когов» напоминает процесс последовательного строительства «пирамиды» сознания.

Можно сказать, что именно этот когнитивный процесс и лежит в основе развития практического мировоззрения на основе последовательной смены доктрин мышления (эгоизм, жертвенность, святость), как отдельных уровней или программ разума.

Говоря другими словами, известный святоотеческий принцип иерархического изменения ума (умного делания) в процессе подвижничества по схеме – ум телесный – ум душевный – ум духовный, как процесс расширения локуса и возвышения фокуса духовного сознания, получает сугубо научное подтверждение и объяснение в идее когнитом.

Принцип изменения мышления посредством роста гиперсети

Как видно из схемы, принцип когнитом объясняет качественный рост когнитивной системы расширением нейросети сознания и по «вертикали» и по «горизонтали». При этом именно «вертикальное» расширение сознания является приоритетным и направленным к Богу.

Из этого принципа наращивания гиперсети сознания посредством «когов», имеющих систему уровней (иерархии), мы приходим к тому, что нейросеть сознания может развиваться в разных направлениях, имея конечным результатом разные типы мышления.

Из всех направлений расширения гиперсети разума, в аспекте христианской психологии, важны два направления:

– во внешний мир,

– во внутренний мир (сердца)

Как уже говорилось ранее, развитие нейросети разума во внешний мир (материальный), связано с развитием рационального мышления (разума, интеллекта), тогда как развитие нейросети разума во внутренний мир (сердца), связано с развитием духовного мышления (совести, духовного сознания).

Наибольший интерес в этом явлении представляет сам вектор направленности расширения нейросети во вне или во внутрь, который и определяет тип мышления.

В данной связи становится понятно, что акт покаяния (метанойя), как акт кардинального изменения вектора мышления, с нейросетевой точки зрения есть не что иное, как процесс кардинального изменения направленности всей нейросети разума. Проще говоря, нейросеть рационального мышления, которая расширялась ранее только в направлении внешнего мира, в процессе покаяния меняет вектор расширения внутрь самой себя, т.е. в сторону сердца, как нравственного ума и совести.

Принцип метанойи

Данный разворот нейросети разума во внутрь себя и позволяет разуму устанавливать более тесную когнитивную связь с «духовным сердцем», как центром духовной осознанности или проще говоря, восстанавливать связь с Богом.

Иными словами, «покаяние», «отречение от мира» и «обращение сознания» к вере – это не метафоры, а описание когнитивного процесса диаметрального изменения направления расширения нейросети сознания в сторону духовного сердца, как центра духовной осознанности и места сосредоточения всех сил души (ума, чувства, воли).

Таким образом, святоотеческое понятие «обращения ума» и «сведения ума в сердце» – это описание процесса интегрального соединения двух различных нейросетей сознания – «горизонтальной» нейросети рационального эго мышления и «вертикальной» нейросети духовного сознания сердца.

Принцип сведения ума в сердце

Как видно из схемы, принцип сведения ума в сердце – это процесс интегрального соединения двух центров осознанности – центра осознанности «головного мозга» с центром осознанности «духовного сердца». Особенность этого процесса в том, что это синхронизация двух различных нейросетей мышления в одну гиперсеть расширенного духовного сознания.

Таким образом, принцип покаяния «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17) имеет под собой не мистическую, а совершенно чёткую когнитивную и нейросетевую основу.

Ещё одной характерной особенностью нейросетевой концепции мозга и сознания является то, что она наконец-таки объясняет такой духовный феномен, как «сознание тела». Иными словами, нейросетевая концепция убедительно доказывает, что сознание присуще не только нейросети мозга, но любой нервной сети, имеющей нейроны, а следовательно всё тело человека до последней клетки обладает собственным осознанием.

Из этого положения и вытекает сама возможность «обожения» тела и его одухотворения, включая эффект нетления, свечения, дематериализации (исчезновения) и «нового человека», как квантового состояния.

Таким образом, многие православные артефакты получают благодаря когнитому вполне научное понимание и объяснение в сете концепции нейросетей сознания и такие понятия, как «обожение», «спасение», «новый человек» и др. предстают в новом и вполне конкретном квантовом и нейро-сетевом смысле.

Принцип сознания и обожения тела

Важность понятия когнитом для парадигмы христианской психологии объясняется, прежде всего тем, что данное понятие впервые даёт совершенно чёткое объяснение такой категории, как душа с точки зрения не мистического, а нейросетевого понимания.

Фактически, душу можно визуализировать в аспекте локальной нейросетевой структуры, замкнутой в некий непроницаемый контур и содержащей в себе соответствующий дух, как энергию осознания. В данной связи онтологическую и когнитивную зрелость души можно понимать в двух аспектах:

– плотности (упорядоченности) нейросети внутри контура души и

– конгруэнтности нейросети внутри контура внешней глобальной нейросети Духа.

Визуализация сетевой структуры души

Как видно из рисунка, душа в состоянии святости имеет гораздо более высокую плотность нейронных связей, чем в состоянии эгоизма, когда развита и уплотнена преимущественно внешняя нейросеть рационального мышления (щит эго). При этом глубинные структуры сферы души в состоянии эго не охвачены соответствующими связями.

Вероятно именно по этой причине эгоизм можно считать поверхностным способом мышления, а сознание сердца глубинным. Можно предполагать, что именно из высокой плотности и глубинной структурированности духовного сознания многие святые отцы сравнивали души праведников и святых по интенсивности свечения нейросети сознания с солнцем.

«тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13; 43)

В данной связи есть все основания полагать, что когда речь заходит о материи души, как невещественной тонкоматериальной структуре, которая находится на границе материи и духа, речь может идти именно о нейросетях сознания по которым и циркулирует высшая психическая и духовная энергия.

Данное предположение не лишено оснований, поскольку при описании «материи души» основоположник направления христианской психологии святитель Феофан Затворник в письме к святителю Игнатию (Брянчанинову) говорил о той самой стихии (среде), которая служит последним рубежом вещественности.

Для того времени это предположение святителя Феофана было поистине революционным, но сегодня есть все основания полагать, что под «точнайшей стихией» он имел в виду вероятнее всего именно нейросетевые структуры.

«Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, всё проникает и всюду проходит, служа последней гранью вещественного бытия. Полагаю при сем, что в этой стихии витают все блаженные духи – ангелы и святые Божии, – сами, будучи облечены в некую одежду из этой же стихии» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Письмо 13)

В данной связи сам принцип «спасения» души также претерпевает трансформацию в аспекте развития нейросети духовного сознания, как бессмертной основы личности и носителя духа.

Если при этом учесть, что развитие нейросети сознания начинается в раннем детстве, когда число образуемых нейронов просто потрясает воображение (до 500 тыс. нейронов в минуту), то высшей когнитивной задачей человека в жизни можно считать развитие сознания, причём, именно по «вертикали», как «пирамиды» сознания или разветвлённого «древа» (гиперсети) когниции.

В данной связи очень символично выглядит метафора Иисуса Христа, который сравнивал посев семени духовного знания Царства Небесного с горчичным деревом, вырастающем из одного семечка, которое вначале очень малое.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Мф. 13; 31-32)

С нейросетевой точки зрения данная притча говорит о том, что достижение Небес, как высших миров духа, осуществляется именно посредством развития нейросети духовного сознания, которая развивается из одного «семечка» духовной связи, получаемой при крещении в сердце человека, как центр духовной осознанности.

Любопытно, что и принцип «пирамиды» или «кристаллической решётки» нейросети духовного сознания также находит отражение в Евангелие в притче о «сети» и 153 крупных рыбах.

«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.

Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153).» (Ин. 21;3-11)

Есть очень много разных богословских толкований сакрального значения «сети», понятия «крупных рыб» и сакрального смысла числа 153.

«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153». (Св. Иоанн Кронштадтский, Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, Беседа. 4, с 103)

Но только лишь нейросетевая концепция когнитом проливает свет на духовную природу данной «сети» и даёт её объяснение через призму «матрицы когов» или общего принципа структурирования уровней кристаллической решётки гиперсети сознания.

Принцип построения и заполнения троичной матрицы «когов»

Таким образом, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют «мета узлы» смыслов (логосов) общего принципа заполнения связями нейросетевой матрицы сознания, которое последовательно проходит 3 стадии (телесную, душевную, духовную). Т.е. именно столько ключевых смыслов (логосов) нужно выстроить в систему когов для того, чтобы достичь божественного осознания.

Сам принцип заполнения матрицы нейросети нейронными связями идёт по принципу степенных уравнений с увеличением степени по принципу (n+1).

С учётом того, что каждый нейрон способен иметь до 40 000 синапсов, т.е. связей с другими нейронами при общей численности нейронов только головного мозга 100 млрд., получается просто фантастическая пирамидальная нейросеть с числом нейронных связей, превышающем число звёзд во Вселенной (квадриллион).

Не об этом ли микро-космосе внутри нас говорил Кант :

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.» (И.Кант, Критика практического разума, Заключение)

Таким образом, вырисовывается довольно чёткая нейросетевая концепция духовно-нравственного формирования личности человека и этапов развития мозга, разума и сознания, которая может быть положена в основу современной интегральной психологии.

Фактически, высшую задачу христианства и православия в аспекте формирования «нового человека» на базе «ветхого» с нейросетевой точки зрения можно рассматривать в аспекте радикального реструктурирования всей нейросети мозга, разума и сознания, которая в процессе соединения нейросети ума с нейросетью сердца проходит три стадии:

– развитие рационального мышления (ума головы),

– развитие духовно-нравственного мышления (ума сердца),

– развитие духовного сознания (интегрального сознания)

Данные три ступени развития личности до состояния духовного сознания очень чётко коррелируют со святоотеческим пониманием иерархичности сознания.

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.» (Преп. Никита Стифат, Добротолюбие, Т. 5, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 3).

В данной связи высшей духовной и психологической задачей любого подвижника и верующего является задача развития когнитома или гиперсети интегрального духовного сознания, подобного Духу (Богу).

Принцип достижения целостного духовного сознания

Любопытно то, что большинство притч и метафор Евангелия можно также рассматривать через призму нейросетевых процессов, связанных с состоянием и структурой нейросети души.

Так, например, в притче из Евангелия о «молодом вине» процесс «брожения» символизирует бурный рост «новой» нейросети «вертикального» духовного сознания, которая в процессе формирования требует когнитивного пространства и не может протекать в рамках прежней нейросети:

«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9:17)

С когнитивной и сетевой точек зрения эту притчу можно понимать, как опасность ввода нового духовно-нравственного знания, как новых духовных смыслов в уже существующую нейросеть, имеющую «ветхую», т.е. временную ценностную основу рационально-потребительских ценностей.

Эта опасность связана с тем, что новое духовное знание, имеющее тенденцию к расширению сети, вызывает конфликт двух нейросетей или то самое «брожение» сознания. По сути в данной притче выражен высший когнитивный смысл о том, что существующая нейросеть рационального мышления без обращения и подготовки не способна выдерживать когнитивной нагрузки расширения сознания и может быть повреждена неисцелимо.

Именно поэтому новое духовное знание (новые смыслы или логосы) впускаются только в систему «новой» нейросети, которая рассчитана на расширение сознания.

Чтобы передать нейросетевой смысл этой притчи Евангелия научным языком потребуется просто колоссальный объём информации, а Христос изложил высший нейросетевой принцип и духовный закон в одной притче, точно передающей суть высших когнитивных процессов.

Аналогичный смысл можно проследить и в другой цитате о стоянии у двери (сердца) и стуке в дверь (сердца):

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)

С нейросетевой точки зрения эта притча означает то, что Сам Логос, как высший смысл и закон не может вторгнуться в душу без воли человека. Под волей в данном случае понимается внутреннее усилие души по обращению нейросети сознания к Богу.

Проще говоря, высший ум терпеливо «стучится» (подаёт когнитивные импульсы) в закрытую векторно нейросеть разума в надежде на покаяние, как отклик совести для обращения разума к сердцу, как источнику духовного знания.

В аналогичном нейросетевом аспекте можно рассматривать практически всё Евангелие, поскольку многие метафоры, цитаты и притчи касаются именно сетевых процессов и явлений высших энергийно-информационных порядков.

Вот почему понятие когнитом можно в полной мере считать ключом к пониманию высших когнитивных процессов и явлений, а парадигму христианской психологии отражением этих процессов в виде архетипов, притч и метафор, имеющим под собой глубинный душевно-духовный смысл.

Принцип полноты души

По материалам учебного курса “Теоретические основы христианской психологии” К.В. Яцкевич, 2014 г. Минск.

Источник: http://psyheo.by/hristianskaya-psihologiya-i-nejronauka/



RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика