Н.К. И Е.И. РЕРИХИ В ДОЛИНЕ КУЛУ (1929)

А.В. Владимиров

27 декабря 1928 года Рерихи впервые побывали в Наггаре, в долине Кулу, а окончательно перебрались сюда 14 января 1929 года. После преодоления всевозможных препон, включая стремление англичан вообще удалить их из страны, Рерихи на два десятилетия, после тяжелейшего Азиатского похода, обрели логическое завершение их азиатских хождений и устремлений. Высоко в горах они поселились в обширном, тихом доме, расположенном в самой красивой долине Гималаев, в окружении величественных горных пиков. Здесь начался для всей семьи Рерихов совершенно новый этап их жизни.

Н.К.Рерих «Кришна», 1929

Усадьба располагалась на уровне двух тысяч метров, среди огромных деодаров, при царящем здесь половину года курортном климате – по существу Рай.

«Долина Кулу носит название Серебряной долины. – писал Юрий Рерих. – Достаточно посмотреть на серебристые шапки снегов на гималайских вершинах или окинуть взором цветущие деревья долины, словно осыпанные снегом, чтобы понять, что её недаром назвали таким именем»[1].

Учитель направлял Рерихов на поиски дома в Наггар, однако не указывал точного места, не указывал дом, который они должны были здесь сами найти, сказал лишь, что ехать нужно искать это место из Симлы – районного центра[2].

Владимир Шибаев из того, что он знал, описал, как был найден тот дом:

«...Остановились в Симле, чтобы навести некоторые справки. И здесь, в отеле, Николай Константинович случайно познакомился с раджой Манди, владельцем недвижимости в самом Кулу. Раджа и его жена предпочитали жить в крупных центрах, подолгу оставались во Франции и Италии и редко задерживались в своих гималайских владениях. Как выяснилось из разговора, раджа был не прочь в будущем даже расстаться с некоторыми своими поместьями, которыми он не пользовался [...].

На расспросы Рериха, где лучше всего в Кулу остановиться, раджа рекомендовал обратиться к плантатору Дональду, владельцу нескольких домов. Сразу же было написано письмо, и вскоре получен от Дональда ответ, что у него свободна вилла “Манор” в Нагаре, которую он согласен сдать в аренду.

Таким образом, только в Симле определился для путешественников весь их маршрут, и они двинулись дальше. До Патанкора можно было доехать поездом, дальше же пришлось снаряжать караван из автомашин и конный.

Кроме четырёх Рерихов и меня, ехали также две помощницы по хозяйству, присоединившиеся к экспедиции Рериха в Монголии, – сибирячки из казачьей семьи, сёстры Людмила и Раиса Богдановы. На несколько машин погрузили домашнее имущество, картины, коллекции, различное экспедиционное оснащение. Особняком шла вся конюшня, находившаяся в ведении Юрия Николаевича, за исключением его любимого рысака, на котором верхом прямо из Дарджилинга следовал опытный тибетский конюх Танзин.

Первую ночёвку организовали в Палампуре на высоте тысячи метров. Помню, это было в конце декабря 1928 года. Мне удалось достать ёлочку и маленькие свечи, и в далёких Гималаях засверкала традиционная русская рождественская ёлка. Следующая остановка была в Манди, где раджа предоставил для ночёвки большую удобную дачу. К вечеру третьего дня, проехав на машинах ущелье Ут, мы достигли долины Кулу, которую местные жители часто называют “Долиной трёхсот шестидесяти богов”. В то время горные дороги в этих местах были так узки, что движение по ним происходило лишь в одну сторону с двухчасовыми перегонами и разъездами. Только в особо важных случаях по специальному указанию раджи посылались по станциям распоряжения о задержке встречного проезда. Такой привилегией, как правило, [впоследствии] пользовались Рерихи, что значительно ускоряло их поездки.

За долиной Ут мы нашли местечко Доби, где нас встретил плантатор Дональд с тем, чтобы проводить в Катрайне к мостику через реку Беас, так как вилла “Манор” находилась на другом берегу этого шумного горного потока. Мост тогда был старый, бревенчатый. Пришлось слезать с лошадей и вести их под уздцы. Отсюда начинался крутой подъём по тропинке. Все мы, за исключением Елены Ивановны, поехали верхом на лошадях, а Елену Ивановну понесли в “данди”. Это – род портшеза, где сидят, протянув ноги, как на кушетке. Несут его на плечах шестеро парней, и рядом идут шестеро запасных, подпирающих “данди” на трудных, крутых подъёмах и каждый час сменяющих друг друга. Так Рерихи достигли Нагара, где на высоте двух тысяч метров им было суждено провести около двадцати лет, вплоть до самой кончины Николая Константиновича.

Помню, как сейчас, на следующее утро встали все очень рано, вышли на площадку перед домом, где лежал первый снег. Слегка щипал мороз, но светило яркое солнце, воздух был чудесно чист и прозрачен, как нигде, кроме Гималаев, мне не приходилось испытывать. Все чувствовали себя прекрасно, особенно Елена Ивановна...

Стоя на площадке, мы наблюдали протекавшую с севера на юг реку Беас. Маленькими точками вдали казались дома в Доби, Катрайне и Манали. Выше на севере красовалась двуглавая вершина, вечно покрытая снегом. Она напоминала букву “М”, как и окрестила её за отсутствием местного названия Елена Ивановна.

Позднее мы вышли на прогулку по единственно пролегавшей здесь тропинке. Пройдя сколько-то к северу, мы обнаружили большой каменный двухэтажный дом, который заприметили ещё накануне из долины. Дом был идеально расположен на отроге горного хребта и оказался не заселённым. Сторож-индус показал нам фруктовый сад и все постройки. Представьте наше удивление, когда мы на садовой и домашней утвари обнаружили монограмму “H. R”, то есть английские инициалы Елены Ивановны (Helene Roerich). Потом мы узнали, что это инициалы покойного Хенри Ренника, построившего этот дом по возвращении из бирманского похода. Постройка была солидной, каменные стены – полуметровой толщины. Теперь дом принадлежал радже Манди, однако он годами пустовал, так как сам раджа в такое уединённое место не заглядывал.

Николаю Константиновичу и Елене Ивановне очень понравился этот дом, и они решили, что он больше всего подошёл бы им для постоянного житья, тем более что несколько выше по склону находилась другая площадка со строениями, которые после реконструкции можно было бы приспособить для института “Урусвати”. Приступили к сложным и длительным переговорам с министром финансов раджи (сам раджа непосредственно такими делами не занимался). В конце концов виллу, носившую название “Hall Estate”, удалось приобрести вместе с близлежащим участком земли для института…»[3]

Через время Рерихи стали хозяевами этого дома, разнообразных хозяйственных построек и большого земельного участка с фруктовыми посадками, а также горным склоном с деодаровой рощей.

Здесь же, в гору и через дорогу от участка, где располагался главный дом усадьбы, был организован частный Институт Гималайских Исследований «Урусвати», формально учреждённый Рерихами сразу после завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году. Институт занял два небольших двухэтажных здания: «Административный» корпус, где располагалась научная библиотека, а также был спроектирован и отстроен «Лабораторный» корпус для физических и биохимических исследований, оснащённый необходимым оборудованием. В институте были комнаты для приезжих учёных, музей с естественнонаучными коллекциями. Сюда же были перенесены научные коллекции, собранные Рерихами на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.

«Во втором этаже дома [Рерихов в Наггаре], – вспоминал Шибаев, – была как бы “святая святых” – самое прекрасное и заветное место, можно сказать, подлинный музей. Из вестибюля вы попадали в центральный безоконный зал, украшенный многими танками на стенах и большой позолоченной статуей Будды над камином… Камины в доме стояли задрапированными, ими не пользовались, а отапливали комнаты зимой специальными керосиновыми печками. По углам зала были расставлены стол, диван, кресла. На полу – громадный персидский ковёр. <…>

…Прекрасный вид был из углового кабинета Елены Ивановны: из северного окна на истоки реки Беас и белоснежные вершины горы “М”, из западного окна на противоположный берег реки Беас, который замыкался на горизонте горной грядой с вечно заснеженными вершинами высотой до шести тысяч метров».[4]

Долина Кулу, где располагался Наггар и усадьба Рерихов, в прежние времена являлась частью легендарной Ариаварты – цитадели Ариев. «...Ариаварта, – поясняла это название Елена Ивановна, – есть Северная часть Индии, долины среди Гималайских гор, где основались выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. В переводе это означает “Страна Арийцев”. Так, наш Ашрам находится в древнейшей и наиболее священной горной долине Ариаварта» (Е.И. 12.04.1935).

Долина Кулу, где располагался Наггар и усадьба Рерихов, в прежние времена являлась частью легендарной Ариаварты – цитадели Ариев. «...Ариаварта, – поясняла это название Елена Ивановна, – есть Северная часть Индии, долины среди Гималайских гор, где основались выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. В переводе это означает “Страна Арийцев”. Так, наш Ашрам находится в древнейшей и наиболее священной горной долине Ариаварта» (Е.И. 12.04.1935).

В этих местах происходило множество легендарных событий, описанных в Махабхарате и Пуранах. Название Кулу, как считается, происходит от слова «Кулан Питха», что означает «конец обитаемого мира». Предание сообщает, что во время Великого Потопа вождь и спаситель человечества Ману причалил свой ковчег, наполненный спасёнными людьми и животными, именно в этой местности (в местечке, носящем ныне наименование Манали), но не смог пересечь горный перевал Ротанг. Последний из населённых пунктов в этой местности Ману якобы назвал Кула Питх, откуда современное название долины – Кулу.

Долина Кулу, Наггар, как оказалось, имели следы Будды, Христа и Майтрейи. В Беседах в то время сообщалось:

«Потребуйте от Махараджи показать вам древние храмы [в окрестностях Наггара], ибо можно найти следы буддизма. Учитель ведёт вас древними местами. Проходил здесь Сам Будда» (25.12.1928).

«– Учитель говорил, что мне суждено прославить место Будды, но сюда земли Шакья племени не простирались. – Здесь [в Наггаре] место Будды, ибо Он шёл здесь и был близок духом [с этим местом] в последние минуты.

Когда проходил Он здесь? – После снегов Он увидел первую цветущую долину.

Откуда шёл Он? – Из Ладака» (03.02.1929).

«И здесь лежал древний путь в Братство. Обернитесь и заметьте, что Кулу – единственная плодородная долина к северу. Будем захватывать это место, где гряда так напоминает Нашу западную цепь» (21.01.1929).

С.Н. Рерих. «Чаша Будды», 1934

«Думаю чудо Чаши Будды перенести в Наггар из Лоб-Нора. Думаю, что ут[ерянная Чаша будет вновь найдена]... Нахождение Чаши в Наггаре даст центр Буддизма [на Гималаях][5]. Урусвати слышала о чуде, именно чудо будет полезно.

Будет ли надпись на Чаше? – Надпись может быть на сосуде погребения, но Чаша Татхагаты должна светиться!

Как узнать? – Будут указания» (10.03.1929).

«24.03.1929 [День Учителя]. Никто не подозревает, что здесь [в Наггаре ваш Ашрам, как] Терафим, который посылает силы в Америку и затем на Алтай. Место Чаши Будды [которая здесь будет обнаружена, также] приличествует посылке силы. Удрая //Юрий Рерих//, скажи, как по-санскритски Чаша Будды, ибо можно будет так называть храм.

Патра? – Да.

Здесь? – Да. Место сокровенных книг [Агни Йоги] соответствует месту Чаши[6]. Можно сказать ламе Мингюру – так же, как под камнем Гума лежит пророчество Великой Шамбалы, так же скоро будет найдена Чаша Благословенного.

Как признают люди, что это действительно Чаша Будды? – Так и приложим [данное пророчество]. Чаша каменная. Нужно бы составить список всех приношений, иначе забывается.

Посланных Учителем? – Да. Запишите после беседы. [Вместе с тем помните, что] все дела [и реликвии прошлого] значительны, но превыше их Учение, ибо из него дела рождаются».

«13.05.1929. Проследим положение – уже дано место Звенигорода [на Алтае], и Белуха может быть взята каждый час. Дано место Города Знания [в Наггаре] и назначены сокровища места. Сам Благословенный и Христос и Майтрейя – три Владыки – оставили здесь следы пребывания. Чаша подвига здесь. Уже создаётся дом, где произнесено Имя Владыки. Уже изданы книги сужденного Учения Огня. Собраны все элементы будущего. Не малые знаки собраны Камнем. Судите, можно ли бояться будущего. Кто должен понять будущее, не может сомневаться в ценностях данных. Потому все состояния ведут к победе. Мир видимый и невидимый соединились в осознании сроков. Указания китайского пилигрима пришли после Моих. Истинно, пещеры риши не открыты [пока здесь] и хранят сокровища. Также Чаша и останки Благословенного[7] ждут срока. Так почувствуйте близость великих предметов и подымитесь духом. В духе – победа, и никакая чёрная рука не устоит перед огнями Учителя, если умеете призвать Его.

Теперь другое. <…> Ступа – под холмом, Чаша – в ларце золотом с древней индийской надписью. На глубине шести аршин. Довольно.

Когда Сказал – будет Город Знания в Гималаях, значит, там, где ступа, там, где Владыка Сам учил. Насыщенность этой местности закладывалась веками. Утверждено издавна Наше явленное пророчество. Я сказал.

<…>

Может быть, Чаша Благословенного не в Кулу, но в окрестностях? – В Кулу, все пещеры здесь».

С.Н.Рерих. «Чаша Будды»

Чаша Будды, посланная Урусвати, будет обнаружена в усадьбе Рерихов 3 марта 1934 года, хотя принесена будет в начале января.

О ключевом значении Чаши Будды, венчающей целый ряд знаков, ранее полученных от Учителя (мантрам на бересте, Камень Чинтамани, кольцо Нефрит, портрет Учителя и др.), Елена Ивановна отмечала в одном из писем кругу сотрудников:

«…Вы знаете и помните о всех священных знамениях, посланных в подтверждение и ручательство за избранных Доверенных и всему Сужденному. Вы видели все те священные знаки, которые хранятся ими, и также понимаете всё величие последнего посланного Чуда (Чаша). Именно укажите, что никогда раньше все знаки не посылались Доверенным во всей совокупности своей их, из этого одного уже можно понять, насколько избрание это является избранием Высшим и Космически непреложным» (Е.И. 02.08.1935).

Фасад дома Рерихов в Наггаре, 1930-е

Кабинет и письменный стол Е.И.Рерих (музейное фото)

Нагар. Гостиная, 1930-е

Наггар, 1930-е

Н.К.Рерих в Наггаре, 1930-е

Нагар. Н.К. и Е.И. на прогулке, 1930-е

Юрий и Е.И. возле дома в Наггаре. 1930-е

Е.И возле дома в Наггаре, 1930-е

Е.И. в гостиной, около главной картины, Наггар, 1930-е

Примечания

  1. Рерих Ю.Н. Вершина современной науки. // Указ. авт. Тибет и Центральная Азия. – Самара, 1999.
  2. Беседа 20.09.1928.
  3. В.А.Шибаев. Воспоминания очевидца /Цит. по статье: Беликов П.Ф. В Гималаях // Сб. статей: Беликов П.Ф., Князева В.П., Полякова Е.И. Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. – М.: Изобразительное искусство, 1978.
  4. Там же.
  5. Ср. с городом Дхармасала.
  6. Сказанное имеет два смысла. Ашрам Рерихов в Наггаре – как терафим Братства и как источник сокровенных книг Агни Йоги. Но, кроме того, принесённая в дом Чаша Будды была обнаружена действительно в гостиной дома Рерихов на полке среди сокровенных книг, у триптиха «Fiat Rex!».
  7. Будда.

Источник: Владимиров А.В. Урусвати. – М.: Беловодье, 2017. — 384 с. : ил.










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика