ЛАО-ЦЗЫ (VI в до н.э.) – китайский мыслитель, основной труд которого – трактат «Дао дэ цзин» («Канон Пути и Добродетели»). Среди главных идей Лао-цзы: «Развитие Космоса происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые невозможно определить четко. Можно, однако, назвать их – хотя и не совсем точно – Дао, или Путь. ... Что касается дэ (добродетели, или силы), то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно, естественно. ... Лучшим способом реализации Дао во внешнем мире является принцип увэй – непреднамеренной активности. ... Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао – это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению – нужно стремиться овладеть ситуацией, не прилагая слишком больших усилий».
КОНФУЦИЙ (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) – мыслитель, который изложил свои идеи в труде «Лунь юй». Отдельные высказывания Конфуция гласят: «Образование является необходимым условием возникновения гармонии и культуры в обществе. ... Высшим принципом управления является жэнь (гуманность), а практикующий этот принцип правитель является образцом для всего народа».
ЧЖУАН-ЦЗЫ (IV в. до н.э. – III в. до н.э.) – философ, ему приписывают первые семь глав трактата «Чжуан-цзы». Согласно Чжуан-цзы «Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений. ... Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы. ... Смерть – естественная часть жизни, одно из множества превращений живого».
МЭН-ЦЗЫ (371 г.до н.э. – 289 г.до н.э.) – китайский философ, называвший себя вторым Конфуцием; его трактат «Мэн-цзы» получил статус образцового произведения и одного из высших достижений китайской философии. Согласно Мэн-цзы «Человек по природе добр, изначально обладает добродетелями. ... Главные добродетели – это жэнь (гуманность) и и (долг-справедливость). ... Чтобы достичь полной реализации своих добродетелей, человек должен культивировать их».