КОЛОКОЛА И ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ

Колокол пришел в жизнь. Это круг – это бесконечность. Бесконечность. В чем она заключается? В нас! Вот этот колокол и отстраивает эту бесконечность, настраивает, очищает, устраняет у нас все мирское. ...Звуки бесконечности идут в нашу жизнь. Мы же вселенная. Очищает нашу вселенную. Поэтому другой инструмент никак вы сюда не подвяжете. Нет! Колокол не сравним ни с каким инструментом!   ( Игумен Владимир (Соколов) )

От руды и сердца

Мощный, густой бас колокола изливается на нас с высоты. Колокол – атрибут культуры и, естественно, культа. Несмотря на многотонную тяжесть, он висит над нами и парит между небом и землёй. От него исходят чары, во власти которых оказывается всё окружающее.

Художественное понимание этого явления сводится к тому, что идею колокола нужно осуществить, просчитать, выстроить. В результате значимыми окажутся не форма и вес, а такие впечатляющие моменты, как язык колокола, его несравненный, призывный звон.

Впервые колокол для культа в христианской Европе был использован около 600 года. Способы изготовления в это время были весьма примитивными. С IX века колокола начали отливать из бронзы, а в XIV веке они приобрели классическую чашеобразную форму. Первым высоким достижением искусства литья колоколов в 1497 году стал колокол «Глориоза» для Эрфуртского собора.

Железные и стальные колокола смогли утвердиться лишь частично. Бронза звучит по-другому – округлее и потому красивее. «Звон колокола» – его покрытие – примерно на 75 процентов состоит из красной меди и на 25 процентов из олова.

Очарование колокольного звона столь велико, словно он небесного происхождения. Когда колокол качается, его не остановить, лишь под собственным весом он успокаивается. Откуда это волшебство?

Фридрих Шиллер провёл параллель между жизнью человека и становлением колокола. Он создал выразительный образ, со своей судьбой, счастьем и печалью, успехами и неудачами, честностью и грехом, любовью и ненавистью, жизнью и смертью, достоинством и добродетелью свыше. Шиллер освящает свой колокол, сравнив его с «Конкордией» (что означает «единодушие»), и этим даёт нам знак. Само название, уводящее в древнеримскую мифологию, к богине согласия между народом и властью, передаёт важную для поэта мысль: звон колокола мог бы пробудить общность и сплочённость во всех и во всём, он призывает человека к почитанию Бога и действию на благо людям.

Вот уж форма затвердела,
Обожжённая огнём.
Веселей, друзья, за дело –
Выльем колокол! Начнём!

– так начал поэт свою «Песню колоколу», созданную 200 лет назад. Глина является веществом земли. С глиной связано начало нашей духовной истории: Библия указывает на то, что человек был создан из куска глины и одухотворён Богом. В этом смысле образ создания колокола есть метафора становления человека и его самоопределения. Здесь тоже в глину «вдыхается жизнь».

Есть ещё одна художественная попытка сопоставить эти два явления. Антуан де Сент-Экзюпери заканчивает свой труд «Ветер, песок и звёзды» словами: «Только дух, когда его вдохнут в глину, может создать человека».

Процесс становления колокола проходит много рабочих ступеней, связанных со способностями мастеров. Прежде всего следовало бы назвать заботливо спланированную творческую фазу. По отношению к человеку в идеальном случае это была бы внутренняя подготовка и воля к зачатию.

Всем ручным работам предшествует создание модели колокола со всеми деталями, то есть с украшениями и надписями. Эта модель имеет преходящую функцию – служит для изготовления негативной формы колокола, которую можно сравнить с астральным телом как моделью земного тела человека.

Для изготовления колокола, следовательно, важным является образование негативной формы в земле, то есть постройки из камня и глины для принятия струящегося, текущего металла, «звона колокола». Этот рабочий ход соответствует процессу эмбрионального развития после оплодотворения: возникает сосуд для воплощения человеческого духа, которое произойдёт в середине беременности.

Следующий шаг к завершению строительства формы – заливание сверкающего горячего металла, который «оживит» приготовленную негативную форму для колокольного звона, то есть наполнит и придаст колоколу скрытый образ. Эта существенная производственная ступень могла бы быть сопоставлена с воплощением человеческого духа, которое означает оживление человеческого становления, то есть вступление в земное.

Далее следует время ожидания, пока разлитый металл не охладится и, застывая, не закрепится в своей форме. Тогда придавшая форму защитная глиняная оболочка рассыпается. Колокол готов. Этот этап становления соответствует времени от воплощения души до рождения – другими словами, созреванию, которое в процессе с родовыми схватками означает разрыв плодом защитного покрытия и рождение нового гражданина земли.

До выполнения колоколом своего высокого предназначения необходимо ещё некоторое время для обработки. Это трудоёмкая, кропотливая работа, связанная с устранением мелких дефектов, гравировкой надписей и литьём украшений, чтобы колокол стал законченным художественным произведением. Последний шаг в изготовлении колокола можно сравнить с периодом существования ещё не подготовленного, полностью зависимого человека. Ему необходима помощь, пока он не сможет самостоятельно двигаться и говорить.

Два последних шага на пути становления колокола – это освящение и подъём на балку колокольни. Как правило, это делается в рамках культовых праздников, и с этого времени он может с помощью своего металлического голоса исполнять возложенную на него высокую задачу.

Как прекрасно, если человек тоже сможет испытать такой «подъём»! Мы все подвешены на нитях судьбоносных сплетений. И если мы «подвешиваем себя на правильные нити», всегда следуем голосу совести, то наш путь – духовное возвышение. Тогда восприимчивость к голосу будет усиливаться и приведёт к деянию и завершению.

Фридрих Шиллер должен был очень глубоко воспринять образ колокола, его сущность, его назначение, чтобы, опираясь на этот образ, суметь переработать в поэтическое произведение всю картину судьбы человека того времени. Поэту необходимо было почувствовать универсальность, космический масштаб образа колокола, чтобы через него «сформулировать» идею человека, его судьбы, его предназначения.

Руда и сердце – впечатляющее созвучие внутреннего и внешнего.

Тайна колокольного звона

Звук, издаваемый колоколом, обладает поистине чудесной силой. Ощущения у человека, которые вызывает колокольный звон, необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли, – не случайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».

Колокол как элемент храмовой архитектуры играет колоссальную роль в создании той благоприятной ауры, которая окружает культовые сооружения. Колокола, как и купола храмов, благодаря своей форме концентрируют тонкую космическую энергию, воздействующую на людей при колокольном звоне.

По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Шатунов доказал: полноактивный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы. Кроме того, по словам ученого, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что по большим праздникам этот потенциал будет таким, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию.

Древние мастера владели секретами изготовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Предполагают, что им удавалось отливать колокола со звоном, обладающим избирательным воздействием на болезнетворную флору, о которой тогда, естественно, лишь только догадывались.

В Средние века отливали колокола с целенаправленным противоэпидемиологическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы – в другом. Александр Герцен писал о старом трескучем колоколе, который был водружён на пьедестал почёта в одном из швейцарских городов за то, что он своим звоном спас жителей этого города и его окрестностей от гибели во время эпидемии чумы!

В колокола нередко звонили во время грозы – чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы. «Повсюду, где слышен звук сего колокола, – говорится в одном благословении VIII века, – да удалятся враждебные силы, также и тень призраков, налет вихря, удар молнии, падение грома, разрушения бури и всякие духи ураганов» (Архипастырское послание Эгберта, архиепископа Йоркского, 732–766 гг. н.э.).

Колокольный звон показателен с точки зрения разграничения «чистого» и «нечистого» времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Особо это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще. Молчание колоколов – это время их «говения» и «скорби» по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками – парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле (в Словении это называлось «идти на барабан»).

Колокола способны воздействовать на вегетацию культурных растений. В Украине и в восточной Польше на Пасху парни попеременно забирались на колокольню и звонили в колокола: считалось, что у того, кто сделает это раньше и громче других, лучше уродится гречиха. В России женщины звонили в колокола на Пасху, надеясь на то, что у них вырастет высокий лен. У западных славян под звон колоколов в Страстную субботу, когда он возобновлялся после перерыва, трясли плодовые деревья, чтобы они лучше плодоносили.

Бытовавшее в древности на Руси поверье, что если ударить над тяжелобольным человеком в колокол, то он может выздороветь, получило неожиданное научное подтверждение.

Звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека, как на уровне физического тела, так и на тонких планах.

Колокола – это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

Колокольный звон обладает особой силой, действующей на тонкоматериальном уровне. Злые духи боятся колоколов и, заслышав их звон, исчезают. Уместно вспомнить в этой связи о концепции профессора А.Ф. Охатрина, который разработал теорию частиц – микролептонов. Наука позволила им заглянуть в призрачный мир иных сущностей и существ, доступный прежде только мистикам и ясновидцам. Подобные существа, представляющие собой поле или состоящие из элементарных частиц, наделены свойствами, совершенно не привычными для человека. Они могут свободно проникать сквозь другие тела и предметы, пропускать свет, т.е. не воспринимаемы органами зрения человека. Способ взаимодействия с окружающей средой у таких существ совершенно отличны от известного нам. Как отличны от человеческого смысл их бытия и цели. Эксперименты привели исследователей к возникновению образований и более сложного плана. Это так называемые мыслеформы – некие энергетические сгустки на полевом уровне, порождаемые мыслями или эмоциональными всплесками, выбросами.

Оказывается звон колокола способствует более быстрому расщеплению негативных энергий и более полному выводу их из биополя человека. Наблюдения ясновидящей целительницы Ермаковой Ольги показали – звон колокола генерирует в пространстве исключительно позитивные энергии белого и зеленого цветов.

Ранняя история колоколов на Руси сложилась так же, как и на Западе. Сначала их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Колокола освящались, но их никогда не крестили и не нарекали человеческими именами. Хотя часто давали прозвища: колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался «Лебедем», с мягким, приятным – «Красным», с неровным, дребезжащим – «Козлом», «Бараном». (Так, например, зовутся колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом.)

В 1771 г. набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призывал к бунту. В 1591 г. по приказу Бориса Годунова та же участь постигла Угличский колокол, оповестивший народ о гибели царевича Дмитрия. На Руси колокола отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI в. русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены. В Московском Кремле колокола такой «весовой категории» звучали по будням. Экземпляры весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили по памятным дням, до 800-1000 пудов – именовались воскресными и звонили в воскресенье, от 1000 пудов и выше – праздничными, они оповещали о больших радостных событиях.

Колокола ассоциируются с божественным; их звук символизирует творческую силу, их форма – символ женского начала и небесного свода. На протяжении веков люди верили, что колокольный звон обладает магической и божественной силой. Древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, перуанцы и индусы использовали колокола в различных религиозных обрядах. Колокола продолжают играть важную роль в индуизме и разных школах буддизма. В африканских религиях колокола и танцы используются для того, чтобы вызывать богов. Шаманы издавна пользовались в своих ритуалах волшебными колокольчиками, чтобы отгонять злых духов.

Издревле на Востоке (Тибет, Непал) колокольчики, гонги, тарелки и пиалы – металлические полостные структуры излечивают болезни. Особенно прославлены «поющие пиалы» Тибета, отливаемые из меди, олова, свинца, цинка и железа (эти металлы символизируют пять слоёв тонкого, то есть духовного, тела человека). Вибрации, издаваемые чашами при ударе по ним молоточками, стимулируют деятельность нейронов мозга и клеток тела, помогают восстановить нарушенные при болезни естественные ритмы жизнедеятельности организма.

Некоторые ученые считают, что название «колокол» произошло от греческого «калкун» – в переводе на русский «било». Однако существуют и другие этимологические версии. Слово «колокол» – от нашего старинного славянского слова «коло», обозначающего круг. От него коло-бок, коло-ворот, а в астрономии – коло солнца, коло луны. Вот и выходит, что колокол – окружность (круг) в круге. Можно сказать, что это местность, охваченная кругом. Не потому ли и возносили колокола на высокие звонницы – чтобы увеличить радиус воздействия? Именно в этом и объяснение, что такое вселенная – весь мир. (Кстати, в старославянском «лен» – земельное владение и само право на него.) Отсюда легко понять воздействие звона на верующего, его душу. Душа – бессмертное начало в человеке – вселенная. Все прихожане объединены единомыслием идти к Богу, звон колокола собирает единоверных вместе.

«Начало коло, не имущее конца, безначального Отца, собезначальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола-венца исхождение Св. Духа от Отца, нераздельное Троицы всенераздельное бытие» – такова надпись на колоколе Новоиерусалимского монастыря.

Источники:

  1. http://www.gral.ru/gazeta/gazeta-arkhiv-2013/128-mir-gralya-122-6-iyun-2013/1140-ot-rudy-i-serdtsa.html
  2. https://poselenie.ucoz.ru/publ/kolokola_i_kolokolchiki_celebnaja_sila_kolokolov/1-1-0-140
  3. http://www.wco.ru/biblio/books/gorokhov1/H02-T.htm








Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика