![]() | |
Главная / Литературная копилка / О поэзии О ПОЭЗИИ![]() Л.М. Кириллова Она с Небес слетает к нам — Небесная — к земным сынам. В конце XIX — начале XXв. в искусстве развивается направление, называемое символизмом. Идеология символизма через символы, иносказания утверждала связь человека — Земли — Космоса. Многие произведения мировой литературы можно отнести к этому направлению. [3] Русский символизм в поэзии представлен прекрасными поэтами: Блоком, Бальмонтом, Волошиным, Чижевским и многими другими. Современные исследователи называют символизм светореализмом. Как бы ни называлось такое направление в искусстве, в данном случае в поэзии, — символизмом, светореализмом или космизмом, поэты этого направления знали, что человек бессмертен, что его постоянная задача — познавать себя. Такие поэты выходят за грани земного и телесного мироощущения, им открываются Высшие, Тонкие миры, и создаваемые ими поэтические образы развивают в нас чувство Красоты. А «Осознание Красоты спасет мир» — Н.К. Рерих. Поэзия помогает нам подняться на новую ступень духовности. Поэты через символы и метафоры говорят о сокровенном, о Высшем. Все слова человеческой речи — это океан звуков, это великая и таинственная стихия музыки речи, над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал поэт Тайны звуков, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового созвучия. И тогда поэзия транслирует музыку стиха из Тонкого мира в наш, земной мир. В свете поэзии наше бытие обретает иную особую значимость, иное понимание. Нами осознается красота мироздания, его величие. Мы можем постигнуть ранее казавшееся непостижимым, недоступным пониманию. Коснемся слегка духовных прозрений великих поэтов, услышим созвучие стихов Учению Живой Этики. Вот как говорил о поэзии философ, художник, поэт, ученый А.Л. Чижевский (1896-1964): «Поэзия сама в себе есть самая истинная, самая возвышенная общечеловеческая религия, не знающая никаких искусственно созданных преград и распространяющаяся по миру подобно свету, ... понятная и желанная всем людям без изъятия». «Поэзия, наконец, есть постигнутая истина, и нет религии выше истины» — заключает А. Чижевский словами Тайной науки, открытой человечеству через Е.П. Блаватскую и Е.И. Рерих. И живем мы теперь всю жизнь по этой заповеди: «Нет религии выше истины». В одном из своих стихотворений поэт А. Чижевский говорит о величии человека, о его беспредельности, как и всего космоса. О человек, о как напрасно
Платон называл поэтов «существами легкими, крылатыми и священными» и сравнивал их с пчелами, приносящими нам свои песни, собранные у мироносных источников в садах и рощах Муз. Так же считал и Пушкин. В своих стихах он часто упоминает о неких существах, называя их иногда демонами: Какой-то демон обладал
Безусловно, А. Пушкин был тем посредником, через которого шли искры Истины из иных, Высших миров. Он знал о наших Старших братьях, о наших Учителях. Характеризуя Ленского в «Евгении Онегине», Пушкин пишет: Он верил ...
Тютчев сказал о Пушкине: «Богов орган живой». А вот как говорит Ф.И. Тютчев в стихотворении «Поэзия»: Среди громов, среди огней,
А в стихотворении «Последний катаклизм» Ф. И. Тютчев рисует поистине провидческую картину: Когда пробьет последний час природы,
В другом своем шедевре Ф.И. Тютчев говорит о том, как нелегко человеку в наш век обрести веру в Бога и в его Помощь: Не плоть, а дух растлился в наши дни,
Звучит очень современно. «Наш век» это и наш XXI век. Русский философ Владимир Соловьев пишет о поэзии Тютчева: «... бросается в глаза созвучие его вдохновения с жизнью природы... Он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал, — ощущаемую им живую красоту понимал и принимал не как свою фантазию, а как истину». Не то, что мните вы, природа:
Видим, что отраженное в поэзии Ф. Тютчева полностью согласуется с Живой Этикой: «Природа — живое существо, т. к. всё её составляющее: минералы, растения, животные имеют душу, имеют сознание, имеют искру Бога, пока еще в спящем состоянии, которая в конце концов, через эоны лет разгорится до сознания человека». В продолжение темы «веры-неверия» вспоминаем стихотворение Бальмонта «Зачем?» Господь, Господь, внемли, я плачу, я тоскую,
Но мы же знаем и другую поэзию К. Бальмонта — восторженную, оптимистичную, яркую, бушующую, солнечную. Будем как Солнце! Забудем о том,
К. Бальмонт поет «Гимн Солнцу»: Жизни податель,
Только человек, знающий что Солнце — не просто Звезда, а Податель и Создатель всего живого, всей жизни на планете и в системе, мог слагать такие Гимны. А дальше, в этом же стихотворении поэт повествует о создании жизни «над Хаосом», где «всё было “Да”, не возникало “Нет”». Все было многолико и едино...
Поэт каждой строчкой словно высекает «Огонь очистительный, / Огонь роковой, / Красивый властительный, / Блестящий, живой!» В Живой Этике сказано: «Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный для всей Вселенной» (МО,1,7). Мы вышли из огня и снова войдем в огонь, но при этом не потеряем себя: Нам предстоит Огненное Крещение. [4] Блок написал в своем дневнике: «Что такое поэт? Человек который пишет стихи? Нет, конечно. Поэт — это носитель ритма бесконечной глубины человеческого духа. Глубины недоступной для слишком человеческого, куда не достигает ни мораль, на кара, ни общество, ни государство. Катятся звуковые волны…». Суть поэзии — не в самих стихах или их форме, а в заключающемся в них космическом ритме. «Каждый человек носит в себе тайну» (АУМ,153), и А. Блок проницательно пишет: Ты и сам иногда не поймешь,
Потому что «в человеке заключено нечто большее, чем он представляет собою в настоящий момент» (ГАЙ 1961г., 68). Тонкие невидимые тела человека хранят различные составляющие, которые могут проявиться по-разному, в зависимости от окружения, т.е. «уйдешь от людей — не собой». В «Итальянских стихах» А. Блока находит отзвук теория перевоплощения: Слабеет жизни гул упорный,
Другой поэт и философ, ученый и священник Павел Флоренский раскрывает такое состояние духа, которое он пережил стоя на берегу Куры. Созерцание красоты окружающей природы может вызвать такие состояние души, когда она становится как бы единой с этой природой, её частицей, растворяется в ней, и происходит мгновенное расширение сознания, расширения канала, соединяющего человека с его Высшим Я; человек открывает относительность, условность земного мира и незыблемость вечных духовных Истин. Сладкой тоской изнывая, стою над рекой и не знаю,
Поэтические произведения Флоренского, кроме поэтических достоинств, несут в себе затаенные эзотерические мотивы. Душа себя найти желает,
Не о той ли тоске двух разлученных душ пишет Павел Флоренский, которые пока еще не нашли друг друга и не соединились в космическом таинстве, и которые в давние времена составляли единое целое? Другой гений поэзии Афанасий Фет описывает процесс создания лирического произведения: «Вот молодая, светлая, могучая, страстная душа! Моральное состояние вывело ее из обычного покоя. ... Страстное волнение все растет, подымая со дна души все забытые тайны, то мрачные и безотрадные, как ад, то светлые, как мечты серафима. Умереть или высказаться! ... Бессильное слово коснеет. Утешься! Есть язык богов — таинственный, непостижимый, но ясный по прозрачности». В стихах А. Фета — напор восторга или трагедии, взлет или попытка подняться и заглянуть в небытие: Я загораюсь и горю,
Поэт прикасается к тайнам мироздания, обращаясь к звездам, он задается вопросом: «А звезды ли мы видим или может быть их запоздалый отсвет? Прошлые образы небесных тел?» И поэт оказывается прав. Современная астрономия утверждает, что звезды так далеки от нас, что их свет, при большой скорости его, мог достигнуть глаза землян уже после исчезновения звезды. Долго ль впивать мне мерцание ваше,
Платон утверждал, что «поэт может творить лишь тогда, когда сделается вдохновленным и исступленным». Ему вторит Афанасий Фет, выражая свое поэтическое кредо: «Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик». Фраза эта связана с образом «безумного парения» — той особой силы, которая по Фету, помогает поэту прорвать плен «будничной действительности». Пускай клянут, волнуяся и споря,
Вспомним, кто шел по воде, пока безоговорочно верил Учителю, но капля сомнения тут же опустила его в воду. Так и поэт: пока верит своей Музе — своему богу, — воспаряет по воздуху, но, изменив Музе, уйдёт в обыденность, сразу потеряет «язык богов». Очевидно, это то состояние экстаза, о котором говорил и в котором творил Александр Скрябин — «самый величайший мистик среди музыкантов и величайший музыкант среди мистиков». А. Скрябин к своим произведениям сам писал и поэтический текст. Свершатся сроки, загорится век,
Именно состояние экстаза, как высшее состояние человеческих сил, как высокий духовный порыв, способно возродить светлое начало и «вознести человека на ступени знания и красоты» (Н.К. Рерих). Настольной книгой А. Скрябина была «Тайная Доктрина» Е. Блаватской, исписанная памятками и замечаниями. Поэт и музыкант провидел далекое будущее Земли и человечества. «Поэт ... есть провидец, а не просто сочинитель виршей. ... Он устремляет взор в те сферы, которых не достигает зрение поверхностного ума и находит слово-откровение, не просто точное и действенное, но озаренное и озаряющее, вдохновенное и единственно верное слово, которое заставляет прозреть и нас», — писал индийский философ, писатель, поэт Шри Ауробиндо Гхош. [7] Все поэты-космисты писали о Высшей силе, Высшем разуме, Боге. Владимир Соловьёв: «Человек должен ощутить, что в мире есть Существо безмерно лучшее, чем мы, и что наша жизнь и судьба, как и все сущее, зависит от Него — этого сверхразумного, сверхблагостного начала, а не от какой-то слепой и роковой силы». Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном,
Свами Вивекананда — великий духовный подвижник Индии, философ, музыкант, поэт — писал: «Все творение есть Единое Сущее» и далее: Бесконечна, прекрасна Вселенная,
Эта божественная поэзия дарит нам радость прикосновения с таинственными вибрациями и уносит нашу душу в Высшие сферы. Учение Живой Этики говорит, что роль человека в мироздании заключается в превращении низших видов энергии в более высокие. Владыка говорит об этом процессе: «коснуться Неба на Земле», а Шри Ауробиндо выражает это так: «Прикосновение Небес Земле не смерть, но полноту дарует», и еще он пишет: «истинная поэзия и музыка тоже есть ничто иное, как овладение тайными вибрациями. Если бы мы могли сознательно сочинять стихи или музыку путем сознательного обращения с Высшими вибрациями, мы создавали бы мантрическую музыку и поэзию так, чтобы боги сходили в нашу жизнь» [7]. О величии, безграничности, непостижимости Единого Сущего, Искру которого несет каждый из нас, прекрасно сказал А. Фет: Не тем, Господь, могуч, непостижим
Итак, поэзия несет Красоту и дает нам Радость. «Без сознания Красоты не продвинуться в Новой Эпохе». Именно понимание Красоты ставится Владыками превыше всяких достижений. «Человек, остро чувствующий красоту, и в своей жизни будет проводить ее. Он будет царем Духа» (Письма Е.И. Рерих, 08.10. 1936г.). И далее: «…развитое чувство красоты не допустит ни одного некрасивого поступка. Красота (не роскошь), осознанная и проведенная во всей жизни, – наивернейший путь к вершинам. Будьте Царями Духа! И не есть ли Царь Духа прежде всего творец красоты?» (Письма Е.И. Рерих, 21.08.1931). Слово поэта приобщает нас к Высшей духовной жизни, учит со смирением переносить тернии жизни на пути к Вершине. Дитя судьбы, свой долг исполни,
Чудо Красоты в украшении жизни поднимает человечество. Неси свой светильник.
Как видим, в этом кратком прикосновении к творчеству известных нам поэтов, их поэзия следует Заветам Живой Этики, Заветам Учителей человечества. ЛИТЕРАТУРА
Октябрь 2014. Источник: http://www.lomonosov.org/article/o_pojezii.htm |