|
СТИХОТВОРЕНИЯ-МЕДИТАЦИИ (5)
«... делаю ...медитации Лам Рим и комментирую свои ощущения и осознания. Сегодня я почувствовала, как эти тексты начинают пробуждать внутри как бы внутренний танец. Это становится питанием, изысканным лакомством, которое я принимаю утром и вечером.
Все, что я есть – это усилия Учителей, которые создавали меня, подробно тому, как творятся миры.
Все, что я есть – это Пустота, принявшая форму идущего на свет.
Все, что я есть – это путешествие сквозь множество вселенных, переливающихся в игре светов и теней.
Все, что я есть – это движение, направляемое звездным лучом.
Все, что я есть – это мягкая глина в заботливых руках...» (М. Хащанская)
Все цитаты Ламы Сопы Ринпоче даны в переводе Марины Селицки, выполненном по благословению Ламы Дворы.
125. Мы должны воспользоваться возможностью очистить нашу неблагую карму, пока не стало слишком поздно. Лама Сопа Ринпоче
Кажущаяся лёгкость бытия,
Иллюзия, что мир, который окружает,
стабилен, постоянен и надежен –
вот источник нашего невежества.
Нам так хотелось бы,
чтобы жизнь не заканчивалась,
чтобы вещи не ломались,
чтобы люди не болели и не умирали,
и чтобы старость не лишала нас
радости и сил.
Но в океане сансары,
в мире большой лжи,
мы цепляемся за несуществующие вещи,
наделяя их способностью
иллюзорного существования
в нашей реальности.
В мире неправды мы продолжаем
наносить вред самим себе,
полагая, что вредим другому.
Но лишаясь тела, мы начинаем
испытывать тяжёлые страдания
за каждую принятую мысль,
за каждое высказанное слово,
за все, что сделали против жизни.
Прими, моя Лама, обеты
чистоты и преданности,
чтобы соблюдая их,
я могла бы обрести свободу
и освободить все живые существа
в моей реальности.
02.07.23

126. За исключением очень небольшого числа людей, имеющих карму видеть голодных духов, этот мир невидим для людей, но голодные духи окружают нас повсюду и каждое мгновение. Лама Сопа Ринпоче
Пройду этот Путь в простоте,
широко открытыми глазами
доверчиво глядя на мир,
не цепляя лишнего, отдавая накопленное.
Пусть вещество этого мира
совершает свой круговорот в сансаре,
не задерживаясь в моем сознании.
Отдаю все, что хочется удержать –
вещи, отношения, пристрастия, связи,
чтобы иметь возможность
погрузиться в глубокую медитацию,
именуемую осознанием глубины...
02.07.23

127. Любое чувство голода, которое может быть у нас, ничто по сравнению со страданиями голодных духов в каждый момент из жизни. Лама Сопа Ринпоче
Голодные духи, я такая же, как вы,
Так же, как и вы, я кручусь
в колесе сансары,
изнемогая от тоски
по небесному отечеству,
и ничто и никто не может
помочь мне
утолить эту жажду и этот голод.
Но остатки моего разума,
не повреждённые страданием,
направляют меня
к поиску выхода.
Мое сердце знает,
что выход есть.
Мне нужно настойчиво
и с терпением прилагать усилия,
чтобы изменить свою природу
и природу моей реальности.
И мне помогают в этом
Драгоценные Учителя.
А вы, голодные духи, настолько
захвачены своими мучениями,
что у вас не остаётся сил,
чтобы помочь себе.
Но если вы начнёте
помогать друг другу,
может быть тогда,
насыщая другого,
вы сможете обрести
покой и радость...
Так же и я, вслед за Учителями, насыщая другого,
направлю свои усилия
на благо всех живых существ,
и так приду к целостности.
04.07.23

129. Тот факт, что мы родились на этот раз людьми, не гарантирует, что мы никогда не родимся снова животными Лама Еше
Сколько раз я видела животных,
которые были человечнее людей.
И мне приходилось видеть людей,
которые вели себя как животные,
и даже хуже того.
И я сама чаще чувствовала,
что мое физическое тело управляет
моим внутренним состоянием,
и имеет над ним власть,
чем то, что тело слушает
мудрость сердца
и повинуется ей.
Мой конь так часто управлял всадником
и норовил сбросить его,
что для того, чтобы
не родиться лошадью,
я должна многое
изменить прямо сейчас.
Милосердные Учителя,
Ваше сострадание так велико,
Ваши руки так близко,
Ваши сердца так огромны,
Что мне остаётся всего лишь
с благоговением призывать Вас,
отдавая Вам самое дорогое
и с радостью, посвящая Вам
свое драгоценное
человеческое рождение.
07.07.23

130. Животные управляются своим невежеством. Лама Сопа Ринпоче
Если именно невежество
управляет животным миром,
не оставляя этим существам
никакого права выбора
и заставляя их страдать
от всех видов недостатка и избытка,
это должно стать для меня
важным предупреждением.
Я должна признать, что если не буду прилагать все усилия,
чтобы рассеять свои омрачения,
у меня так же не будет
возможности выбора,
и, по сути, я ничем не буду
отличаться от животных.
07.07.23

132. Мы будем страдать только до тех пор, пока наше сознание загрязнено омрачениями, то есть, неправильными мыслями о реальности... Тот, кто живёт под бременем таких неверных мыслей, достигает состояния отчаяния, когда невежество и заблуждения переполняют его. Эти люди лишили жизнь смысла, и им не на что опереться. Но когда мы развиваем более глубокое понимание, то мы получаем более мощное озарение, и, таким образом, очищаем себя изнутри. Лама Еше
Все, что заставляет меня страдать –
это результат
моего неправильного восприятия реальности.
Я могу это изменить,
а значит, могу выйти из колеса страданий.
Постепенно погружаясь в глубины понимания,
я буду очищать свое сознание,
освещая его вспышками озарений.
Мой взгляд станет более ясным,
мой разум прояснится,
и то, что вчера казалось ужасным,
завтра откроет чудесные перспективы.
Благословенные Учителя,
свет ваших сердец ведет меня по этому пути,
помогая увидеть опасности и повороты.
Оставайтесь всегда со мной!
09.07.23

133. Единственное, что отделяет нас от низших миров – это практика Дармы.
... Мы должны практиковать Дарму и не делать ничего другого, кроме как практиковать Дарму. На практике смысл этого в том, чтобы никогда больше не причинять боль другим, а по возможности, помогать им. Кроме того, необходимо сделать все возможное, чтобы уничтожить негативные кармические семена в потоке сознания, которые могут созреть в любой момент при возникновении необходимых условий... Фактически, эти три вещи являются сутью всего буддийского пути... Единственное решение всех проблем, включая те, как избежать низших миров, - это доброе сердце. Лама Сопа Ринпоче
Все приходит из доброго сердца, –
говорят нам Учителя, которые
обрели полноту совершенной мудрости.
Что же такое доброе сердце?
Это сердце, исцеленное от слепоты невежества, от ложного мышления,
которое думает, что есть в мире
что-то, существующее само по себе,
не зависящее от нашего сознания.
Доброе сердце знает, что только
оно может помочь каждому
живому существу,
и что только оно
может избавить их от страданий.
Доброе сердце рождается
в усердной практике
и огненном устремлении
к обретению целостности
и разрушению границ,
в уверенном знании,
что другой – это тоже я,
в служении и преданности
драгоценным Учителям.
10.07.23

134. Медитация на страдания в нижних мирах необходима не только для того, чтобы дать нам энергию, которая позволит нам избежать этих страданий в следующей жизни. Это также разрушает негативное сознание, которое у нас есть в нашей нынешней жизни, делая его богаче и значимее. Лама Сопа Ринпоче
Драгоценные Учителя
ушли сверкающим путем,
оставив нам свои светящиеся следы.
И даже выйдя за пределы,
они продолжают вдохновлять
и наставлять нас.
мы чувствуем их неустанную заботу,
они для нас – любящие родители,
их любовь – питает и растит нас.
Когда они рассказывают нам
о страданиях всех живых существ,
обитающих во всех мирах,
это не для того, чтобы пугать нас,
но только для того, чтобы провести
сквозь все препятствия на пути
к совершенству мудрости
и свободе сердца.
10.07.23

135. Буддийское прибежище – это процесс обращения внутрь себя, который начинается, когда мы открываем свой безграничный человеческий потенциал...
Просветление Будды – это полная и совершенная мудрость...
...будда – это просто слово, но оно означает полностью открытой ум, «раскрытый лотос». Когда мы, наконец, реализуем свой человеческий потенциал и достигаем этой совершенной открытости ума, мы становимся буддами.
Существует два аспекта прибежища: внешний и внутренний. Внешнее прибежище означает поиск руководства у живых Будд, поскольку освобождение не может быть без учителя. Будды также вдохновляют и являются возвышенным образцами для подражания.
Когда мы созерцаем просветленное состояние, его отражение в нашем сознании наполняет нас лучезарной и радостной энергией. Это показывает, что даже если мы в настоящее время не полностью просветленны, семя просветления содержится в каждом из нас. Внутреннее прибежище направлено на это семя просветления, на природу Будды внутри нас. Мы понимаем, что в конце концов, мы сами себе прибежище. Лама Еше
Когда мы открываем сердце,
семя просветления,
которое находится в нем,
даёт нам знать о себе.
Каждый получает в этом
свой собственный особенный опыт.
Мы вдруг осознаем, что наше тело
намного меньше того,
чем мы являемся на самом деле.
Мы вдруг понимаем, что тонкие стенки,
отделяющие нас от других людей,
создают лишь иллюзию
отдельного существования,
но на самом деле,
нет преград для
всеобъемлющей любви.
Как река выходит из берегов,
когда дожди обрушивают в нее
слишком много влаги,
так и наша божественная природа
при определенных условиях
становится не только внутренним состоянием, но и внешней средой,
в который мы чувствуем себя
как рыба в воде...
11.07.23

138. Принятие прибежища, которое приносит вечное озарение, – это внутренний опыт, внутреннее понимание и уверенность в Дарме Будды. Мы принимаем прибежище в Дарме Будды, понимая вселенскую природу самих себя и природу всех существ. Это путь к полному освобождению. Это способ подняться над всеми ситуациями страдания. Когда вы знаете это, то нет причин не быть счастливым. ... Отныне и начиная с сегодняшнего дня мы должны понять, что мороженое и танцы – это поверхностное, а практика Дармы – это и вечное прибежище, приносящее вечное счастье. Дарма – это Путь, Будда – это проводник, а Санга – это наши дорогие друзья, которые поддерживают нас, помогают нам понять Дарму, дают нам энергию на примере своего хорошего поведения. Другие способы, которыми мы пытаемся принять прибежище, принципиально проблему не решают. Лама Еше
Если проснувшись утром,
я не принимаю прибежище
в драгоценных Учителях,
в глубине постижения законов мироздания,
в тех, кто озаряет мой Путь
огнем устремления к свободе,
если такое случается,
я чувствую себя незащищённой,
от многочисленных опасностей
и искушений, словно тот,
кто попал в непроходимые джунгли,
полные диких зверей и насекомых,
не имея ни одежды, ни воды, ни пищи.
И самое ужасное в этом – это то,
что тогда я не могу дать защиту
всем живым существам
в моей реальности,
за счастье которых я несу
личную ответственность.
В такие моменты я отчётливо осознаю,
что просветленные существа,
которые являются лучшей
и самой высокой частью моего сознания,
создают безопасность
и наилучшие обстоятельства для меня
и для всех живых существ в моем мире.
Даже когда я теряю
бдительность и осознанность,
они держат свой покров над нами
24 часа в сутки, ни на миг не отвлекаясь
от своего высокого служения.
Это и моя цель – быть совершенной
в мудрости, любви и
действенном сострадании
ко всем живым существам.
А пока я с великой благодарностью
нахожу прибежище и надёжную опору
в их великодушных сердцах.
12.07.23

139. «У Будды нет ни страдания, ни страха перед страданием». Лама Сопа Ринпоче
Когда обезумевший слон
Несётся на тебя,
следует оценить ситуацию,
и понять, что если ты ещё
не пришел к просветлению,
то стоит взлететь в небеса,
чтобы несчастное животное,
одержимое злыми духами,
вызванными из небытия твоей кармой,
не отяготило себя причинением тебе вреда.
Тот, кто вышел за пределы
размышлений и слов,
Силой Истины творит чудеса,
и покоряет темные силы
одним своим присутствием.
Сила его сострадания
Делает одержимость видимой
и освобождает каждого,
кто принял в нем прибежище
и преклонил перед ним колени.
15.07.23

140. «Будда способен вести нас именно по тому пути, который поможет нам больше всего». Лама Сопа Ринпоче
Он бежит по дороге, потому что
сам Будда позвал его.
Он бежит и бежит,
кажется, прошло уже тысячу лет,
а он все не может догнать
Будду, медленно идущего впереди.
Я бегу по дороге, потому что
Сам Будда позвал меня.
Я бегу и бегу, столько лет прошло,
столько жизней, а я все бегу.
Радуюсь тому, что не упускаю из виду
Складки его одеяния
и исходящий из его груди свет.
Это я – тот ужасный разбойник,
убийца, который был одержим агрессией.
Поэтому я понимаю, что бежать за Буддой
мне предстоит ещё долго,
чтобы искупить все злые дела,
которые я совершила, вращаясь в сансаре.
16.07.23

141. «Мы можем полностью доверять Будде, потому что он совершенно не проявляет пристрастия». Лама Сопа Ринпоче
Будда, не имеющий пристрастий,
творил чудеса Словом,
наполненным Силой Истины.
Если бы то, что я говорю,
было бы честным от начала до конца,
от источника до настоящего момента,
мои слова могли бы стать инструментом,
творящим прекрасный мир,
в котором нет страданий.
Кажется, что я говорю правду,
но если всмотреться глубоко,
можно легко увидеть,
что слова мои шиты белыми нитками,
и под ними – множество
лукавых смыслов.
И если очищать эти наслоения,
когда-нибудь я доберусь до Истины,
Сила которой сделает мои слова
волшебным орудием сотворения мира.
И лучше мне молчать,
чем произносить слова,
не обладающие силой,
потому что когда я
выпускаю в мир пустой звук,
с ним вместе я теряю
красоту и молодость,
гибкость и подвижность,
и ещё множество вещей,
которые заставляют меня
стареть и умирать,
а также и все живые существа
в моей реальности.
17.07.23

142. «Будда, не проводя различия, испытывает одинаковое сострадание ко всем». Лама Сопа Ринпоче
Будда, когда он ещё не
пришел к просветлению,
однажды, будучи обезьяной,
спас из колодца плохого человека,
только для того, чтобы над ним
потом издевались.
Если я действительно хочу
прийти к просветлению,
если я до конца честна в этом,
я должна быть готовой,
следуя за Буддой,
спасти плохого человека,
даже если знаю, что он
будет издеваться надо мной,
когда вернётся к жизни.
Что даст мне достаточно
мотивации для этого?
Понимание взаимосвязи
кармы и пустоты.
Понимание того, что карма
не имеет надо мной власти,
когда мною движет
исключительно сострадание,
даже если своим действием
я нанесу вред самой себе.
Я и есть карма, но если нет «я»,
То нет и кармы.
17.07.23

143. Принять прибежище в Будде – это единственный способ реализовать нашу скрытую способность достичь внутренней свободы
... Очень важно найти прибежище в том, что действительно может сделать нас свободными. В противном случае, мы увидим людей, принимающих прибежище в солнце, луне или ещё в чем-то на небе... Лама Еше
В том-то и есть волшебство нашего мира,
что своим сознанием
мы творим свою реальность.
Но как маленькие дети
размахивают ложкой, зажатой в руке,
не способные вложить пищу себе в рот,
так и мы не владеем своими мыслями,
которые подобно урагану
сметают и крушат все, что нам дорого
в этом водовороте жизни.
Разве возможно обрести прибежище
в том, что во власти этого урагана?
Единственно, что незыблемо
в этой катастрофе –
самый центр урагана,
в середине нашего сердца,
куда мы можем проникнуть
в глубокой медитации.
Та самая небольшая комната,
где на украшенной подушечке
восседает просветленное существо.
Наша добрая Лама
привела нас туда,
устроила эту удивительную встречу,
которая инициирует в нас
реализацию внутренней свободы...
18.07.23

144
Тело Будды – величайшая загадка,
таинство, источник вдохновения.
Только увидеть его –
высочайшая благодать.
Я как будто поднимаюсь
по лестнице, ведущей в небо,
и где-то очень-очень высоко
начинаю видеть свет.
С каждой ступенью
он становится все ярче,
и, наконец, все исчезает в этом
лучезарном свете.
Я перестаю понимать,
кто я, и где нахожусь...
Если передо мной Будда
проявил себя в сияющем теле,
значит пришла моя пора
признать полное поражение
в попытке осознать свои границы.
У Будды нет ничего своего.
Соединяясь с Ним, я теряю себя
и приобретаю всю Вселенную.
Драгоценные Учителя, ведите меня
к этому чудесному состоянию,
как родители ведут
своего маленького ребенка
к абсолютному счастью.
19.07.23

145. То, что придает силу речи будды, так это живой опыт просветляющей и проникающей мудрости.Лама Еше
Что же это за пища, которая насыщает,
тех, кто готов проделать сотни миль
в поисках обретения
полноты и целостности?
Вспомни, как ты брел из города в город,
от двора ко двору, от дома к дому,
как скитался в лабиринтах
большого города, ехал в переполненных
вагонах метро, слонялся по улицам,
заглядывая прохожим в глаза,
словно стараясь вспомнить, узнать
те глаза, из которых на тебя когда-то
пролился свет мудрости...
Да было ли это?
Но тоска и голод продолжают
толкать на поиски чего-то,
что не можешь описать
даже в собственных мыслях...
И вдруг, когда уже забыл, ради чего
вышел на эту охоту, слышишь СЛОВА.
Они такие простые, ничего в них нет
такого, что невозможно прочитать
в интернете или в бумажной книжке...
Но как они звучат!
Это музыка для моего сердца.
Это блаженство для моего слуха.
Это питание для моей души.
И если я повторяю их,
то они как мед услаждает гортань,
наполняя покоем
даже в самую сильную бурю...
Открывается разум.
Сердце распахивается.
Руки стали пернатыми.
Душа поет.
21.07.23

146
Глядя на изображения Будд,
я думаю о внутреннем Будде,
о том, кто помогает мне разгребать
завалы мусора, накопленные
в течение многих воплощений, –
препятствия на пути к просветлению.
О том, кто сияет вечным светом,
освещая путь к совершенной свободе,
к совершенному счастью,
к совершенному состраданию и
совершенной любви.
Я создаю себя в его подобие,
прилагая упорный труд,
ваяю себя как скульптор,
чьи руки следуют движению сердца,
в то время, как сердце
полностью покорено
тем, кто вышел за пределы.
Мудрость его открытого ума
пронизывает всю Вселенную
абсолютным всезнанием.
И именно поэтому он обладает
безграничным и беспристрастным
состраданием ко всему живому.
И так же совершенной честностью,
которая наполняет его слова
Силой Истины, способной вывести
из миров страдания
все живые существа.
Таков объект моего поклонения,
Образ, запечатлённый
в сердечной глубине,
который каждое мгновение
открывает мне моя Лама.
21.07.23

147. Чтобы помочь нам, Будда появляется разными способами, как в форме живых существ, так и в форме неживых объектов.
Всякий раз, когда в нашем уме появляется добрая мысль, это действие святого сознания Будды.
...Без каких-либо усилий Будда вдохновляет нас самим стать Буддами. Лама Сопа Ринпоче
Если мы внимательнее приглядимся
к волшебному круговороту своей жизни,
мы заметим множество
чудесных явлений Будды,
поспешившего к нам на помощь
в трудной ситуации.
Эта помощь может
предстать перед нами
в форме, далёкой от образа,
который мы создали внутри себя.
Если мы заметили и осознали ее,
наша встреча с Буддой состоялась,
даже если мы ещё не узнали того,
кто вышел за пределы всех омрачений.
Эти чудесные встречи наполняют
сердечными теплом
и открывают сердце,
но самое главное – они сеют сомнения
в устойчивости мира,
заставляя искать понимания того,
как устроен мир.
Однажды мы видим,
что вся наша логика,
которая ещё недавно
казалась такой стройной,
рассыпалась как карточный домик.
Мы оказываемся без твердой опоры,
и нам остаётся только сдаться –
отдать себя в руки Учителя,
который знает и может научить нас.
И тогда все становится Буддой –
мост, соединяющий нас с любимыми,
лодка, спасающая от наводнения,
дерево, укрывающее своей листвой
от солнца, дождя и ветра...
Книга, в которой самое важное
передается между строк,
наполненных Силой Истины...
Священное изображение,
напомнившее о дальних мирах
внезапно вспыхнувшим
сердечным огнем.
Пробужденное сознание,
которое вдруг начало понимать
язык зверей и птиц, и говорить на нем...
Все то, что служит стиранию границ
между мной и другими,
что делает меня способной
прийти им на помощь,
словно я и есть Будда.
22.07.23

148. Определение Дармы – это всё, что является противоядием для наших заблуждений.
Дарма – это слово на санскрите, означающее не только учение Будды, но и всё, что ведет нас от страдания к счастью. Когда вы понимаете Ламрим, то вы можете увидеть, что всё, чему когда-либо учил Будда, включено в его темы, и что каждая тема предназначена для того, чтобы подводить нас всё ближе и ближе к освобождению и просветлению. Дарма подобна рецепту самого вкусного пирога, и у нас уже могут быть мука и сахар, но нам нужно ещё много других ингредиентов, чтобы приготовить безупречный пирог. Лама Сопа Ринпоче
Как волны моря, отхлынувшие от берега,
Уходят в глубины океана одна за другой,
Стройными порядками,
Сливаясь на горизонте в единое целое,
которое можно назвать океаном,
так и наше сознание,
удаляющееся от твердой земли
и стремящееся выйти за пределы
индивидуального восприятия,
утрачивает свои границы,
становясь единым
пространством сознания,
в котором каждый узнает себя и другого,
как отражения одного светильника,
сливающиеся в один круг света,
искрящийся множеством лучей.
Медитации Лам Рим подобны
чудесным ингредиентам,
которыми по отдельности
невозможно насладиться.
Но соединяясь в сияющую
золотую цепь, звено за звеном,
Они всходят пышными хлебами,
хлебами вечной жизни
и вечной любви.
И если хотя бы один из них упущен,
алхимической трансформации
не произойдет.
25.07.23

149. Технически у слова Санга есть два значения: абсолютная Санга и относительная Санга. Все мы – относительная Санга, пытающаяся помочь друг другу. Это даже не обязательно должна быть помощь словами. Уже сам факт того, что вы стараетесь быть добрыми друг к другу, подаете хороший пример другим и передаете положительную энергию, может помочь. Абсолютная Санга – это те, кто достиг понимания высшей реальности, пустоты. Лама Еше
Пусть моё сердце станет
философским камнем,
превращающим воду в вино,
глину в золото,
и всех живых существ
в друзей по Сангхе.
Пусть куда бы я ни пришла,
везде распускаются цветы
устремления к познанию Дармы.
Не от проповедей и не от назиданий,
а просто от моего присутствия.
Пусть моё сердце
обретёт умение распознавать
тех, кто принадлежит
к абсолютной Сангхе.
Тех кто, обладает правильным мировоззрением и способностью
трансформировать мир.
благодаря этому.
Пусть, подобно тому,
как Лама становится Буддой
для меня и моих друзей по Сангхе,
каждый из них станет для меня
Ламой, отражающим сиянием глаз
универсальную мудрость,
идущую из глубины.
27.07.23

150. Абсолютная Дарма – это мудрость, непосредственно воспринимающая пустоту, которая является истинным путем, устраняющим заблуждения духа и омрачения. Недостаточно соблюдение морали, недостаточно концентрации, недостаточно концептуального понимания пустоты. Нам нужно прямое восприятие пустоты. Это истинное прибежище, спасающее нас от страданий сансары. Когда достигается это прямое восприятие пустоты, то достигается абсолютная Дарма. Лама Сопа Ринпоче
Может ли несовершенный человек
прикоснуться к совершенной Дарме?
Разве мы все не пребываем в ее материнской среде?
И только мои омрачения
не позволяют мне осознать это.
Для их преодоления мне необходимо
соблюдение морали
и навык концентрации,
и конечно, концептуальное
осмысление пустоты.
Я буду протирать ими
запотевшее окно своего сознания.
и потом я открою его настежь,
чтобы впустить воздух свободы
в темницу, которая была мне колыбелью.
28.07.23
|