![]() | |
Главная / Наши авторы / Людмила Дружинина. «Красота есть Бог!» (эссе) «КРАСОТА ЕСТЬ БОГ!» (эссе)– Как же сложить наш очаг?
![]() Почти 150 лет прошло со времени ухода Н.К. Рериха. А след, который он оставил в истории человечества становится все ярче и значительней. Расширяется человеческое сознание, и идеи, внесенные в жизнь великим гуманистом Рерихом, начинают постепенно проявляться в общественной жизни людей, оплодотворяя сердца, открытые свету культуры. В своей статье «Пути благословения», ровно сто лет назад, в 1921 году Рерих пишет: «Лучшие сердца уже знают, что красота и мудрость не роскошь, не привилегия, но радость, сужденная всему миру на всех ступенях достижения. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действенно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь». Путешествуя в молодости по родной земле, проходя во время Центрально-азиатской экспедиции с караваном по пустыням Китая и Монголии, живя в Индии, Рерих с особым интересом собирал легенды и сказания, в которых отражались мечты о счастливом будущем, о стремлении человека к прекрасному, о путях постижения Высшего. В своем эссе мы обратимся к некоторым очеркам Н.К. Рериха, в которых необычно освещено и осмыслено понятие Красота, с присущим Рериху возвышенным слогом, глубиной и изяществом мысли… Вот, например, как в притче «К Нему» показан Рерихом трудный путь человека к Богу, путь сквозь пелену иллюзий и искушений плотного мира. «Я нашел наконец пустынника. Вы знаете, как трудно найти пустынника здесь, на земле. Спросил я его, укажет ли он путь мой и примет ли он благосклонно мои труды? Он долго смотрел и спросил, что у меня есть самое любимое? Самое дорогое? Я отвечал: "Красота". – "Самое любимое ты должен оставить". – "Кто заповедал это?"– спросил я. "Бог", – ответил пустынник. Пусть накажет меня Бог – я не оставлю самое прекрасное, что нас приводит к Нему». Смысл словно скрыт, чтобы разбудить мысль самого читателя… Пустынник побуждает странника оставить самое любимое и дорогое, чтобы прийти к Богу. Своим побуждением он словно испытывает готовность этого странника вместить Высшее, проверяя, что есть для него Бог, словно искушает его... А в ответе странника звучит яркое утверждение одного из путей, приводящих человека к постижению духовного начала, начала Высшего, отраженного в понятии Красота. Помним из Учения: «Через искусство имеете свет!» Выступая за очищение религий, высвечивая единую основу во всех верованиях Запада и Востока, Рерих в этой притче также показывает разницу между религиозной догмой, не включающей понятие Красота или не понимающей это понятие так широко – до самого Неба, до самого Бога – и новым Учением. Ибо истинная Красота – это не столько внешнее явление, но гармония всей Жизни, проистекающей от Высшего Начала. Она и задает ритм всему сущему, всем творческим и эволюционным процессам. Н.К. Рерих использовал в своем творчестве притчу и легенду, как Мусоргский использовал народную песню. В очерке «Красота-победительница» рассказывается легенда, в которой понятие Красоты раскрыто через претворение в жизнь высокого религиозного идеала, где верующие следуют живым заветам Христа, а не навязанных рассудком догматам фарисеев; где Учение Христа уподобляется прекрасным песням, а уважение к певцам открывает врата в рай… Только живая искренняя песнь сердца, а не формальное исполнение обрядов и не бессмысленное заучивание молитв позволяет человеку приблизиться к Высшим сферам неземной Красоты, красоты Небесной. Вот эта легенда… «Из прошлого, возможно из пятнадцатого века, пришла в Россию легенда, в которой Христос назван высочайшим стражем Красоты. Согласно преданию, когда Христос возносился на небеса, некие трубадуры обратились к нему со словами: "Господь наш, Христос, на кого оставляешь нас? Как же нам жить без тебя?" И Христос отвечал им: "Дети мои, я дам вам горы золота и реки серебра, и прекрасные сады. И вы насытитесь и будете счастливы". Тогда святой Иоанн приблизился к нему со словами: "Господи, не давай им золотых гор и серебряных рек. Они не знают, как уберечь их. Какой-нибудь могущественный властелин нападет и отнимет золотые горы. Оставь им лишь имя и прекрасные песни твои и заповедай, что для того, кто поймет их и позаботится о певцах, откроются врата в рай". И ответил Христос: "Да будет так. Я дам им не горы золота, а песни мои; и все, кто воспримет их, найдет врата в рай открытыми". Вот пример важного для жизни сочетания религии с Красотой, превращение высочайшего религиозного символа в высочайшего стража Красоты». Вспомним еще одну удивительную историю, рассказанную Рерихом в очерке «Прекрасное». В ней утверждается мысль, что истинное произведение искусства отображает законы самой природы. Изображение на них словно следует ритму, царящему в природе, меняя соответственно свой образ и краски. «Однажды принес художник картину заимодавцу, чтобы получить под нее ссуду. Заимодавец отсутствовал, но оставшийся за него мальчик восхитился картиной и выдал за нее большую сумму художнику. Вернулся хозяин, в гневе услышал о происшедшем и закричал: «Сумасшедший, ты дал столько тысяч саров за какую-то капусту, никогда не увижу моих денег более». Обозленный хозяин выгнал мальчика и забросил в угол картину, а на ней была действительно капуста и бабочки. Кончилось время залога, и художник принес взятую сумму, требуя картину обратно. Но осмотрев картину, он отказался принять ее, казав: «Это не моя картина. На ней были капуста и бабочки, а на этой одна лишь капуста»… «Ты изгнал мальчика, оказавшего мне услугу. Но только он может избавить тебя от затруднения… Мальчик был найден и сказал хозяину: «Искусство этого художника так высоко, что во всех его произведениях отображены все законы природы. Картина была принята нами летом, теперь же зима: бабочки не могут жить без тепла и солнца. Поставьте картину у огня, и под негою тепла опять возродятся бабочки». Так и случилось, у благодетельного пламени бабочки вновь ожили и опять окружили капусту. Настолько искусство этого художника было совершенно». Простой мальчик оказался прозорливее опытного торговца, которому корыстный расчет заслонил истинное понимание красоты. Мальчик так высоко оценил картину, потому что «дух его смог проникнуть в прекрасные тайны искусства». Близость огня может проявить истинное сокровище, истинная красота проявляется как явление огненное, утонченное... Бабочки – как аллегория этой утонченной, неуловимой, мимолетной красоты… Во многих своих статьях Н.К. Рерих убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, пробуждая и проявляя в нём лучшие его качества и устремления. «Земной сад и незримые слои пространства расцветают под этими излучениями» (Грани АЙ 1968 год, 395). В этом эссе затронуты лишь некоторые аспекты очерков Н.К. Рериха, все наследие которого невозможно измерить мерками простой человеческой жизни. В заключение вспомним слова Христа: «Дар сердца сияет во тьме». Сердце Гуру, наследие Гуру поистине светоч во тьме, освещающий людям пути эволюции, пути построения общества, основанного на устоях культуры – Любви, Красоте и Знании! Великие оставляют после себя великий след. И их огонь вдохновляет и нас… Духовное наследство, оставляемое человеком людям, которые будут жить после него, характеризует внутреннюю сущность уходящего. Все люди оставляют после себя след, или узор, духа. Благо тому, кто в предутренней мгле
Л. Дружинина октябрь 2021 г. |