9 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА
Велик Рерих – ещё более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей. ( Биресвар Сен, Индия )
Весь ХХ век был озарён многоплановой культурной деятельностью великого русского художника, учёного, мыслителя, писателя, путешественника и общественного деятеля НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха огромно: его произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России, США, Швеции, Латвии, Индии и многих других стран мира.
«Картины Рериха словно преодолевают границы земной тверди, устремляясь в необъятные космические горизонты. Они – словно частицы планеты, что отделились от своей праматери Земли и обрели самостоятельное бытие в сонме творений солнечной космической Красоты», – писал выдающийся деятель латвийской Культуры, поэт Рихард Рудзитис в книге «Космические струны в творчестве Николая Рериха».
На искусство Н.К. Рериха огромное влияние оказало изучение им памятников Культуры как учёным – историком, археологом и этнографом. Н.К. Рерих окончил юридический факультет и прослушал лекции на историческом факультете, одновременно занимаясь в Академии художеств.
С юных лет серьёзно занимался археологией, вёл раскопки. В иллюстрированной книге новосибирских учёных: О.В.Лазаревич, В.И.Молодин, П.П.Лабецкий «Н.К.Рерих – археолог» собран материал об исследовании учёным археологических памятников не только на территории европейской части России, стран Балтии, российского Алтая, но и Монголии, Индии и Китая.
Своей разносторонностью, трудоспособностью, продуктивностью и быстротой работы Николай Рерих напоминал современникам «старинных мастеров Возрождения». «Он ещё… коллекционер старинных картин и предметов каменного века, член художественных и учёных обществ, писатель по вопросам искусства, наконец, директор художественной школы, всё более и более разрастающейся и начинающей принимать характер крупной народной школы искусства» (Ростиславов А.А. Н.К. Рерих, 1918. Репринтное издание). 10 лет Рерих руководил Рисовальной школой при Императорском Обществе поощрения художеств.
Деятельность Н. Рериха по охране сокровищ Культуры началась с его выступлений в русской прессе в защиту памятников русской старины. Затем борьба за охрану Культуры приобрела у Рериха всемирный характер и увенчалась созданием Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом.
И по прошествии времени труд Николая Константиновича Рериха во Благо человечества продолжает оставаться актуальным и востребованным.
Репродукции картин Н.К. Рериха вместе с короткими выдержками из его произведений я увидела очень давно в журнале «Огонёк». Они глубоко потрясли меня. Долгие годы мечтала видеть картины в подлиннике и больше знать о художнике, их создавшем... И вот я впервые стою у полотен великого Мастера, передающих Небесный огонь его вдохновения. Радость моя не знала границ!..
Каждая моя встреча с выставкой картин Николая Рериха – это настоящий праздник духа! На его полотнах – сюжеты и персонажи Древней Руси; маленькие часовенки и величественные храмы современной ему России; основатели мировых религий и святые; герои былин, эпосов и подвижники духа.
Трансгималайская экспедиция (1923-1928) открыла в живописи Николая Константиновича ещё одно сокровенное направление, равного в котором ему никого не было и нет до сих пор, – горы Тибета и Гималаев.
Непостижимым образом художник сумел запечатлеть и передать незримое присутствие духа, которым дышат многовековые исполины, навсегда покоряя наше сердце.
Горы Н.К. Рериха – это не хаос каменных нагромождений, они живые, одухотворённые. Эти картины даже не о горах, а о Мире и о Времени, о судьбах Человечества и восхождении человеческого Духа. Если смотреть картины издали, кажется, что ты стоишь на одной из вершин, и перед тобою расстилается величественная Горная Страна. Английский писатель и критик Барнет Д. Конлан назвал Рериха «Мастером гор». Считаю его и «Мастером неба» – на холстах художника оно всегда живое, одухотворённое, «говорящее»…
Ликующая симфония красок льётся с полотен Николая Рериха! Мир его полон Красоты и романтики, возвышенности и поэтичности, фантазии и символики. Этот неповторимый мир художника писатель Леонид Андреев назвал «державой Рериха».
С 1916 году из-за болезни художник жил с семьёй в Карелии, иногда выезжая по делам Школы в Петроград. К тому времени искусство Николая Рериха достигло зрелости и мастерства, к нему пришла слава в России и возрастала известность за рубежом. Но в 1918 г. от России отделилась Финляндия, русско-финская граница была закрыта, и Рерих оказался отрезанным от горячо любимой им Родины. Он задумал осуществить свою давнюю мечту – отправиться в Индию и другие страны Востока. Николая Константиновича интересовали восточные корни Древней Руси и он полагал, что Азия была колыбелью народов, поскольку именно оттуда вышли все духовные движения и учения. Путь на Восток начался с выставочного турне по крупным городам США.
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Н. Рериха (1923-1928 гг.) – выдающееся научное и культурное событие ХХ века, стоящее в ряду великих географических открытий.
Рериху удалось сделать то, чего не смогли сделать до него Пржевальский и другие великие русские путешественники – пройти из России азиатской через Тибет в Индию. Этот путь он прошёл и как учёный, и как художник, и как писатель, создав в тяжелейших условиях экспедиции около 500 картин, на которых отображена живописная панорама маршрута. Две книги Н.К. Рериха – «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии» непосредственно связаны с экспедицией в Центральную Азию. 1500 картин было создано после экспедиции.
В жизни Н.К. Рериха можно выделить 3 периода: 1. «Русский период» (1874-1918), 2. «После революции. В Европе и Америке» (1918-1923) и 3. «Жизнь в Индии и Центральной Азии» (1923-1947). Русская тема, о которой я хочу рассказать, не оставляла его творчество на протяжении всех 30 лет пребывания за границей.
РОДНАЯ СТАРИНА В ИСКУССТВЕ РЕРИХА
В 1903-1904 годах Н.К. Рерих посетил более 40 древнерусских городов – Ростов Великий, Углич, Владимир, Суздаль, Псков, Ярославль и др. и написал серию из 90 живописных работ, в которой отразил многообразие и богатство древнерусского зодчества. Впервые в статьях и литературных очерках мощно прозвучало слово Н.К. Рериха о сохранении русских святынь: «По всей России идёт тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно… Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остаётся обезображенной, фальшивой, поддельной…» («Тихие погромы»).
С этой поездкой связано возникновение темы «Руси Святой» на картинах Рериха, которая мне очень близка: волнующие облики святых – Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, Бориса и Глеба, Пантелеймона-целителя…
Отсюда и истоки РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ Рериха: иконы, мозаики, стенная роспись. На выставке «Рериховский век» (май-июнь 2010 г., С.-Петербург) был впервые показан весь ПЕРМСКИЙ ИКОНОСТАС, выполненный в 1907 г. по эскизам Николая Рериха в женском монастыре Перми (для фамильной церкви Каменских в честь Казанской иконы Божьей Матери).
Написание икон в традициях старых мастеров – результат глубокого изучения Рерихом иконописи. Проникновенно писал он об иконе в заметке «Спас»: «Икона, как живое звено церкви и жилища, входит широко в жизнь. Никакие разрушения и потрясения не нарушают прекрасный угол, где собраны Чудотворные Лики. Лик Христа не покинул дома сего, и Лики всего Священного Христова Воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание».
Сияющие МОЗАИКИ, украшающие храмы в России и Украине, выполнены по эскизам Рериха художником-мозаичистом В.А. Фроловым. Великолепная МОЗАИКА «Спас Нерукотворный и князья святые» находится в ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ (Украина), над южным порталом Троицкой церкви; мозаика «Спас Нерукотворный» – на фасаде церкви Святого Духа в селе Талашкино (Смоленская область); две мозаики – «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный с избранными святыми» украшают наружные стены храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовка (Киевская область).
«Спас – Милостивый, Спас – Кроткий, Спас – Всеведущий, Спас – Всемогущий, Спас – Грозный, Спас – Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи…», – писал Рерих ("СВЯЩЕННЫЙ ДОЗОР". «Спас». 1934).
Назову некоторые из моих любимых картин Н.К. Рериха, посвящённых родной старине. Одна из них – «Заморские гости» (1901). По синим водам Ильмень-озера «из варяг в греки» плывут расписные варяжские ладьи, свежий ветер наполнил их яркие паруса… Широкий простор, неведомые берега… От этой картины веет романтикой, бодростью и ликующей радостью!
Очень близок мне рериховский образ Сергия Радонежского. На картине «Сергий Строитель» (1924). Преподобный изображён за постройкой обители. Строгие силуэты, скупые краски… «Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской... Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины. Да поможет Великий Предстатель перед Христом Господом. Да пошлёт Великий строитель Свято-Троицких Лавр сердечную крепость на преодоление сил тьмы, злых безбожников и разрушителей добра!» (Н.К. Рерих. «Свет Неугасимый». 1934).
До глубины души потрясает меня картина «Русская Пасха» (1924?). Едва светает; звёзды ещё сияют на небосводе серебряной россыпью… Крестный ход у храма… хоругви, иконы, огоньки свечей… Непередаваемое зрелище! Как ярко отпечаталось оно в душе художника!
Очень люблю серию картин Н.К. Рериха “Sancta” («Священная») из шести полотен, на которых изображены сцены жизни русских подвижников духа. Все картины написаны в 1922 году в Америке. Словно сами строители Руси Великой говорят с нами – так звучат названия картин: «И Мы видим», «И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы продолжаем лов», «И Мы трудимся», «И Мы не боимся». Н.К. Рерих обратился к духовным корням своей страны, к наставлениям Сергия Радонежского, чтобы помочь возрождению нравственных ценностей в Америке и дать импульс её духовному и культурному развитию...
Академик Д.С. Лихачев сказал: «Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба… Только в святынях культуры – источник животворных сил возрождения единого самосознания народа… Воистину пророческими были слова Н. К. Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».
МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ
Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир… Рерих Н.К. Сожжение Тьмы (Привет Молодым). 1930
Рерих впервые показал глубинную суть самого СЛОВА "Культура": «...Культура имеет два корня – первый друидический, второй восточный... Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Культ-Ур – значит Почитание Света... Почитая Свет, мы отходим от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти», – писал он (В кн. «Твердыня Пламенная». «Культура – почитание Света».).
Понятие КУЛЬТУРЫ для Николая Рериха истинно священное, потому он пишет слово Культура с прописной буквы и даёт ей новое, ОДУХОТВОРЁННОЕ определение: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце».
Отсюда и НОВАЯ ИДЕЯ Рериха-гуманиста – объединение через Культуру, которую он принёс человечеству: «Истинная, высокая Культура принесёт и мир всего мира… Мир через Культуру, и нет иного пути».
Этот Призыв Николая Константиновича Рериха прозвучал в промежутке между двумя мировыми войнами. В нём – целая программа действий: утверждение идеалов мира через уважение к Культуре и через её развитие во всех сферах нашей жизни. Человечество призывается к терпимости и поиску того, что может его объединить.
Рерих увидел в Культуре язык международного взаимопонимания человечества. «Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания".
Н.К. Рерих обратил внимание на то, что современный мир забывает священный смысл культуры, часто смешивая культуру с цивилизацией, то есть вечное с временным. История человечества показывает, что цивилизация может полностью исчезнуть, но Культура, как её духовная составляющая, неистребима!
Техногенная цивилизация уничтожает всё самое прекрасное и возвышенное и заменяет Культуру индустрией развлечений с её «массовой культурой», адресованной не духу, а низшим чувствам и инстинктам человека, тем самым препятствуя его духовному развитию.
Во время военных столкновений XX века Н.К. Рерих был свидетелем разрушения храмов, библиотек, музеев и других бесценных объектов культуры и развернул небывалое всемирное движение во имя Культуры.
ПАКТ РЕРИХА И ЗНАМЯ МИРА
Не может быть международного соглашения без культуры...
( Иерархия, 331 )
Впервые Н.К. Рерих поставил вопрос о защите памятников культуры в 1904 году, затем – в 1915 г. и вновь вернулся к этой проблеме в 1929 году. По поручению академика Рериха юристы-международники доктор Г.Г. Шклявер и проф. А.Ж. де Ла Прадель разработали проект Пакта (Договора) в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию... наций».
Рерих первым поднял над Миром Знамя Охраны Культуры – Знамя Мира, благословенный Щит для сокровищ Красоты, Культуры и Творчества, созданных человеческим гением. Пакт Рериха неотделим от Знамени Мира, белое полотнище которого несёт знак Вечности и Единения.
Проект Договора вместе с обращением Николая Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 г. на нескольких языках. «Если Красный Крест печётся телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», – отмечал Н.К. Рерих. В статье «Знамя Мира» он писал, что представленный им план «предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами...
Когда идея международного Флага Культуры впервые была мною оповещена, ...она была встречена всеобщим интересом и энтузиазмом. Опытные государственные деятели изумлялись, как нечто подобное не было сделано уже ранее...»
Предложенное Н.К. Рерихом ЗНАМЯ МИРА – «Красный Крест Культуры» – представляет собой белое полотнище с особым знаком – окружностью амарантового цвета (фиолетового с пурпурно-красным отливом) и вписанными в неё тремя соединёнными сферами того же цвета.
С древнейших времён этот знак ТРИЕДИНСТВА встречается в культурах разных народов мира, например: на орнаментах эпохи неолита, у древних славян; на священных изображениях Византии, Кавказа, Тибета; на старинном изображении Преподобного Сергия, на иконе Св. Николая в Баре, на изображении Святой Троицы.
Существуют разные трактовки знака на Знамени Мира: прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом Вечности; религия, знание и искусство в кольце Культуры. Для «Знамени всеобъединяющего» было избрано «такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских, – писал Рерих. – Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы тем самым уничтожаем физическое поле войны».
В 1931 и 1932 гг. в г. Брюгге (Бельгия) прошли две предваряющие Пакт конференции, в 1934 такая же конференция состоялась в Нью-Йорке. 15 апреля 1935 года, в Белом Доме, в присутствии Президента Франклина Д. Рузвельта, США и 20 стран Латинской Америки подписали международный Договор (Пакт) об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который стал именоваться «Пактом Рериха». Действие Пакта предусматривалось и в мирное время.
«Идея Пакта Мира была забыта в пожаре второй мировой войны...», – писал Ю.Н. Рерих. 13 декабря 1947 г. ушёл из жизни Н.К. Рерих, и работа по продвижению Пакта легла на плечи его вдовы, Елены Ивановны, и двух сыновей – Юрия и Святослава. В 1950 г. Комитет Пакта Рериха направил ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) копию Пакта с документацией по истории движения, начиная с 1930 г.
14 мая 1954 году в Гааге, на конференции ЮНЕСКО, был подписан Заключительный акт конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, вобравший в себя ряд положений Пакта Рериха. В 1955 г. этот документ был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт, в том числе Советским Союзом. Такова краткая история Пакта Рериха – Пакта Мира.
Пакт Рериха настолько универсален и всеобъемлющ, что на сегодняшний день является единственным международным договором, способным обеспечить действенную охрану сокровищ мировой культуры и утвердить Культуру как основание Новой Эпохи.
Гаагская конвенция 1954 г., не включившая многие положения Пакта, оказалась неэффективным документом для защиты культурных памятников, что мы видим на примере Югославии, Афганистана и Ирака.
Знамя Мира по-прежнему зовёт народы к Единению и Сотрудничеству. Его поднимают люди доброй воли. Вот некоторые примеры.
С марта 1974 г. Знамя Мира – Знамя Культуры победно шествует с российскими альпинистами по высотам нашей планеты. Оно водружено на Северном и Южном полюсах, а в 1990 г. побывало в открытом Космосе с космонавтами Александром Баландиным и Анатолием Соловьёвым.
В международном космическом проекте «Знамя Мира» участвовали 18 российских и 20 иностранных космонавтов. В 1979 г. министр культуры Болгарии Людмила Живкова начала проводить Международные детские ассамблеи «Знамя Мира».
11 января 1994 г. Знамя Культуры передала в дар Государственной Думе депутат от Чувашии Надежда Бикалова.
Так всходят семена, посеянные Николаем Рерихом на Пашне Культуры. Во имя Мира на Земле, Жизни и Процветания Человечества Культура должна быть охранена!
Лучшее будущее творится под Знаменем Мира и Культуры, зовущим сердца к преображению жизни. Знамя Мира – знак Новой Эпохи!
«Пусть светит Знамя охранения всего Прекрасного.
Пусть сияет Знамя Мира!» (Н.К. Рерих)