НОВЫМИ ПУТЯМИ

В прежние века люди, стремившиеся к совершенствованию, уходили от несовершенства жизни в горы, в леса, в пустыни, позднее — в монастыри. От современного человека требуется вносить совершенство в жизнь, не уходя из жизни. Новая эпоха требует иного отношения к вопросу совершенствования. Когда человек прежних веков для совершенствования уходил от жизни, он достигал совершенствования личного, современный человек, оставаясь в самой гуще жизни и, внося в окружающую его среду доступное его силам и пониманию совершенствование, должен способствовать совершенствованию всей жизни.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении, в развитии своих духовных сил. Никаких других путей к совершенствованию быть не может [1].

В течение многих тысячелетий народы Востока и Запада вырабатывали разнообразные способы вхождения в мир духа. Духовные практики связывались с той или иной религией, поэтому при слове духовность неизбежно всплывает в памяти религиозный ритуал, молитва, поклонение Высшим силам.

Однако духовность и культовая сторона религии не есть синонимы. Не секрет, что самые ярые поборники соблюдения религиозных ритуалов, оказываются наиболее далекими от духа и буквы исповедуемого ими учения.

"Истинное стремление к осознанию высших возможностей должно бы наполнять большую часть жизни человека, как самое насущное и увлекательное занятие. Но свет познания заменен условными формулами религий и, человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения" [2].

Отсюда видно, что духовность, прежде всего, предполагает знание – знание специфическое, которое вернее было бы назвать знанием духа или духоразумением. Это качество нарабатывается трудно и длительно в процессе сознательного приобщения к вечным истинам, путем установления сердечной связи с Высшими силами, за счет неустанного стремления к внутренней красоте, соответствующей самым высоким образцам духовной культуры. Результатом раскрытия духовного потенциала человека явится не только его познание самого себя, но и в нем скрытых способностей.

Говоря о скрытых, необычных способностях, следует отметить, что только за последние несколько десятилетий в западном мире появилась масса так называемых экстрасенсов – людей, которые видят и ощущают некоторые невидимые явления и процессы. Некоторые из них видят человеческий организм изнутри, находят в нем признаки болезни или даже ее начало; некоторые видят излучения, исходящие от человека, и по нему могут определить не только сущность этого человека, но и основные черты его прошлой и будущей жизни; есть и такие, кто, не обладая видением, тем не менее, "знают" (информация как бы приходит к ним сама) подробности о невидимых физическому глазу вещах – вплоть до получения сведений о человеке по его фотографии и т.д.

Также все больше становится людей, которые только лишь усилием воли способны оказывать влияние на окружающее. Хочется отметить, что в странах Востока "йогов", обладающих сверхспособностями, всегда было немало. То, что количество людей, наделенных той или иной степенью ясновидения, яснознания и прочими подобными способностями, растет, может натолкнуть на мысль, что со временем эти способности должны выявиться широко, массово, во всем человечестве. Посещая курсы экстрасенсорики или занимаясь по какими-либо методикам, которые якобы приводят к раскрытию чудесных возможностей, человек, в лучшем случае, получит некоторые знания; в худшем, - может уйти оттуда с необратимыми изменениями в психике, и таких случаев немало.

Получается вроде бы противоречие: с одной стороны, мы говорим: "Посмотрите на них! Когда-нибудь вы сможете, как они", с другой, мы остерегаем: "Не идите по их пути, эта тропа ненадежна". После нескольких наших бесед вы и сами поймете, почему развитие психических сил может оказаться крайне опасным, а сейчас мы просто укажем, что прежде применения всяких методик необходим рост нравственных сил. Только такой подход гарантирует абсолютно естественный и потому безопасный рост психических возможностей человека.

Отмечая ненужность и опасность насилия над психикой, великий индийский учитель Рамакришна заявлял: "Эти обряды не для нашего времени… Они не имеют другой цели, как сосредоточение духа, а этого легко достигнуть благочестивыми размышлениями" [3].

Самым простым или, лучше сказать традиционным, приближением к духовному миру будет духовная практика, выработанная религией того народа, к которому принадлежит человек. Но не каждый за ширмой многочисленных предписаний и правил может отыскать истинный смысл духовного учения. Не только усердные посетители храмов, но и сами пастыри зачастую не могут дать вразумительные ответы на волнующие вопросы бытия.

"Каков же все-таки путь?!" – в нетерпении можете воскликнуть вы. Однако многие из вас будут разочарованы, услышав следующий ответ: "Единого пути достижения Бога (божественного сознания) внутри себя нет. Сколько людей – столько и путей". Духовный путь – не автострада, не широкая дорога со многими опознавательными знаками. Это постоянный поиск, постоянное борение или, скорее, война со всеми темными, инертными сторонами нашей натуры, в которой мало-помалу знание и любовь к Высшей красоте, Высшей реальности отодвигает занавес, скрывающий свет нашего внутреннего Я. Впрочем, несмотря на то что каждый путник отправляется в дальнюю дорогу сам, без "подробной карты", он, при желании, может получить многие "дорожные знаки".

Давайте вспомним. Во множестве сказок героя, который стремится добыть красавицу, Жар-птицу или огненный цветок (то есть обрести Красоту), посылают на край света. Нигде, ни в одном повествовании не указывается, как добраться до предела физически зримого мира (именно так мы склонны трактовать "край света"), однако всегда дается напутствие вроде: "Дойдешь до океана… в нем будет остров… на острове найдешь…" и т.д. Словом, непременно расставляются некоторые вехи, которые направляют, дают возможность убедиться в правильности выбранного пути.

Такими вехами, расставленными на пути к духовной самореализации, всегда было великое Учение, положенное в основу разнообразных религий. Учение на протяжении многих веков давалось разными Учителями представителям разных наций, в соответствии с их национальными особенностями, а также с учетом уровня сознания.

"Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращенный облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умаления почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущую. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят свое благополучие на отрицании предыдущих Учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией" [2].

Как бы ни упорствовали консерваторы от религии, настаивая на исключительности того или иного "священного текста", с веками человек будет изменяться, возрастать знание духа, а следовательно появится необходимость в обновлении формы духовных истин. Об этом достаточно образно сказано в отрывке из книги "Криптограммы Востока" Е.И.Рерих:

"Спрашивал Христа член Синедриона:
- Почему не признаешь нас, если даже отца Твоего бракосочетал наш член?
- Подождите, пока развалится дом ваш, тогда Мы придем.
- Зачем, придете, разрушать или сложить?
- Не разрушение и не сложение, но очищение, ибо не обращусь к старому пепелищу.
- Как же ты не уважаешь праотцев своих!
- Новые сосуды подают на пир. Уважая деда, не пьют из его чаши" [4].

Сегодня мыслящему человеку уже недостаточно указать, к примеру, на десять заповедей с тем, чтобы по ним он добрался в страну духа (уверовал в Высшую реальность). То же касается и механически заученных молитв. Вы вправе возразить: "Молитвы необходимо произносить с чувством, с любовью, - тогда можно говорить об их действенности". "С любовью к кому?" – задаст вопрос тот, стоящий у порога храма. "К Богу", - просто ответите Вы, и увидите его скептическую улыбку. Уверовать в то, что не видишь, в то, на что не имеется ссылок в авторитетных ученых изданиях?!

Да, да, да. "Современные люди во всем хотят убедиться лично. Казалось бы это очень хорошо, но следствие бывает самое неожиданное. Убедившись, люди возвращаются без последствий к своим занятиям. Самое поразительное не оставляет следа на обычной жизни" [2].

Уподобившись евангельскому Фоме, не принимавшему Учителя без предъявления видимых доказательств, они близоруко минуют дары духа. Хотя пресловутому Фоме, в отличие от нашего современника, уверовать было гораздо проще. Оказавшись в сфере могучей духовности Учителя, он сразу же признал Его [5], как признают своих учителей народы Индии, Тибета и других стран этого региона. Человеку же Запада такое счастье, прямо скажем, "не светит", так как найти духовного Учителя во плоти здесь крайне затруднительно.

Кто поведет, кто наставит жаждущих войти в мир духа, не согласных идти по старым тропам?

Непременным атрибутом духовных Учений всегда была книга: Библия у христиан, Коран у магометан, Тора у иудеев и.т.п. Сегодня эту эстафету продолжает Новое Учение, данное в 30-х годах ХХ века, под названием "Живая Этика" или "Агни Йога".

Свое первое наименование этот многотомный труд оправдывает тем, что совершенствование человека, как мы уже говорили, должно идти через этику; через "живую", не отвлеченную от жизни, систему поведения, вносимую в каждый прожитый день. Второе название буквально трактуется как "огненная связь".

Прежде чем объяснить знакомо-незнакомое слово "огненная", остановимся на содержании более канонического термина "йога".

Духовных практик или йог, нацеленных на установление связи с Высшими мирами, в Индии насчитывается немало. Среди них:

1) Жнана (джнана) Йога – путь к миру духа через его познание с помощью интеллекта, через отказ от всего, что существует вокруг и кажется не принадлежащим высшей цели.

2) Бхакти Йога – познание через любовь и ради любви к Высшему.

Сравните с Учением Христа.
"36 Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим":
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя";
40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" [6].

3) Карма Йога – направляет внимание ее последователей на осуществление правильных, "благочестивых" действий в течение земной жизни. Здесь также нетрудно провести параллель и с христианскими заповедями и другими "священными текстами".

4) Раджа Йога – это наука о контроле жизненной силы для управления ее восхождением.

"Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами. Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога - все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни йог должен быть и Жнани и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого!" [2].

Таким образом, Агни Йога синтезирует все завоевания предыдущих Учений, не отрицая ни одно из них. Такой синтез не есть простое суммирование знаний предыдущих поколений, но является приложением этих знаний к новым условиям, в виду грядущих эволюционных построений.

"Каждый век проводится особый вид Йоги по физическому состоянию мира. Нельзя приложить элемент земли там, где требуется огненное исцеление. Ни вода, ни воздух не заменят крыльев огня. Как неумолимая катастрофа, сметающая материки, так же неотложна Йога познания огненной мощи"[2].

Впрочем, мы далеки от мысли во что бы то ни стало навязать читателю нашу точку зрения. Если кому-то более по душе или уровню развития одно из Учений, данных великими Учителями далекого прошлого, согласимся и с таким выбором. Ведь "искусный стрелок из лука даже при огнестрельном оружии будет считаться искусным стрелком. Так же и в Йогах, кроме Хатхи Йоги, все Йоги в своем достижении прекрасны. Было бы неразумно умалять одну из них. Можно лишь говорить о лучшей приложимости в современном эволюционном процессе" [2].

Следует еще раз подчеркнуть о необходимости различать истинно духовные Учения от разнообразных подделок, которые имели место, как в далеком прошлом, так и сейчас.

Это и упражнения по концентрации сознания на психических огненных центрах - чакрах, и групповые опыты с психической энергией, которые получили ныне широкое распространение в так называемых группах здоровья, а также облаченные в наукообразную форму сеансы индивидуального или коллективного лечения, которые проводят умножившиеся в наши дни самозваные "целители".

Хочется также предостеречь от широко распространившегося увлечения практикой сахаджа йоги. Ее сторонники много говорят о добре, о самовоспитании, о стремлении к свету и т.д. Основа практики сахаджа йоги заключается в принудительном преждевременном раскрытии психических центров человека. В отличие от Раджа Йоги (от которой якобы берет начало сахаджа), требующей вначале духовного очищения и перерождения внутреннего человека, сахаджа йога настаивает вначале на открытии центров и только потом, на втором этапе рекомендует заняться очищением. Хуже того, особенность сахаджа йоги в том, что этот прием практикуется в процессе коллективной концентрации на центрах, замаскированной термином "медитация". В процессе коллективной концентрации это сделать значительно легче, чем в одиночку и таким образом, опасность применения этого метода многократно возрастает. Особенно настораживает тот факт, с какой активностью автор сахаджа йоги пропагандирует ее по всем странам и континентам планеты. Во всю историю человечества ни один из истинных Учителей Света и Основоположников мировых религий не занимался таким миссионерством [7].

Все сказанное о сахаджа йоге также относится к хатха йоге. В обществе до сих пор существует заблуждение о бесспорной полезности хатха йоги, и лишь немногие знают о том, что хатха йога никогда не давалась и не рекомендовалась Великими Учителями, потому что она есть упрощенный и искаженный браминами Индии вариант Раджа Йоги.

Возвращаясь к разговору об избранном нами Учении, ответим теперь: почему новая Йога названа Огненной. Потому что идущий по этому пути получает физическую связь с огненной стихией, познание тонких энергий, и, таким образом, преобразование "просветление" [2] всей своей сущности, начиная от сознания, кончая телом физическим. Заметим, что под "огнем" подразумевается не земное пламя, но его более утонченный прообраз; знакомство с его проявлениями будет одной из основных тем наших бесед, как впрочем, и основой Учения.

"Кто-то молодой спросит: "Как понимать Агни Йогу?" Скажите - как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа. Спросит - как же мне подойти к этому познанию? "Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на земле, и познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой (дыхательными упражнениями). Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь" [2].

Как видим, Учение затрагивает все стороны жизни: от космологии до повседневного существования человека. Ничто не умаляя, ничем не пренебрегая, Живая Этика дает массу разнообразных знаний и советов, в том числе и по укреплению физического тела, как инструмента духовного познания.

"Можете спросить Меня - какие физические приемы полезны для Агни Йоги? Советую малую пранаяму утром, не более пяти минут, не нужно употреблять мяса, кроме копченого, а фрукты, овощи, молоко, мучное как всегда полезны. Также изгоняются все вина, кроме лекарственного употребления. Опиум враг Агни Йоги. Тучи на небе тяжки для Агни йога. Советую обувь отделять резиной и утром прогуливаться, избегая дыма. Мужественно можно встречать разнообразные сообщения из жизни, ибо невозможно решить, где худо и где хорошо"[2].

Вместе с тем нам бы не хотелось, чтобы тексты Учения стали объектом удовлетворения любопытства или поверхностного, "познавательного" интереса. В этом случае результат от его изучения будет невелик.

"Конечно, Учение Йоги принесет пользу каждому, даже если он не достигнет духовных явлений. Внешние принципы Йоги во всяком случае поддержат здоровье, укрепят память и очистят мышление.

Но где же будут признаки завоеваний, которые возносят дух? Сперва вспыхнут внутренние огни центров, затем раздастся голос незримого Учителя и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным. Тогда уже возможно касание к прекрасным, опасным, тончайшим энергиям, ко всему, что преображает жизнь, устраняя понятие смерти"[2].

"Хотящий плавать должен бесстрашно бросится в воду. Решивший познать Агни Йогу, должен преобразить ею всю жизнь. Почему люди думают, что можно Йоге уделять часть ленивого досуга, пребывая в нечистых помыслах все остальное время? Именно, все действия должны быть проникнуты очищающим огненным устремлением"[2].

Огненно устремленным к Прекрасному, любящим – таким видит Учение человека будущего и одновременно предупреждает о необходимости беречь внутреннее пламя, о недопустимости его бесконтрольного расходования.

"Самая обобщающая Йога накладывает обязательства построения всей жизни в соответственной незаметно-внешней дисциплине. …носители ее не должны отличаться от внешности жизни. Агни Йог входит в жизнь незамеченным, ему не нужны явления кличек людей, он наблюдает и не терпит наблюдения"[2].

Значительные постоянные усилия, которые требуются для применения Агни Йоги в жизни, как мы видим, менее всего сориентированы на милый нашему сердцу жизненный успех. Идущий по пути Огненной Йоги может рассчитывать, в первую очередь, на внутреннее преображение: на то, что постепенно обострится его сознание, возникнет справедливая оценка окружающего, вырастет осознание связи с Высшим миром [2].

И еще. "Пока редко и в особых условиях проявлялась Йога, но эволюция духа требует внесения Йоги в жизнь, и к тому должна быть направлены мысли молодого поколения. Изуверство и маловерие Нам не нужны, но каждое здоровое преображение будет замечено и поддержано" [2].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клизовский А.И. "Основы миропонимания Новой Эпохи"
  2. Знаки Агни Йоги (Из книг "Агни Йоги")
  3. Ромен Роллан "Жизнь Рамакришны"
  4. Рерих Е.И. "Криптограммы Востока"
  5. Евангелие от Луки
  6. Евангелие от Матфея
  7. Баныкин Н.П. "Семь лекций о Живой Этике"

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика