<<1 2 3 >>

«И ШПИЛЬ, ПАРЯЩИЙ В ГОЛУБОМ ЭФИРЕ» или
ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР КАК СИМВОЛ МИРОЗДАНИЯ

Ольга Старовойтова, член Международной ассоциации писателей (МАП), г. Рига

Часть III

Потолок в кафедральном соборе Бургоса, Испания

Истинно – без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: то, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху. И то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.
( Из Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста )

Все религиозные памятники древности, в какой бы стране и в каком бы климате они не находились, – являются выражением одних и тех же мыслей, ключ к которым находится в эзотерической доктрине. Без изучения последней напрасны будут старания разгадать тайны.
( Е.П. Блаватская. Разоблаченная Изида, т. I )

Строители соборов запечатлели отзвук потерянного слова Божьего в вековом молчании камня, которое услышат избранные.
( Жюль Мишле, историк. Франция )

Мы постигаем лишь то, с чем столкнуться приходится в жизни.
( Эмпедокл, греческий мудрец )

Волею судьбы мне довелось побывать в старейших романских и готических соборах Франции и Италии IX-XII в., чье строительство готовилось, по меньшей мере, со времен падения римской империи в IV веке. И практически всюду возникало ощущение, емко сформулированное великими поэтами: «Красота, тишина, глубина!». Создать подобные шедевры могли только одухотворенные люди, истинные мастера, влюбленные в свое дело. Цель их, по-видимому, состояла в том, чтобы оставить потомкам, наподобие Музейона эллинизма, своего рода религиозный, культурный и научный центр средневековья. В нем присутствовало все лучшее, что накопили наши предки за долгие века. Жизнеутверждающие сведения по теологии, архитектуре и строительству, астрономии и астрологии, математике и геометрии, истории и музыке, живописи и скульптуре наполняли пространство храма сверху донизу, восхищая как интересными сюжетами, так и их исполнением. Но однажды на первый план негаданно выдвинулась одна тема. Причиной послужил кадр, сделанный другом-архитектором на башнях собора в Амьене. Позже выяснилось, что картины, повествующие о том или ином аспекте духовной смерти человека, присутствовали во многих соборах и храмах в виде библейских сюжетов, исторических коллизий и повседневных сцен из жизни. Двойственность, наполнявшая все сущее, давала знать о себе и в каменных стенах божьего дома…

Потом, уже в других соборах, встречались уже иные сцены, столь же серьезные, заставлявшие крепко задумываться. Как оказалось, все они относились к области тайной доктрины, выдвигавшей на первый план аспект самосовершенствования личности. И все как один предупреждали: наш мир только кажется прочным и устойчивым. На самом деле он не единожды балансировал на грани пропасти, и не раз переживал тяжелейшие бедствия, подобные трагедии Атлантиды. Соборы, вобрав в себя summa summarum (рус. суть сути) знаний средневековья, заставляли многих из тех, кого судьба привела под их высокие своды, задуматься над смыслом жизни, над красотой и бренностью бытия…

Глава 1. И опыт, плод ошибок трудных

Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.
( Пьер де Бомарше, драматург )

Слава Богу, сегодня мы живем во времена, когда человеку открыты многие источники, позволяющие прикоснуться к мудрости веков. Время, когда их тщательно скрывали, на часах истории закончилось в XX веке, после чего многие ранее сокрытые книги минувших веков вновь заняли место в наших библиотеках. Справедливости ради скажем, что сокрытие вызывалось серьезными причинами. Воспринимать отдельные положения тайной доктрины дано лишь людям, имеющим высокий и, главное, прочный уровень духовных накоплений. Не принимая на веру ничего, научившись в равной мере мыслить трезво и прислушиваться к голосу сердца, они, не уклоняясь от жизни, приобрели редкую способность отличать истинное от ложного. В средневековье она ценилась высоко, ибо считалось, что «истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели»[1].

Люди полностью во власти демона, собор Нотр-Дам де Амьен

Люди полностью во власти демона, церковь святой Марии в Олороне, Беарн, Испания

Темные сущности из Тонкого (Астрального) мира «вдувают» человеку с низкой энергией души недостойные мысли

Однако владеет ею далеко не каждый. В памяти нашего поколения сохранились воспоминания о целой армии экстрасенсов, злоупотреблявших силами месмеризма и гипнотизма. Или специалистов по нейролингвинистическому программированию – настоящей чуме XX века, с их лозунгом: делай как я и станешь таким же успешным как я! Печальные судьбы многих из них, закончивших сумасшествием, заставляют задуматься. Слишком тяжелы следствия от подобного рода вывихов сознания, когда человек погружался в область неизведанного, не имея прочной моральной основы.

Гады под ногами святого. Собор Нотр-Дам де Шартр. Франция

Змеи-навязчивые мысли - истязают нагие тела своих жертв. Фрагмент фасада собора в Орвието, Умбрия, Италия

Гордыня одолела человека. Собор Сен-Трофим, Арль

Человек (библейский Самсон) одолел властолюбие. Церковь Санта Мария дель Ункастильо, Испания

Русский философ Е.И. Рерих, записавшая для человечества Учение Живой Этики, по этому поводу поясняла: «Почему думать, что “человек не может утратить развитые уже раз свойства – знания, любви и др.?”. Ведь в Космосе заключается как инволюция, так и эволюция. И если в Космосе нечто проявленное может снова разложиться в Хаос, то и в человеке, этом микрокосме, вместо эволюции может произойти инволюция, или разложение, когда лучшие чувства в нем, допустив комбинацию с низшими проявлениями самости, начнут претворяться в саморазрушительные энергии. Великий трагический пример мы имеем в падении Люцифера. Даже на той величайшей ступени, на которой стоял этот Архангел, могут быть падения»[2]. О таком падении и повествует скульптура в соборе Амьена, показывающая человека во власти демонов: алчности ли, злобы или иных негативных эмоций. Находится она на большой высоте под самым шпилем именно потому, что homo sapiens многого достиг в духовном отношении, но в чем-то совершил ошибку. Напоминания о подобных трагедиях разбросаны по многим соборам Европы, равно как и показаны пути к совершенствованию своего характера. В первую очередь, это внимательность к своим мыслям, дисциплина слова, поскольку последнее есть земное уявление мысли. Не случайно «низкие мысли изображались в виде пресмыкающихся гадов. Ничто не может больше соответствовать этим подонкам познания [сознания]»[3].

Витражи собора Нотр-Дам де Пари. Слева направо: алчность, воздержание, трусость, отступничество

Действительно, в соборе св. Трофима в Арле, соборе Нотр-Дам де Шартр и в ряде других святые попирают босыми ногами – древним символом служения – гадов, змей. Впечатляет и сцена мук грешников, порабощенных собственными страстями в виде змей на фасаде собора в Орвието, Италия. Особенно часто на фасадах и капителях готических храмов передавалась тема властолюбия. Признанным символом царской власти в животном мире с глубокой древности служил царь зверей. «Ибо он был лев», – говорили о хорошем правителе, наделенном силой, справедливостью, благородством, самообладанием, милосердием. В реальной же жизни трон часто занимали государи, счастливо править которым мешали жестокость, гордыня, эгоизм, жадность и т.д. И тогда в правящих домах ряда государств возникали серьезные трудности. Проблема властолюбия, одна из самых актуальных в средневековье, в символической форме передавалась в популярном сюжете единоборства человека со львом. Он либо разрывал пасть льва, как библейский Самсон, то есть справлялся со своими недостатками. Либо становился добычей животного, становясь жертвой собственных страстей. В соборе Нотр-Дам де Пари присутствуют потрясающие по точно схваченным образам витражи, посвященные людям с другими ярко выраженными недостатками. Здесь алчность соседствует с воздержанием, трусость с отступничеством и т.д. Эту извечную тему метаний души между добрыми и греховными помыслами (ум) и делами (жизнь), отраженную поэтом:

На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой[4]

за долгие тысячелетия человеческого существования живописали часто, причем в самом разнообразном виде. Средневековью же ближе всего оказался писатель IV в. Пруденций, автор «Психомахии» (с греч. битва за душу), в равной степени использовавший античные и библейские источники. В его книге последовательно проходят единоборства на поле брани между отдельными пороками и добродетелями. Ученый, исследовавший данный труд, передает нам свои впечатления так: «Стыд (Pudicitia) в сверкающих доспехах борется с Развратом (Libido), куртизанкой, которая размахивает дымящимся факелом. Схватка Терпения (Patientia), с Гневом (Ira) завершается тем, что последний вонзает кинжал себе в грудь. Гордыня (Superbia), гарцующая перед вражеским фронтом, внезапно попадает со своим конем в западню, которую Коварство (Fraus) выкопало на поле боя»[5].

Собор Нотр-Дам де Страсбург. Мудрые девы ведут битву с одолевающим душу грехом

Собор Нотр-Дам де Страсбург. Искуситель с яблоком соблазна в руке

Домский собор, Магдебург. Мудрые девы держат светильники с маслом, неразумные маслом не запаслись

В готических соборах «боренья с самим собой» присутствуют часто в исполнении десяти мудрых и неразумных дев из Нового Завета. Так, на фасаде готического собора Нотр-Дам де Страсбург добродетель в лице мудрых дев попирает копьем, символизирующим смелость и дерзание, представленные аллегорическими фигурами пороки. Ведь, согласно христианскому мировоззрению, путь в Царствие Небесное ведет через их преодоление, но битва эта тяжела. В буднях каждого дня редко обходится без искусителя, раздувающего греховные страсти. Поэтому на фасаде собора показан опытный интриган, не сомневающийся в своих способностях сеять семена раздора в человеческие души. Об этом свидетельствует поза, обращенная к одной из неразумных женщин, внимающей лестным словам: высоко вздернутая голова, увенчанная короной, великолепно переданная скульптором многозначительная улыбка, и яблоко соблазна и раздора в руке. За его спиной на одежде – змеи и вызывающие брезгливость гады. Тем не менее, мудрые девы устремлены к чистой благочестивой жизни, а потому напряжением сил души побеждают гордыню смирением, отчаяние – надеждой, лень – усердием и т.д.

Гробница герцога Бретани Франциска II и его супруги, Маргариты де Фуа. Собор Св. Петра и Павла, Нант

Статуя Справедливости. Гробница герцога Бретани Франциска II и его супруги, Маргариты де Фуа. Собор Св. Петра и Павла, Нант

Мыслитель. Скульптура на фасаде собора св. Марии, Олорон, Беарн

Несколько иначе тот же самый библейский сюжет показан на главном фасаде Домского собора в Магдебурге. Здесь библейская притча передана в камне дословно. Мудрые девы, готовые к встрече с женихом небесным (Христом), взяли масла в сосудах своих, а неразумные запамятовали это сделать. И двери за ними затворились, когда Христос явился на брачный пир. На просьбу открыть их, Он ответствовал: «Истинно говорю, не знаю вас»[6]. Е.И. Рерих поясняет смысл евангельского эпизода: «Чтобы не проспать важный час, люди обычно оставляют гореть свечу либо светильник. Кроме того, в связи с этим уместно вспомнить притчу о девах и светильниках. Светильник – символ возжжения духа»[7].

Наблюдение за жизнью. Скульптура на фасаде особняка банкира Жака Кера, Бурж

Клуатр собора святого Духа, Экс-ен-Прованс

Справедливость (лат. Justicia). Пьетро Риччи. Музей Фландрии. Кассель

В целом же в средневековье главными считались семь добродетелей. А именно: три богословских – вера, надежда, любовь, четыре основных – справедливость, умеренность, храбрость и благоразумие[8]. Именно они чаще всего фигурировали в готическом искусстве с XIII века. Последняя четверка замечательно представлена в соборе св. Петра и Павла в Нанте, старой столице Бретани. Королева Франции Анна Бретонская, большой знаток древней мудрости[9], обрамила их статуями гробницу своих родителей. «К добродетелям можно было стремиться через приобретение знаний, искренность слов, чистоту помыслов, тела и духа, через общественный порядок и организованное управление»[10], – пишет один из серьезнейших зарубежных исследователей. Добавим к этому высказыванию еще один, пожалуй, самый важный момент. В средневековье людей учили думать, наблюдать за собой и за жизнью, вычленять из каждого явления важное, анализировать части и сопоставлять с целым. Отсюда столько замечательных поз «мыслителей» на фасадах храмов и домов. В каждом готическом храме существовал обрамленный колоннадой четырехугольный двор – клуатр, предназначенный именно для размышлений и обдумывания различных вопросов. Монахи предавались им, прогуливаясь по дорожкам внутреннего сада с цветами и лекарственными растениями.

Глава 2. «Он построил свой храм на горе…»

Каждое явление на Земле имеет две стороны: земную или плотноматериальную, и надземную или тонкоматериальную. Если при исследовании такого явления отторгается тонкоматериальное начало, то реальность этого явления не будет увидена.
( Л.В. Шапошникова. Земное творчество космической эволюции )

В древности участок для храма, посвященного главным богам-покровителям гражданской общины, а также римским Юпитеру, Юноне и Минерве (гр. Зевсу, Гере и Афине), по сообщению Витрувия, выбирали на самом высоком месте, откуда видна большая часть города[11]. Сакральные сооружения по всему миру выстраивались по Солнцу. «Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе»[12]. Строители готических соборов следовали тому же правилу. Здесь тоже проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего Солнца, служившего видимой действующей силой Творца во Вселенной. Золотоносные лучи светила извещали о наступлении нового дня. Поскольку оно восходило на Востоке, именно в той стороне находится апсида – полукруглое сооружение с алтарем.

Макет Второго Иерусалимского храма

Алтарь капеллы Сен-Шапель, Париж

Гобелен Богородицы. Собор Нотр-Дам, Дижон

Здесь проводились богослужения, во время которых горел огонь. Далее Солнце движется на юг, где светит ярче всего. В этой части собора устанавливали красивейшие витражи, призванные пропустить в помещение наибольшее количество отраженного света. Затем день клонится к вечеру, и золотоносный диск начинает возвратное движение, сначала на запад. Именно тут находятся вход в храм и обязательное для всех церквей мира пустое пространство перед зданием. Предназначено оно…. для профанов. В одном из своих трудов Е.П. Блаватская поясняет происхождение этого слова: «От pro, «перед», и «fanum, «храм», то есть не посвященный, который стоит перед храмом, но не смеет войти туда»[13]. Иными словами, для профанов храм открыт только для молитв и осмотра, но не обучения древней мудрости. Именно на западной стороне расположены входные врата, состоящие в большинстве соборов Франции из трех порталов: центрального, правого и левого. И, наконец, на севере Солнце погружается в низший мир, в самую темную часть храма. Наступила ночь. Поэтому те, кто входили в храм, как бы оставляли за спиной тьму невежества, когда солнечный свет истины полностью сокрыт, и двигались к алтарю, чтобы обрести ее снова. Движение шло по трем пространствам, имевшим общее членение в большинстве сакральных сооружений мира. В качестве примера приведем 2-й Иерусалимский храм, который подразделялся на три части. Причем каждая «символизировала одну из главных частей мироздания: (1) внешний двор представлял обитаемый мир, в котором жили люди; (2) святое служило символическим отражением видимых небес с их источниками света; (3) Святое Святых символизировало невидимый аспект мира, место пребывания Бога и небесных сонмов»[14]. Аналогичным образом Мир Земной, Мир Тонкий и Мир Огненный показывались и в готических соборах.

Термины «врата», «дверь» фигурируют во многих текстах Старого и Нового завета, в христианских молитвах применительно к Демиургу и Его женской сущности. Например, «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»[15]. А вот строки вот из чудесной молитвы «Аве, Мария»:

Ave maris stella
Dei Mater alma
atque semper Virgo
felix caeli porta.

О Звезда над зыбью,
Матерь Бога Слова,
Ты во веки Дева,
дверь небес Благая[16].

Собор св. Михаила и св. Гудулы, входные врата. Брюссель

Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле на фоне башни Тампля. Париж, XIV в.

Собор Сен-Этьенн, Мец. Центральный неф

Как на небе, так и на земле, говорится в космическом законе аналогии, сформулированном в «Изумрудной Скрижали» Гермеса Трисмегиста. В далекой древности императоры Японии носили титул микадо – величественные, «высокие врата»[17]. И это естественно, ибо смысл жизни человека – устремиться вверх, по лестнице Света, к вершинам трехглавой горы Олимп, и стать совершенным, подобно Отцу небесному. Ибо, как говорится в одном из четверостиший Омара Хайяма:

Цель творца и вершина творения – мы,
Мудрость, разум, источник прозрения – мы,
Этот круг мироздания перстню подобен, –
В нем граненый алмаз, без сомнения, мы[18].

Как видим, входные врата или порталы собора (они же – двери в библейской притче о мудрых и неразумных девах) с точки зрения древней мудрости служили своего рода демаркационной линией между профанами и посвященными разных ступеней. И «переступить порог», оставив за спиной мир Земной, или на языке символов «войти в храм», на самом деле оказывалось не так-то просто. Требовались определенные качества характера в первом приближении, накопленные в прошлом. Какие именно? Попробуем выяснить это, взяв за основу документы военно-монашеского ордена тамплиеров или храмовников, выбравших своей святой покровительницей Нашу Госпожу. В первую очередь туда отбирали людей мужественных. Трусость каралась мгновенным исключением из ордена, а отступать разрешалось только в случае десятикратного превосходства противника в численности. О необходимости самообладания свидетельствовал их белый плащ с маленьким красным равноконечным крестом в области сердца. Плащ служил знаком высокого достоинства, а также завесой, отделяющей человека от другого мира, неподвластного инстинктам, которыми руководствуется толпа. В числе обязательных качеств и отрешение от собственности: храмовники, как первые банкиры Европы, оперировали огромными деньгами, однако учились быть свободными от них в духе. И, наконец, важным качеством в эпоху средневековья считалась справедливость, которая наряду с мужеством, входила в четверку основных добродетелей. «Справедливость и мир лежат в корне твоего служения», - напоминали монархам Франции во время инаугурации[19]. В Живой Этике выбор перечисленных достоинств получает подробнейшее обоснование. Например: «Нужно рассматривать, какие качества наиболее выявляются при сознании Огненного Мира. Среди таких качеств особенно уявляется справедливость. Невозможно словами передать это качество, которое считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда»[20]. Действительно, и Примеров тому немало. Так, легенды веков доносят весть, что король Артур из Бретани, названный вместе с императором Карлом Великим и предводителем Первого крестового похода Годфруа Бульонским доблестным мужем средневековья, руководствался девизом: «Сила – это еще не справедливость, справедливость – это и есть сила»[21].

Кафедральный собор в Эрфурте, Германия

Входной портал с двумя дверьми, фрагмент

Плывущие на корабле. Катакомбы Домитиллы, IV век, Рим

Войдя во храм, взыскующие древней мудрости вставали на новый путь, оставляя за спиной суетное лишенное смысла существование. Путь же «есть не что иное, как сильно ускоренная эволюция человека, следовательно, и быстрое переживание ранее созданной кармы, которая – при обыкновенных условиях душевного развития – растянулась бы на много существований»[22]. Е.И. Рерих поясняла: «Ведь дух Ваш хранит прекрасные накопления, которые позволяют смотреть в открытые врата, лишь нужно переступить порог. И право, при устремлении порог этот не так уж высок. Многие ли имеют врата открытыми перед собою? Перед сколькими при указании направления они все же остаются запертыми, и не откроются в этой жизни, несмотря на многие усилия[23]». И там же: «Только когда искра преданности горит в сердце, можно найти открытые врата. Только признательность Учителю может открыть доступ к вратам»[24].

Входить в собор со времен Пифагора предписывалось с правой стороны, а выходить с левой. Потому что «правое — начало так называемой нечетности чисел, которая божественна, а левое — символ четного и распадающегося» [25]. Кроме того, правая сторона входа сопрягалась с правым, правильным путем, а левая – с левым, неправильным путем. Оба пути правомерны, ибо ошибки и вызванные ими страдания учат также хорошо, как и обретение добродетелей. «Чем хуже, тем лучше», – это крылатое выражение прижилось в лексиконе многих народов мира. И мужчины, и женщины могут долгое время идти по обоим путям в одиночестве, собирая опыт жизни. Но, когда он доходит до определенного энергетического эквивалента, появление «своей» второй половины диктуется уже эволюционной необходимостью. Две, созданные друг для друга души, встречаются и начинают свой собственный танец жизни, руководствуясь в повседневности принципом из двух зол выбрать меньшее. Этот наиважнейший момент отражает в соборе срединный портал, соотносящийся со срединным путем. Проходят его только в паре, поскольку требуется сотрудничество с участием двух энергий – мужской и женской. Поэтому ведущая в собор средняя* дверь обычно состояла из двух половин, с соединительной колонной в центре.

* На каждое правило существовали свои исключения, объяснения которых лежат за пределами рассматриваемой темы. Так, в ряде соборов, например, в соборе Парижской богоматери, три портала имели по две двери каждый. Кроме того, в некоторых соборах – св. Этьенна в Бурже (Франция), имелось пять входных врат, а в соборе в Модене (Италия) – целых семь.

От трех порталов в соборе начинаются пути под названием неф (фр.nef-корабль). Центральный неф, сопряженный со срединным путем, ведет человека, начинающего свое новое сознательное путешествие по жизни, к алтарю. Символ корабля, плывущего по морю, очень стар. Вспомним 50 аргонавтов с корабля Арго, построенного с помощью богини мудрости Афина, отправившихся в Колхиду искать Золотое Руно. Ибо «с древнейших времен вода и море служили символом Духа, Истины и Мудрости» [26]. Поэтому многие христианские церкви, к примеру, собор св. Этьенна в Тулузе, имеют форму корабля [27]. Почему? Читаем: «Как корабль сквозь волны проходит дух через препятствия противодействующие. Они не могут его ни уничтожить, ни сокрушить, ибо дух нерушим, вечен и неуязвим. Уязвимы оболочки, но дух над ними. Не страшны кораблю волны, если управляется он твердой рукой, но без руля и управления должен погибнуть»[28]. В другой книге: «Как мудро называли сердце кораблем, но корабль предполагает кормчего»[29]. И так по всему Учению Живой Этики и сопутствующим ему книгам разбросаны способствующие углубленному пониманию нюансы, позволяющие лучше понимать символику корабля и пути к самосовершенствованию.

Глава 3. «Возьми крест свой и следуй за Мною»

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
( Оноре де Бальзак, писатель, Франция )

В горизонтальный план собора тоже вписан уже знакомый нам анкх – египетский крест вечной жизни[30]. С незапамятных времен этот символ отображал рождение Бога в человеке, который отважился, подобно Учителю Иисусу, взвалить на себя собственную карму или свой крест, и пройти по своей Via Dolorosa – дороге скорбей. «Несение креста или испитие чаши с ядом всегда было символом несения подвига»[31]. Жизнь сложна, и «крест есть сознательное изжитие прошлых нагромождений и безоговорочное принятие на себя испытаний, налагаемых Учителем. Чем выше дух, тем тяжелее ноша, ибо тягость креста усугубляется нагружением пространственным»[32]. Теперь по-иному осмысляется понятие крестоносца, как человека, выбравшего кратчайший, но наполненный беспрерывными испытаниями путь к цели, и клич крестоносцев в эпоху Первого крестового похода: «Этого хочет Бог!» (лат. Deus lo volt)[33]. Те, кто подняли крест, руководствовались разными побуждениями. Одни шли завоевывать Палестину, чтобы увидеть землю, по которой ступала нога Учителя Иисуса, поклониться храму Гроба Господня в Иерусалиме. Другими двигал иной мотив: приобрести новый жизненный опыт и обменяться знаниями с мудрецами других вероисповеданий. То есть, получить в результате энергообмена[34] мощный стимул для полноценной духовной жизни. Сегодня доподлинно известно, что некоторые европейские посвященные проходили обучение в залах Премудрости, существовавших в мусульманских мечетях, в частности, в мечети Аль Азхар в Каире, построенной правителями из династии Фатимидов[35]. Исламские мудрецы допускали туда своих христианских собратьев по духу. Точно также в древних храмах Египта изучали теологию и натурфилософию Геродот, Фалес из Милета, Парменид, Эмпедокл, Орфей и Пифагор. Там же Моисей приобрел свои обширные знания, а Иисус провел молодые годы.

О том, как велось обучение храмовое обучение, сведений не так-то много. Известно, однако, что каждый, кто обладал энергетическим потенциалом, позволявшим перейти через порог, выполнял свою собственную жизненную программу. Ее главная цель – укрепить и углубить уже имеющиеся качества характера, а также приобрести новые. Сколько воплощений уходило на это – вопрос чисто риторический. Путники шли в своем темпе, в соответствии со своими возможностями, путями личных побед и поражений. А тех кто накопил потенциал, нужный для восхождения на следующую ступень небесной лестницы Света, она же – средневековая лестница Совершенства (лат. Scala Perfectionis)[36], ждали многочисленные испытания. Например, человеку, учившемуся владеть собой, сплошь и рядом встречались люди, провоцирующие его на неосторожное слово. Причем чем выше поднимался соискатель древней мудрости, тем жизнь его становилась трудней. Достаточно познакомиться с биографиями великих людей, чтобы убедиться – любой из них мог бы подтвердить, что:

Я – школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Все еще не зачислен в разряд мастеров[37].

На плане готического собора пространство основной школы храмового обучения условно обозначено прямоугольником, обведенным на рисунке зеленой линией. Если, скажем, в ее первых классах требовалось научиться владеть собой, то в последнем этого было уже недостаточно. Требовалось не только это основательно выработанное качество, но еще и присутствие нескольких сопутствующих, укрепляющих основное. Например: «Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством. Так сложно самообладание, но оно неизбежно при вступлении в Миры Высшие»[38].

Планы собора в аббатстве Клерво
и собора Нотр-Дам де Амьен.
Оба – Франция

Иисус, несущий крест.
Сандро Ботичелли, XV в.,
Частная коллекция

Крылатый лев и дож на фасаде
собора Сен-Марко, Венеция

По всей видимости, существовала переходная ступень, после прохождения которой основная школа храмового обучения заканчивалась (на снимке – нижняя зеленая линия поперечной перекладины креста - трансепта). За ней начинался университет, в котором, условно, давалось высшее образование вкупе с магистратурой и аспирантурой. И вели в него двое врат, расположенных на трансепте, – северные и южные, также помеченные цветом. Соискателей древней мудрости, способных не только дойти, но еще и пройти через них, можно было пересчитать по пальцам обеих рук. Здесь шли свои испытания, предположительно, на выполнение каких-то серьезных заданий в государственной или иной сфере. Для их выполнения ко всему вышесказанному требовалось еще присовокупить искусство общения с людьми, которое высоко ценится в жизни. Считается, что овладеть им труднее всего.

Какая же это ступень? В многочисленной литературе по данной теме, повествующей о древних мистериях, существовавших у каждого народа, речь идет о семи ступенях лестницы Совершенства. Там же даются их названия, как правило, ничего не говорящие обычному человеку. Например, четвертая ступень в мистериях Митры носит название «Лев»[39]. Многочисленные львы смотрят на нас с геральдических щитов, с фасадов зданий (собор св. Марка, Венеция), они присутствуют в названиях городов и государств (Сингапур – город льва, Сьерра Леоне – Львиная гора). Лев среди зверей ведет себя как истинный царь. Его роскошная грива и смелый взгляд демонстрируют величие и спокойствие. Отправляясь на охоту, животное рыком оповестит об этом всю округу – спасайся, кто может; на охоте он убивает ровно столько, сколько необходимо для кормления его прайда. Словом, львы во все времена по праву пользовались почетом и уважением у всех народов. Но какими качествами должен непременно обладать человек, достигший именно этой ступени? Встретить ответа в литературе не довелось. По счастью, в Учении Живой Этики тоже присутствуют названия ступеней, причем в форме трех степеней каждая, и дается пояснение. Так, начало четвертой ступени знаменует степень под названием «Пустынный лев»[40]. Это не просто цветистое восточное выражение – оно имеет точный смысловой эквивалент. Так, «степень «Пустынного льва» особенно осуществляет мысли, потому надо быть особенно осторожными. Степень «Пустынного льва» не знает обид» [41]. Для нее характерны «вмещение отрыва от земли и земной собственности»[42]. И еще: «На ступенях огненного сознания особенно ярко ощущается космическое одиночество <...> Космическое одиночество есть чувство Льва Пустыни»[43]. И это далеко не все характеристики, разбросанные по разным книгам Учения Живой Этики. Подтверждает их жизнь, поскольку такую степень знавали в средние века. В частности, термин «лев Пустыни» употреблялся применительно к великому султану Египта Саладину. Так, автор одной из книг вкладывает в уста зятя короля Иерусалима Амори I Онфруа IV Торонтского, в совершенстве владевшего арабским языком, фразу: «Я сообщу тебе, лев пустыни, эту тайну» [44]. Султан Саладин, один из обаятельнейших героев крестовых походов, слывший великим мудрецом, обладавшим благородным характером, шел по пути «Пустынного льва»…

Много тайн у готических соборов…

Использованная литература

  1. Ян Амос Каменский. Великая дидактика. Гл. 23
    http://narodnoe.org/old/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm
  2. Е.И. Рерих. Письма в 9-и томах. Том III М.: МЦР, 2001. С.205
  3. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995. Пар.57. С. 37
  4. Борис Пастернак. Художник.
    http://www.orator.ru/stihi_pasternak_hudozhnik.html
  5. В. Куртов. Истоки аллегорического представления пороков и добродетелей в средневековом искусстве. С.328
    https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/133997/1/327-336.pdf
  6. Матфея, 25:1-13 Притча о десяти девах
    http://www.bibletruths.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0-%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%85.htm
  7. Е.И. Рерих. Письма в 9-и томах. Том IV М.: МЦР, 2002. С.166
  8. Фулканелли. Философские обители. М.: Энигма. 2004. С. С.443
  9. Ольга Старовойтова. Королева, изучавшая мудрость веков.
    https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/10-novaya-stranica
  10. Морис Котрелл. Хранители гробницы. ЭКСМО, 2006. С.152-153
  11. Витрувий. Десять книг по архитектуре. Книга первая. С.34
    https://docplayer.ru/29425228-Redakcii-de-aquaeductifius-urbis-romae-xxv.html
  12. П.А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)
    http://ogurcova-online.com/bookpages/zakladka-i-razbivka-zdaniia
  13. Е.П. Блаватская. Тайные знания. М:. ЦМФ, 1994. С. 94
  14. Грегори Бил. Символы небесного храма в раннем иудаизме и христианстве. М.: Институт св. Фомы, 2018. С.15
  15. Евангелие от Иоанна. Гл.10:9
    http://bible.optina.ru/new:in:10:start
  16. Г.П. Чистяков. Мария Дева в гимнологии христианского Запада.
    http://www.rodon.org/chgp/mdvghz.htm
  17. Микадо
    https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BE
  18. Омар Хайям. Рубаи. Издательство ЦК компартии Узбекистана, Ташкент. 1982. С.102
  19. Жорж Дюби. Средние века. От Гюго Капета до Жанны д Арк. М.: Международные отношения. 2001. С.13
  20. Учение Живой Этики. Мир Огненный, часть 1. Пар 364. С180?
  21. Н.А. Ионина. 100 великих замков. М.: Вече. 2007. С.45
  22. Е.П. Блаватская. Голос Безмолвия. Два Пути. Семь врат.
    https://sibro.ru/teacher/books/809/24326
  23. Елена Рерих. Письма, том 1. 180
  24. Там же. С.189
  25. Г. Бейли. Потерянный язык символов. М.: Золотой век. 1996. С.175
  26. Восточно-православная церковная архитектура
    https://www.hisour.com/ru/eastern-orthodox-church-architecture-32927/
  27. Грани Агни-Йоги, том XIII. (188. Апр.29). Новосибирск, Алгим. 1998. С. 78
  28. Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995. Пар.15. С.19
  29. О.Л. Старовойтова. «И шпиль, парящий в голубом эфире»
    https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/8-14
  30. Елена Рерих. Письма, том 8 41
  31. Грани Агни Йоги. 1955 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2010 г. Пар. 101 (Фев. 22). С.116
  32. Режин Перну. Крестоносцы. С.33
  33. Л.В. Шапошникова. Космическое мышление и новая система познания.
    https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskoe-myshlenie-i-novaya-sistema-poznaniya-1
  34. Джей Вайднер, Винсент Бриджес. Тайны соборов и пророчество великого Андайского креста. С. 200
  35. Г. Бейли. Потерянный язык символов. М.: Золотой век. 1996. С.36
  36. Антология лирики Востока. М.: Правда. 1986. С.133
  37. Мир Огненный, том 1. 634
  38. С. Энгус. Тайные культы древних. М.: Центрполиграф, 2013. С. 116.
  39. Учение Живой Этики. Знаки Агни-Йоги. М.: МЦР, 1994. Пар. 107. С.68
  40. Там же. Пар. 110. С. 68
  41. Там же. Пар.91. С.61
  42. Учение Живой Этики. Мир Огненный, том III. М.: МЦР, 1995. Пар.88. С.83
  43. Сергей Смирнов. Садалин. М.: Астрель. 200. С.104

Источник: https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-6





<<1 2 3 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика