РУКАМИ И НОГАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
(заметки о труде)

Nil sine magno vita labore dedit mortalibus
(Без напряженного труда жизнь ничего не дает смертным)

Когда мы задаемся целью преобразить свое "я", научиться сознательно руководить процессом своей жизни, обязательно возникает вопрос: как правильно организовать жизнь.

Конечно, прежде всего, изменяет качество жизни контроль над мыслью, умение мыслить положительно и управлять потоком своих мыслей. О значении мысли в жизни человека вы можете узнать, прочитав наши предыдущие статьи, здесь же мы попытаемся говорить о кажущемся антиподе мысли - о действии, о труде.

О важности, необходимости активного действия в жизни Е.И.Рерих писала так:

"…в каждом действии уже заложена новая возможность. Народная поговорка "Под лежачий камень вода не течет" прекрасно выражает оккультную истину: "В движении - жизнь, в прекращении его - смерть". Психическая, или жизнедательная, энергия развивается и нарастает только при постоянном и ритмическом приложении ее, но судорожные проявления ее ни к чему не приводят и даже губительны. Вот почему все занятые и деятельные люди очень выносливы и долговечны. Потому не будем опасаться нагруженности, но постараемся соблюдать известный ритм и обретем спокойствие во всех действиях наших" [1].

Только чтение книг, только накопление книжных знаний ничего не дадут на пути к совершенствованию. Важен опыт, собственный опыт, который может быть приобретен только в приложении знаний в жизни. Запутываясь в сетях бездеятельности, человек, мечтающий о вершинах духа, напрасно будет ждать высших откровений или какой-либо помощи Высших Сил, ибо "…Помощь Высшая может приложиться лишь там, где проявлено действие. В бездействии - разложение и смерть. Ведь всегда самые активные люди - и самые успешные. Они поняли, в чем заключается успех; именно активный человек находит возможности и творит обстоятельства. Только неудачник ждет, чтобы все пришло к нему. Если воля напряжена и дух устремлен, ничто не может пресечь успех" [1].

В приводимых нами цитатах под действием подразумевается систематический труд, умственный и физический, который вместе с добытыми знаниями делает успешным духовный рост. "Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание" [2].

Кроме того, когда человек трудится, он поневоле отвлекается от мыслей о себе, от действий себе угодных. Именно качество самости есть первый тормоз в самосовершенствовании.

"…труд является освобождением от самости, иначе говоря, от самого вредного свойства, мешающего в достижении надземного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец в час истинного вдохновения не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучшему качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда есть освобождение от самости" [3].

Несмотря на то, что труд, действительно, является средством организации разумной жизнедеятельности, далеко не каждый человек согласен с необходимостью труда, и еще меньше людей, которые любят трудиться. В нашем обществе, особенно в последние годы, сложилась тенденция, которая ставит труд и отношение к нему в зависимость от ожидаемого вознаграждения. "Как нам платят - так мы и работаем", - без стеснения говорят те, кто попросту не хочет и не любит работать. Прикрываясь, как фиговым листом, этой жалкой формулой, эти люди обнаруживают свое бессилие, духовную импотенцию.

Наше нелегкое время обнаружило также и другого рода движение. Люди подвижные, способные к действию, в условиях обширной безработицы, стали создавать и осваивать те сферы труда, которые не предполагал ни их предыдущий образ жизни, ни их образование, ни даже возраст. Это и фермерство, и малый бизнес, и розничная торговля, и др. Подобные виды деятельности в наших условиях требуют немалых затрат сил и здоровья. И порой становится мучительно жаль какую-нибудь старушку, которая на морозе торгует мелким товаром. Веруя в высшей степени разумность течения жизни, останавливаем свои сетования: ничто не бывает напрасно, - все, в том числе и степень труда служит какой-то определенной цели.

В своей популярной книге "Две жизни" Кора Антарова показывает, как труд во всех его проявлениях растит дисциплину духа - первое условие всякого совершенствования:

"Никому и никогда не надо бояться чрезмерного труда, потому что всякая тяжелая ноша вводит человека в привычку определенной дисциплины духа.

Есть целые массы людей, проходящих свои земные пути в чрезмерном труде. Никогда не сожалей об этих людях. Только через этот подневольный труд, труд куска хлеба, они могут выработать в себе привычку дисциплинированного подчинения. И эти зачатки дисциплины труда переходят со временем в их духовное зерно. Только тот человек может развить в себе духовную мощь, который сам, без посторонней помощи, смог заложить основу своего духовного зерна в своей текущей земной форме. И для этого он должен непременно дойти до героического напряжения. Должен сделать его привычной формой труда для себя, затем привести свой организм в стойкость самообладания, чтобы его труд стал ему легок, и, наконец, подняться к той гармонии в себе, что дает ощущение всего дня не трудным, но прекрасным" [4].




Прежде чем продолжить нашу беседу, приведем две цитаты из Учения Живой Этики.

"Те же, кто устрашаются напряженной работою, те боятся формы и закона энергии" [5].

"Могу советовать сберегать энергию, ибо каждая напрасная расточительность, как по струне, на далекое расстояние поражает пространство" [5].

Кто-то может усмотреть здесь противоречие: с одной стороны, говорится о законности напряженной работы, а следовательно и об определенном расходе запаса психической энергии1; с другой - следует предостережение о недопустимости ее растраты.

На самом деле, речь идет о целесообразном расходовании психической энергии, своих сил. Николай Уранов, один из исследователей Учения, по этому поводу замечает:

"Почему-то думают, что энергия растрачивается в каких-то чрезвычайных действиях; между тем трата энергии по мелочам гораздо значительнее. Иногда даже наоборот: чрезвычайные обстоятельства нагнетают энергию, в то время как расход по мелочам не восполняется, но вследствие непрерывной утечки, в конце дня обнаруживает сильный перерасход" [6].

Не напряженный труд, но пустые разговоры, негативные эмоции, волнение, суетливость, недовольство и другие подобные "мелочи" являются наибольшими растратчиками энергии. Правильно организованная работа, даже очень интенсивная, никогда не будет во вред.

"Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди. Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров2, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом" [7].

Указанная подвижность предполагает своевременную смену труда. Так после труда физического целесообразно перейти к умственной работе ("мышление есть труд" [8]): к размышлению над вечными общечеловеческими вопросами, к пополнению своего образования или решению какой-нибудь необходимой жизненной задачи. Полезно также овладеть каким-нибудь видом искусства или ремесла, оно "сохранит человеку молодость мышления, оно преобразит дом в очаг прекрасный" [8].

Являясь для многих "хобби", рукодельное творчество приносит большую радость.

"…одна из самых светлых радостей рождается в труде. Казалось бы, эта истина должна быть известна всем, но труд снова оказывается ярмом, и люди мечтают о каких-то праздниках. …Пусть каждый отдаст себе отчет, какой труд для него будет праздничным. Пусть каждый проверит себя, на каком труде умножаются его силы. Отдых в смене труда. Да, да, да, люди еще долго не поймут, что отдых может быть в смене труда" [8].

А как быть с трудом рутинным, однообразным, который человек вынужден выполнять изо дня в день, например, с некоторыми работами по дому? Вспоминая о таких повседневных обязанностях как уборка, стирка или мытье посуды, мы должны подумать, чем руководствуется человек, исполняя эту работу. Мало кто делает ее с отвращением. Основная масса людей относится к ней спокойно. Почему?

Секрет положительного отношения к каждодневному труду кроется в мотивации, в настрое, с каким человек подходит к работе. Чаще всего людьми руководит любовь к своей семье, преданность, желание оказать помощь. Такой труд, будь он даже самым нетворческим, обогащает человека, взращивая в нем прекрасные качества.

"Можно заставить себя сделать полноценным и радостным самый нерадостный труд, если понять его смысл и значение и если совершается он не для себя, не во имя свое, но ради Общего Блага, ради людей, коллектива, народа, страны. Значит, труд должен быть не только сознательным, но и целеустремленным" [9].




Чтобы полнее раскрыть значение труда, необходимо учитывать его воздействие на психическую энергию человека. Накапливаясь, психическая энергия высокого качества сообщает духовную силу, то есть степень совершенства человека зависит от количества и качества накопленной им энергии. Поэтому цель каждого, кто ставит своей задачей восходить по лестнице духа, есть накопление психической энергии.

"Сокровище энергии накапливается во времени, и лучший метод накапливания — труд. …Можно указать, что труд в смысле и значении духовного развития полезнее всех и всяких упражнений. …При напряженном и устремленном труде зажигаются центры и начинают светиться. Аура человека, погруженного в напряженную работу, усиливает свои излучения. Ведь человек — существо огненное" [9].

Конечно, труд труду - рознь, и следствия получаются соответственные. Труд рабский, подневольный, лишенный энтузиазма, убийственен для духа. Труд вдохновенный, творческий - поистине светоносный. Отсюда вытекает необходимость творческого подхода к труду, поиска элементов творчества в каждом труде.

"Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника.

Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приемах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. Они могут быть соединены в счастливые применения. Но самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником" [2].

Осознавая себя участником общего труда, труда на Общее Благо, человек сможет воспринять постоянство труда, а также углублять его качество и находить новые приемы. Велик в свое время был энтузиазм построения страны Советов, высоко было поднято значение труда. Такой подход рождал самоотверженный, по-настоящему героический труд, который не только служил созданию материальных благ, но культивировал в тружениках сознание высокого смысла коллективного труда и надежду на светлую, прекрасную жизнь в будущем. Сейчас страны бывшего СССР отнюдь не процветают, и одним из негативных факторов есть сниженная мотивация труда: каждый работает для себя, во имя роста собственного благосостояния.

Однообразная работа, лишенная позитивной мотивации, работа ради куска хлеба гасит огни человеческого духа. Угнетенный, человек теряет способность к творчеству и в поисках развлечений и отвлечений чаще всего прибегает к опьянению.

"Чтобы люди не одурманивались, им нужно предложить пути возвышенные" [8].

Один из таких путей предполагает достижение мастерства, высокого качества каждой работы. Это можно отнести как к области физического, так и к сфере умственного труда.

Мастер, всецело погруженный в выполняемую им работу так же сосредоточен в духе, как и молящийся. Поистине сказано, что труд - это молитва. "Когда процесс труда захватывает все сознание человека, его тело, нервы и мозг, тогда труд монолитен и ритмом его обнимается весь психо-физический аппарат труженика" [9].

Подобное состояние труда-молитвы лучше и быстрее всего достигается в процессе рукодельного творчества. "Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами или ремеслами. Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый в стремлении к совершенствованию напрягал волю и внимание. Даже на немногих дошедших до нас предметах можно видеть высокое качество ремесла. Именно теперь настало время снова вернуться к качеству рукоделия. Нельзя приложить духовное ограничение в предел машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое обновит воображение" [10].

Качество производимой работы очень важно не только для самого труженика, но неизбежно отражается на продуктах труда. Какой бы красивой и привлекательной внешне не казалась вещь, ее основное воздействие будет зависеть от качества психической энергии того, кто ее создал.

"На каждом рукоделье наслаиваются частицы человеческой сущности. Не только состояние здоровья творителя остается на вещах, но и духовное устремление навеки неразрывно остается на предмете. Можно обезвредить следствие ядов или следы заразы, но наслоения излучений не могут быть изъяты. Потому так важно, чтобы вещи создавались в добром желании" [11].

Конечно, не всегда человек расположен к вдохновенному выполнению одной и той же работы. Как быть в этом случае?

"Советуем иметь несколько работ начатых, чтобы тем легче согласовать их с внутренним состоянием сознания. Лучшее качество будет достигнуто таким методом" [11].

В то же время указывается, что "не следует для труда ждать каких-то особых вдохновений. Молитва труда может возникать каждый час, и в ней человек постигает новое совершенствование" [3].




Отдельно следует сказать о значении ритма, рождаемого в труде.

В природе все подчиняется определенным ритмам. Ритмическое движение свойственно ходу планет, смене времен года, приливам и отливам и т.п. Человек, как часть природы, имеет свои ритмы: это и ритм дыхания, и ритм работы сердца и других органов, смена сна бодрствованием и т.д.

Труд человека также может быть ритмичным. Именно от ритма в значительной мере зависит качество труда, его результативность как в смысле создания разнообразных продуктов, так и в смысле накопления огненной психической энергии.

"Разрушителен труд неритмичный. Труд беспорядочный, труд хаотичный, труд порывами и по настроениям астрала — непродуктивен и накопления Агни3 не даст"[9].

Наряду с тем, что аритмия в труде не приносит пользы работнику, она неизбежно сказывается и на качестве работы. Качество в этом случае теряется, вместе с временем и затраченными материалами. Некачественная продукция унижает человека как потребителя и в то же время развращает его как работника, снижая его устремление в труде, желание трудиться ритмично, каждодневно на Общее Благо. "Производство негодных предметов есть преступление против народа" [11].

Ритм труда также связан с ритмом механизмов, используемых в процессе производства. "Каждая машина создает особую психологию работника. Ритм машины является крупным признаком в строении мышления. Потому следует изучать ритм разных машин. Можно сказать, что машина есть признак существующего условия. Работник машинного дела должен получать особое интеллектуальное воспитание, чтобы не подпасть под влияние ритма машины"[11].

Сейчас, например, уже становится очевидным, что у работающих за компьютером, возникают специфические изменения в психологическом состоянии: появляется раздражительность, перевозбуждение и т.д. Также замечено, что длительное "общение" с компьютером оказывает влияние и на стиль мышления пользователя.

Было бы нелепо отрицать целесообразность применения разнообразных механизмов: от механических до электронных. Необходим, однако, сознательный подход, учитывающий влияние машины на человека, и создание комфортных условий труда не столько для тела, сколько для психики работника, чтобы ничто не мешало ему трудиться с максимальной самоотдачей.

"Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом, именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Истинный труженик любит свою работу и понимает значение напряжения.

Уже называл труд молитвой. Высшее единение и качество труда возникают от ритмичности. Лучшее качество труда растит ритм Прекрасного. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного.

Труд, молитва, красота - все грани величия кристалла Бытия" [2].



1 Психическая энергия - энергия, разлитая во всем мироздании; является основой всех психических процессов, которые протекают в человеческом существе.

2 Центры — особые психофизиологические структуры в организме человека, которые являются приемниками и преобразователями энергий пространства.

3 Агни (санскр.) — Бог Огня в Веде или изначальный (духовный) элемент стихии огня, который является прообразом земного огня.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рерих Е.И. Письма в Америку 1936-1946. Т.2
  2. Аум (Из книг "Агни Йоги")
  3. Братство. Часть третья. Надземное. 1938 (Из книг "Агни Йоги")
  4. Антарова К.Е. Две жизни
  5. Община (Из книг "Агни Йоги")
  6. Уранов Н. Огненный подвиг
  7. Озарение (Из книг "Агни Йоги")
  8. Братство. Часть вторая. Надземное. 1937 (Из книг "Агни Йоги")
  9. Грани Агни Йоги. 1963 год. Т.4
  10. Мир Огненный. Часть вторая (Из книг "Агни Йоги")
  11. Братство. 1937 (Из книг "Агни Йоги")

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика