РАЗУМНЫЙ ЗАКОН — ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ

Г.Ф. Лукин

Гаральд Феликсович Лукин (1906–1991) – сын первого президента Латвийского Общества имени Н.К.Рериха, выдающийся врач, обладающий целительной психической энергией и обширными знаниями.

Вступив в 1935 г. в Латвийское общество имени Рериха, Гаральд Лукин вскоре становится секретарём Общества, поддерживает переписку с Е.И. и Н.К.Рерихами, а также их сыном Святославом, изучавшим лекарственные травы в Институте «Урусвати», член-корреспондентом которого в 1936 г. стал и Г.Лукин. Обширная частная практика Г.Ф.Лукина служит основным источником средств для печатания книг Учения Живой Этики и «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской на русском языке, художественной монографии «Рерих» и других изданий.

В июне 1949 года Г.Ф.Лукин вместе с другими членами Общества был арестован и как «враг народа» приговорён к 25 годам лагерей. После реабилитации в мае 1956 года и возвращения из лагеря он, несмотря на угрозу повторного ареста, сразу же принимается разыскивать уцелевшие книги Агни Йоги и даёт их переписывать, чтобы Учение таким путём распространялось по Союзу.

Возобновив врачебную практику, десятилетиями готовит и хранит на «конспиративных» квартирах целебные составы, и эту самоотверженную деятельность Доктор (так называли его окружающие) продолжал до самых последних лет, пока позволяли силы.

По своей профессии и призванию я врач. Поэтому, заинтересовавшись Востоком, я больше всего уделил внимание медицине Древней Индии. Но медицина Индии неотделима от общего мировоззрения индуса. Может быть, даже правильнее было бы сказать, что медицина Индии только один аспект общего мировоззрения индуса.

Исходной точкой индусской космологии является Парабраман. Это не бог и не божество. Парабраман просто реальность, не имеющая себе равной, всеобъемлющий Космос, или коллективная совокупность Космоса. Парабраман пассивен, будучи абсолютной причиной.

Комментарии к Риг-Ведам говорят, что единство Парабрамана при пробуждении Космоса дифференцируется, и первыми продуктами этого процесса являются прекосмическая мыслеоснова и прекосмическая субстанция. Определяется, что прекосмическая мыслеоснова является корнем каждого индивидуального сознания. Нет возможности в данной статье войти в подробности этих соотношений и проследить, как развиваются космические энергии и какую именно роль каждая из них играет в этих соотношениях.

Дальше комментарии определяют прекосмическую мыслеоснову как коллективный космический разум.

Решающую роль в качестве звена между прекосмической мыслеосновой и проявленным Космосом и в дальнейшем формировании солнечных систем и отдельных планет играет космическая энергия, именуемая фохатом. Утверждается, что фохат — это искры коллективного космического разума, и этой энергии, как таковой, присуща сознательность. Благодаря фохату идеи, существующие в прекосмической мыслеоснове, запечатлеваются на прекосмической субстанции как законы природы. Притом во всем Космосе не проявляется один единый фохат, а каждая солнечная система имеет свой фохат, который в данной солнечной системе самосущ.

Каждая энергия, как и каждое состояние материи, может дальше и дальше дифференцироваться. Так, на плане нашей Земли как продукт дальнейшей дифференциации фохата следует рассматривать то, что в индусской древней медицине именуется психической энергией. В одних местах она именуется как основная, в других — как огненная энергия. Но сущность данной мысли от изменения названия не меняется. Она присуща не только человеку, не только каждой живой твари, но она в латентном состоянии существует также и в минеральном царстве, хотя бы в камне, и если ударить камень о камень, проявляется в виде искры. Она существует в каждом отдельном атоме как принцип жизни, как сила, которая производит молекулярное движение.

О фохате в процессе проявления Космоса говорится, что он является животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.

Индусы говорят о разумном законе, о сознательной жизни. Именно это так характерно для индусской мысли и красной нитью проходит через Упанишады, Риг-Веды, Бхагавадгиту, Махабхарату.

Весь Космос должен неизбежно существовать в едином источнике энергии, из которого исходит эта сознательная формирующая энергия — фохат.

Индусы рассматривают фохат разумным посредником, руководящей силой всех проявлений. Фохат — это созидающая сила космического электричества. Он преобразился в два начала, то есть мужское и женское, или, выражаясь словами физики, в положительное и отрицательное электричество.

Индусы называют фохат строителем.

Теперь обратимся к прекосмической субстанции и ее разным ступеням дифференциации.

Как первый продукт дифференциации единого космического основопринципа можно рассматривать Мулапракрити — космический корень — субстанцию. В других местах Мулапракрити отождествляется с Парабраманом. Но это не так важно, ибо здесь принципиальной разницы нет. Разница может быть только в том, с какой точки зрения в какой момент смотреть.

Как прекосмическая мыслеоснова является корнем каждого индивидуального сознания, так прекосмическая субстанция является субстатом материи в различных стадиях ее дифференциации.

Следующей ступенью дифференциации Мулапракрити является Акаша. Затем в проявлении Космоса из Акаши проявляется Эфир, проявленная основа и источник феноменального мира и всех феноменов жизни.

* * *

Акаша — это синтез всех сил природы. Эфир в свою очередь является материальной причиной звука, так как без материальной основы невозможно никакое происхождение звука. Звук в свою очередь можно рассматривать как первопричину, движущую силу в процессе проявления Космоса, как утверждает индусская философия в комментариях к Риг-Ведам.

Звук имеет соотношение с прекосмической пассивной мыслеосновой. Из дальнейшего излучения этой пассивной прекосмической мыслеосновы проявляется уже ее активный аспект — коллективный космический разум, как основа активного и сознательного творчества в процессе проявления и формирования млечных путей, из них солнечных систем с планетами и еще дальше — постепенной эволюции жизни на плане феноменального мира.

О туманностях индусы говорят, что они существуют в полной диссоциации элементов. Туманность газообразна и самосветяща. Вещество кометной материи совершенно отлично от каких-либо химических или физических свойств планеты Земля.

Индусы указывают пять основ природы, из которых по очереди в эволюционном порядке при проявлении планет и их формировании образовалось пять чувств.

1 Эфир Слух Звук
2 Воздух Осязание Звук и Осязание
3 Огонь или Свет Зрение Звук, Осязание, Цвет
4 Вода Вкус Звук, Осязание, Цвет и Вкус
5 Земля Обоняние Звук, Осязание, Цвет, Вкус и Обоняние

* * *

В индусской философии человек разделяется на семь принципов. Но на тех же семи принципах построена и любая солнечная система, любая планета, на этих же семи принципах зиждется весь Космос в целом.

Про солнце индусы говорят, что оно сияет, но не горит. Жизнь солнечной системы является частью, вернее, одним из аспектов единой всемирной, космической жизни.

Солнце, как луна, фокусирует всемирный жизненный элемент.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ

7. Атма — единый всемирный принцип, из которого исходит все сущее.

6. Буддхи — проводник Атмы.

5. Манас, или разум.

4. Кама Рупа — принцип животного желания, которое во время жизни ярко горит в материи и заканчивается пресыщением; он неотделим от животного существования.

3. Линга Шарира — инертный носитель или форма, по которой строится физическое тело (субстанция жизни).

2. Прана, жизнь, активная сила, производящая все жизненные феномены.

1. Грубая материя тела, субстанция, образованная и изваянная поверх Линга Шарира воздействием праны.

* * *

Индусы говорят, что все происходит из эфира и из его семи природ.

Как было сказано, так же как человек имеет свои принципы, или аспекты, так их имеет и Космос.

КОСМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ

7. Непроявленная сила.

6. Вселенская латентная мыслеоснова.

5. Вселенский (или космический) деятельный разум.

4. Космическая (хаотическая) энергия.

3. Инертный носитель, отражающий земные вещи.

2. Жизненная субстанция или энергия.

1. Земля — физическая.

* * *

Для более глубокого понимания индусской медицины важно дать существенный анализ человеческой природы.

Индусы говорят, что человек отличается от животного развитием своего манаса, или разума. Именно манас и есть тот принцип, который развивает в человеке эго-изм, в буквальном переводе — развивает в человеке само-сознание, что представляет важнейший фактор на пути восхождения человека. В животном мире манас достиг той степени развития, которая в науке называется инстинктом и носит значение группового характера. Ведь одна степень инстинкта отличается от другой по виду животного, ибо отдельное животное не может развить в себе отдельную, отличающуюся от других животных степень инстинкта.

Индусы говорят, что манас, развитый в человеке до степени разума, есть то, что резко отличает человека от животного мира.

Разум развивает в человеке само-сознание, тем самым индивидуализируя его, и таким образом создает возможность формирования личности.

Развивая дальше эту мысль, индус говорит, что манас, развитый до степени разума, дает возможность анализа и руководства следующим принципом — Кама Рупой, или телом желаний. Желания могут носить печать низших страстей, а человек тем самым приближаться к животному. Человек может также своим желаниям придать высокое магнетическое притяжение, направляя свои желания на научные исследования, увлечение той или иной отраслью искусства. Это основная разница, определяющая личность. Конечно, существует большая разница между той и другой степенью развития разума. Так, у первобытных народов степень развития разума не очень отличает его от животного. И по сей день еще видно, что у аборигенов Австралии и некоторых племен Африки, как, например, у бушменов, разум еще на весьма низкой ступени развития.

Но и у высокоразвитых народов эго-изм или само-сознание достигли такой степени дегенерации, что теперь уже слово «эго-изм» носит совсем другой характер.

ДРЕВНЕИНДУССКАЯ МЕДИЦИНА

Приблизительно 600 лет до нашей эры в Индии возникло учение Будды, или Сакиа-Муни (622—543)*. Учение Будды имело большое влияние на духовное развитие Индии, а также на развитие древнеиндусской медицины.

________________________

* Одно из имен Будды — Шакьямуни («Отшельник из рода Шакьев»).

Готама Будда учил об избавлении от страданий и достижении блаженства путем познания.

В древних индусских писаниях — Аюрведе — рассказывается о близнецах Асвинах как о прекрасных врачах. Аюрведа состоит из 100 000 двустиший и 1000 глав.

Первый вариант Аюрведы собрал врач Атрейя, который работал совместно со своим учеником Агнивезой. Его описания медицины в Аюрведе очень конкретны. Так, например, он пишет, что беременность женщины насчитывает десять лунных месяцев, что полностью соответствует теперешним данным. Уже в те времена говорилось, что во избежание оплодотворения отношения между мужем и женой могут быть свободными только в последние дни перед менструацией или же в первые дни после нее. В Европе это открытие было сделано только в начале этого столетия*.

________________________

* Речь идет о XX столетии.

Атрейя упоминает о том, что близнецы Асвины лечили людей лекарственными растениями, лечебными качествами которых они полностью владели. Также упоминается, что близнецы Асвины употребляли в своей практике минеральные воды для лечения больных.

В те времена, а также позже в Индии употреблялся напиток сома, который считался даже священным. Этот напиток приготовлялся из лекарственного растения — Asclepia acida, — которое произрастало в горных высотах Гималаев. Оно и в наши дни растет в Гималаях, и народ до сих пор употребляет его настой в медицинских целях. Существует мнение, что этот настой не только действует успокаивающе на нервную систему, но и восстанавливает силы. Это средство считалось одним из главных в регулировании циркуляции жизненной силы, или, как это в Индии называлось, психической энергии. Учение о циркуляции жизненной силы, или психической энергии, является основой всей древнеиндусской медицины.

По их мнению, жизненная сила циркулирует во всем Космосе. И циркуляция этой силы в нашей Солнечной системе составляет только часть или один аспект всей космической циркуляции этой силы. На солнце можно смотреть как на увеличительное стекло, которое фокусирует жизненную силу космического пространства. Пространство в абстрактном смысле у индусов считается исходной точкой всего космического существования. По их учениям, всеобъемлющее Пространство и Парабраман едины. Огонь в его нескончаемых аспектах, по мнению индусов, — основа космической жизни. Так, например, о мысли говорится, что мысль — это огонь, и огонь — это мысль. По этому же принципу все лекарственные травы и вообще все лекарственные средства делятся на две большие группы: 1) жизнедатели, которые способствуют возгоранию огня, или циркуляции жизненной силы, и 2) огнетушители, которые противодействуют всем жизненным процессам. Ко второй группе относятся все растения и вообще все лекарственные средства наркотического происхождения. Их употребление разрешалось только в самых крайних случаях, когда боли столь сильны, что их другими способами успокоить нельзя. Но в процессе лечения нервной системы наркотические средства полностью отвергались, ибо считались разрушителями нервной системы, так как они противодействовали нормальной циркуляции жизненной силы.

Главный памятник древнеиндусской медицины — Аюрведа, первым собирателем которой был врач Атрейя.

Многие столетия спустя появился второй вариант Аюрведы, изданный Чаракой.

Существует еще третий вариант, появившийся около десяти столетий до нашей эры, собранный Сушрутой.

Чарака был терапевтом, потому и в своих комментариях к Аюрведе описывает, главным образом, терапию.

Сушрута же, будучи хирургом, главное внимание обратил на описание хирургии.

Брамины издавна играли решающую роль в развитии медицины Индии.

Кроме гражданского врачебного сословия были и военные врачи. Военные врачи считались также главными врачами царей. Они должны были не только лечить заболевшего царя, но они были, главным образом, «профилактиками» царского двора. Они должны были следить за тем, чтобы царю преподносилась доброкачественная пища, чтобы вода была совершенно чистой.

Воспитанием новых врачей занимались учителя — выходцы из высшего врачебного сословия — вайшия.

Избрание учеников из низших каст не разрешалось. Медицине можно было обучать только юношей из браминов, кшатриев и вайшия.

Учителем медицины мог быть врач, в совершенстве владеющий всеми существующими в те времена медицинскими теориями. Он также должен был быть хорошим практиком. В Индии разных медицинских специалистов не было. Любой врач должен был владеть в совершенстве как терапией, так и хирургией, а также тем, что теперь называется «отдельные специальности».

Но кроме того, что медицинским учителям необходимо было обладать всеми практическими и теоретическими познаниями в медицине, они должны были и своим моральным обликом служить примером для своих учеников, которых у такого учителя было немного — всего несколько человек.

Выбирая учеников, учитель очень строго следил за тем, чтобы они имели умственные способности, соответствующие требованиям медицины Индии того времени. Учеником мог стать только юноша, притом с нормально развитыми органами чувств. Главное, что требовалось от будущего врача, — это безграничная любовь к знаниям и к самому страждущему человеку.

В криптограммах Востока есть рассказ, ярко характеризующий, каким должно быть отношение ученика к учителю.

«Юноша пришел к учителю, сидевшему на иве, наклонившейся над рекою. И просил юноша учителя принять его в свои ученики. Сказал учитель: "Подойди ко мне ближе". Когда юноша по реке подошел к учителю, тот схватил его за волосы и мгновенно окунул его голову в воду. Юноша начал сильно плескаться, стараясь освободиться от руки учителя, но безуспешно. Когда юноша уже задыхался, учитель отпустил его голову и сказал: "Когда у тебя стремление к знанию будет таким же неудержимым, каким сейчас было твое стремление к воздуху, тогда приходи ко мне"». Так учитель определил нужную степень стремления к знанию. Учителя в Индии пользовались самым большим почетом.

Есть, например, и другой рассказ, в котором говорится, что у маленького мальчика, стоящего на берегу Ганга, спросили: «Разве солнце в Индии не будет так же светить, если не будет учителя». Мальчик, ясно улыбаясь, ответил: «И без учителя солнце на берегу Ганга будет так же светить, но при учителе мне будут светить двенадцать солнц».

Воспитатель будущих врачей также следил за тем, чтобы ученик не имел такие низменные качества и страсти, как ненависть, ревность, хитрость, корыстолюбие. Ученик должен был быть очень прилежным. В своей жизни он должен был отказаться от всего, что можно было рассматривать как грубость характера.

Мясная пища считалась способствующей огрубению человека, поэтому юноше, избирающему путь медицинского ученичества, да и вообще любого другого ученичества, советовалось отказаться от мясной пищи. Мясо и в особенности кровь считались носителями эманаций всех животных страстей.

Теоретические занятия учитель обычно проводил в путешествиях по стране. Так как Индия — большая страна, то путешествия велись в разных климатических условиях и на разных географических высотах.

В учении о лекарственных травах говорилось, что самые сильнодействующие травы растут на Гималаях, а именно чем выше в горах растут растения, тем выразительнее становятся их лечебные свойства. Это объяснялось главным образом тем, что более низкие слои атмосферы больше загрязнены вследствие недобрых стремлений и мыслей человека. Говорилось, что в долины и особенно в густонаселенные места не проникают космические излучения или циркуляция жизненной силы Космоса. Максимум такого положительного излучения проявляется в самых недоступных горах. Хорошими очистителями атмосферы считались также хвойные леса, а самым мощным очистителем атмосферы — деодаровый кедр, ибо его иглы излучают электричество и собирают на себе излучения космического электричества. Кроме того, очистителями атмосферы считались большие водные пространства — моря и океаны, поэтому советовалось в лечебных целях жить на побережье океана.

Во время таких путешествий собирались лекарственные травы, предпочтение, конечно, отдавалось высокогорным. Обстоятельные беседы с местными жителями во время странствий помогали узнать, какие именно травы в какой местности больше всего ценились, какими именно лечебными свойствами они обладали.

Если во время таких путешествий местные жители обращались за помощью в случае заболевания, то им никогда не отказывали в такой просьбе. Все случаи заболеваний и излечений подробно анализировались, принимались во внимание все условия, в которых жил больной, как, например, среда и климат, что позволяло синтезировать все обстоятельства и приемы, способствующие выздоровлению. Анализ и синтез обусловливались существовавшими в те времена теориями медицины. По этой простой причине учитель должен был хорошо владеть всеми руководствами медицины того времени. Также он должен был тонко разбираться во всех видах искусства, ибо утверждалось, что только человек, глубоко понимающий всю красоту мира, может быть хорошим целителем народа. Конечно, ученики обучались также и хирургии. Первые практические упражнения в хирургии велись на плодах растений, потом — на трупах животных, после этого — на трупах людей.

В то время как в западных странах был полный запрет на вскрытие трупов, в Индии такого запрета не существовало, были только условные ритуальные ограничения. Несмотря на это, анатомия как наука не процветала в Индии.

Сострадание считалось неотъемлемым качеством врача, ибо только таким путем врач может полностью понять больного и иметь с ним самый тесный контакт, что должно служить основой благоприятного влияния врача на больного и в свою очередь способствовать успеху. Врачи должны стремиться к добру, делать добро во имя добра, а не из-за вознаграждения. Это одно из основных качеств врача Индии.

Но в Аюрведе описываются также законы о вознаграждении труда врача. Он не имел права требовать вознаграждение от браминов, своих близких друзей, а также от бедных. Богатые люди, уклоняющиеся от оплаты врачебной помощи, строго карались, вплоть до лишения всего имущества.

Неправильное лечение, послужившее причиной смерти больного, очень строго наказывалось.

Но в общем врачи в Индии пользовались большим почетом.

При описании хорошего прогноза особенно подчеркивалось, что действие лекарств усиливается, если больной их принимает без отвращения. Считалось, что в таком случае вся сила лекарства подействует на болезнь. Если же больной принимает лекарства с отвращением, то одна часть силы лекарств пойдет на то, чтобы побороть созданный отвращением барьер, и только остальная часть силы лекарств будет иметь прямое воздействие на саму болезнь.

Перечисляются также симптомы, способствующие хорошему прогнозу. Если больной пробуждается от сна при хорошем настроении, без какого-либо волнения и если дыхание свободно, то это считалось хорошим признаком. Хорошим признаком было и улучшение аппетита. Можно сказать, что все эти признаки и по сей день остаются в силе.

Интересно примечание, что простого человека легче вылечить, так как он аккуратнее выполняет все предписания врача. Это очень важное примечание, так как именно простого человека легче вылечить, ибо он не имеет предрассудков. Ведь врачу труднее всего работать у постели полуинтеллигента или, как говорят, житейского мудреца.

* * *

Индусы смотрят на циркуляцию жизненной силы, или психической энергии, как на самосознательный процесс. Этим они и объясняют то, что этот процесс больше держится в физиологических рамках у простого человека, особенно у человека, проживающего ближе к природе, в деревне.

Индус говорит, что нормальная циркуляция жизненной силы играет решающую роль в здоровье человека.

Далее индус говорит, что не только недостаток жизненной силы, но и ее избыток, который не используется разумно организмом, может привести к болезни и в случае более серьезных нарушений даже к смерти.

Так, в Аюрведе общий склероз рассматривался как болезнь, причиной которой является не использованная организмом жизненная сила, что впоследствии при неправильных биохимических соотношениях дает патологические осадки в системе сосудов. При лечении такого состояния индус советует не только отказаться от мясной пищи и применять лекарственное лечение, но и с увлечением заняться любимым трудом.

Именно работа, полная вдохновения, считалась у древних индусов главным и решающим фактором, способствующим хорошему здоровью.

В Аюрведе Сушруты имеется перечень 760 средств растительного происхождения, а также дана их классификация, которая очень близка нынешней классификации. Так, упоминаются лекарства возбуждающие и укрепляющие; лекарства, уменьшающие возбуждение, сохраняющие юность.

Далее следует перечень лекарств по их симптоматическому воздействию: потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, вяжущие.

Гигиена подробно описывается в книге законов Ману.

Предписывалось вставать до восхода солнца, так как именно при восходе человек получает от солнца самое большое количество энергии. Не советовалось большое утомление после захода солнца, особенно это относилось к психической работе.

Лишение сна строго воспрещалось; объяснялось это тем, что именно во сне человек воспринимает большую долю одной спектральной части от Луны рефлектированного луча Солнца — сушумны.

Далее в советах по гигиене упоминается положительное влияние купания, советовалось также носить чистую одежду, иметь удобные жилища, которые можно было бы хорошо проветривать.

Было строгое предписание не употреблять в пищу никакие испорченные продукты. В этом месте упоминается, что не советуется употреблять мясную пищу, так как она разлагается гораздо быстрее, чем растительная пища. До годовалого возраста советовалось ребенка кормить исключительно грудью.

В описании о применении хирургических приемов говорится о высоком уровне военной хирургии, хотя индусы — миролюбивый народ и войну ставят на один уровень с грабежом. Особое внимание уделялось удалению инородного тела, для чего применялись магниты.

Переломы костей занимали свое место как в гражданской, так и в военной хирургии. Подробно описывается диагностика переломов с указанием на такие симптомы, как хруст, ненормальная подвижность, сильные боли с последующим набуханием нижних конечностей, с подкожными излияниями крови. Описывается вправление переломанной конечности, вытягивание.

В описаниях переломов и вывихов рассматривались и прогнозы, особенно подчеркивался плохой прогноз при травмах черепа, говорилось и об ухудшении прогноза с увеличением возраста.

Очень много сказано об образовании нарывов, не пропущено ни одной стадии этого процесса. Дается подробное описание вскрытия созревшего нарыва.

Далее в Аюрведе Сушруты следует характеристика хирургических инструментов. Сталь у индусов уже в незапамятные времена была очень высокого качества. Опытные кузнецы, знающие приемы хирургии, изготовляли хирургические инструменты. От них требовались очень тщательная работа и чувство ответственности.

Сушрута описывает 127 хирургических инструментов. Среди них такие тонкие инструменты, которыми можно было произвести операцию по удалению катаракты. Описываются трубчатые инструменты с одним или двумя отверстиями, катетеры, зеркала, зонды, употребляемые при исследовании инородных тел и сужений. Упоминаются режущие инструменты двадцати видов.

Среди операций упоминается резекция желудка, кесарево сечение, пластические операции, удаление камней из мочевого пузыря.

Сушрута описывает 70 болезней глаз.

Сушрута советует беременным уже в девятом лунном месяце удалиться в специальные дома, где есть возможность послушать хорошую музыку, что способствовало бы спокойному настроению, и где на стенах висят красивые картины. Вообще все окружающее должно воздействовать на родильницу красотой и гармонией. Во время беременности женщины не должны иметь отношений с мужем, чтобы не воздействовать на плод огнями страсти, так как такое воздействие может сформировать полный страстей характер новорожденного.

Описываются роды с тяжелыми препятствиями, как со стороны младенца, так и со стороны матери. Со стороны ребенка в качестве главных препятствий упоминаются деформация головки или его неправильное положение, а именно предстоящие колена, плечо, грудь, спина, обе ручки с их возможным выпадением. Акушеру в таких случаях советуется ввести помазанную маслом руку в матку, исправить неправильное положение плода и по возможности скорее завершить роды.

Если не удается поворот плода на головку, то следует сделать поворот на ноги и срочно закончить роды.

Если по какой-нибудь причине мать умирает при родах, но еще наблюдаются движения ребенка, то немедленно следует вскрыть живот и матку умершей матери, чтобы скорее извлечь еще живого ребенка. Кесарево сечение как обязательное рекомендуется при сильной деформации головки плода или таза матери.

Родильнице советуется соблюдать максимальную чистоту. В первые дни после родов употреблять рисовый отвар и только постепенно перейти к обыкновенной пище.

Приблизительно через две недели после родов родильница возвращается домой и постепенно начинает заниматься своим обычным трудом.

* * *

В международных отношениях обмен научными мнениями и взглядами между учеными Индии и Китая был довольно активным начиная уже с первых десятилетий нашей эры. К научному сотрудничеству Индии и Китая присоединился и Тибет.

В Тибете в ламаической медицине широко применяли акрипунктуру*. Они учили, что у человека — 7 главных нервных центров, или, как их называли в Тибете, чакр, и в их поле действия есть еще 42 побочных нервных центра. Эти центры играют важнейшую роль в циркуляции жизненной силы, или психической энергии.

________________________

* Акупунктура

При заболевании одного органа психическая энергия от него истекает, что создает угрозу усиления болезни.

В таких случаях тибетский лама делает укол тонкой иглой в пораженный центр, тем самым приведя данный нервный центр в состояние раздражения. В результате этого из других, то есть неповрежденных, центров переливается психическая энергия в пораженный центр, что способствует быстрейшему выздоровлению больного органа.

Индусы переняли акрипунктуру из Тибета. Впоследствии она широко применялась и в Индии.

Также установились научные связи между Индией и арабскими странами. В Багдаде в свое время практиковали несколько индусских врачей, среди которых был и индусский врач Манака.

В русских летописях индусские врачи упоминаются как обладатели больших знаний. В этих летописях сказано, что они всей душой переживают страдания больных. Дело доходит до того, что индусские врачи переносят на себя всю тяжесть тяжелобольного.

В индусской медицине при исследовании больного очень тщательно изучается состояние его пульса.

Индусы советуют оберегать детей от тяжелых жизненных сцен.

В России, недалеко от Улан-Удэ, находились буддийские монастыри. В этих монастырях ламы обучали медицине своих монахов. По свидетельствам местных жителей, обучение медицине в этих монастырях длилось пятнадцать лет.

Есть многочисленные данные об отношениях России с Индией.

Козьма Индокоплов* (по-гречески «плаватель в Индию») побывал в Индии, а также на острове Цейлон. В своей книге он описывает зверей и растительность Индии и Цейлона, быт местного населения. Это относится к VI веку нашей эры. В книге много рисунков.

________________________

* Козьма Индокоплов (VI в.), византийский монах, автор книги «Христианская топография» (ок. 547), посвященной устройству мироздания.

Афанасий Никитин* побывал в Индии в начале второй половины XV века. Пути в Индию вели через Черное море, был и караванный путь через Среднюю Азию. «Хождение за три моря» вошло во вторую Софийскую летопись 1475 г. с рисунками. В этой книге Никитин описывает города Индии, быт индусов, санитарные условия в этих городах. Он описывает товары Индии, которые могли бы играть роль при товарообмене. Среди различных товаров он упоминает лекарственные травы и другие лекарственные средства, а также мускус, секрет мускусной железы кабарги, который употребляется с большим успехом при болезнях сердца, нервных расстройствах, особенно при меланхолии. Как положительную привычку он описывает мытье рук индусами перед едой.

________________________

* Афанасий Никитин (ум. до 1476), тверской купец, автор книги «Хождение за три моря».

С большим восторгом Никитин пишет о культурной жизни Индии. Он говорит, что необходимо установить братскую дружбу между обоими великими народами.

В ХVI—ХVII столетиях увеличивался товарообмен между Индией и Россией. К этому времени начали проявляться колониальные интересы западных держав к Индии. Вместе с этим международное влияние Индии постепенно уменьшалось. Впоследствии русские купцы должны были закупать индийские товары в средиземноморских портах Западной Европы.

Индийские зелья ценились выше всех других. Магнитный железняк для извлечения железных осколков привозился из Индии и таким путем был перенят русскими медиками. Ввозился из Индии также черный перец и употреблялся в виде панацеи от всех болезней. Имбирь в те времена употреблялся для возбуждения аппетита и как газогонное средство. Мускатные орехи применялись как мочегонное, считалось также, что они способствуют хорошему настроению. Лимон ввозился в Россию из Индии до XV в.

Перечисляются также многие сорта сахара, которые лекари России научились употреблять в качестве питательного средства для тяжелобольных и для ослабленных.

Излюбленными были и индийские ароматические вещества и благовония, среди них пахучие магнолии, нард, мирра, ладан. Чилибуха, алоэ, тисс, сенна — и это все ввозилось из Индии.

Февраль 1966 г.


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика