ДЕНЬ ПАМЯТОВАНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному, светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов.
( Н.К. Рерих )
8 октября чтим память Сергия Радонежского (03.05.1314 – 08.10.1392) – церковного и государственного деятеля, основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря.
Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.
Николай Константинович Рерих в очерке «Свет неугасимый» писал о нем следующее: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе - при Минине; третье – теперь".
Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода".
...Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня».
Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучается грамоте вместе с братьями: он существенно отстает в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимается, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель.
В 1335 году на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.
Писатель Борис Зайцев так говорил о роли Преподобного в деле борьбы с татарским нашествием и становления российской государственности: «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как всё делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России.
Да, Сергий был не только созерцатель, но и делатель. п р а в о е д е л о, вот как понимали его пять столетий. Все, кто бывали в Лавре, поклоняясь мощам Преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия и простоты, правды, святости, покоящийся здесь. Жизнь ''бесталанна'' без героя. Героический дух средневековья, породивший столько святости, дал здесь блистательное своё проявление».
Памятуя о духовном подвижничестве Сергия Радонежского, о его вкладе в российскую историю, в процессы духовного становления русского народа, подумаем о значении великого Облика в наше время.
«Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному, светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.
… На протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю и говаривал: "Преподобный знает, Преподобный сделает". От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряженность жертвенного горения и дерзаний к победе, и чтобы наши молитвы были услышаны им, очистить свои умы от грязных и злых мыслей, дабы мы воистину могли представлять из себя в его руках искусное оружие, могущее разить врага и на расстоянии». (Н.К. Рерих "Свет неугасимый" 30.12.34)
ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
О, Старче дивный, всей Руси Печальник!
Пречистая Твой Путь Благословила,
Владыка Пламенный Тебя не раз Касался,
Огонь и Свет дружны с Тобою были.
Услышь, Отец Святой, мои молитвы
о Матери-Земле, истерзанной войною,
усталой от страданий, ран и боли,
прими любовь мою на помощь Миру.
Заступник наш, Подвижник Преподобный,
планету окропи святой водою,
вдохни в сердца людские жажду Света
и пробуди в них дремлющую Мудрость.
Объедини всех нас Своей Любовью,
чтоб каждый во враге увидел брата,
и, Святостью Твоею осененный,
Мир возлюбил, тьму и вражду отринув.
Елена Туркка