СОДРУЖЕСТВО. СЕМЬЯ РЕРИХОВ

Памятник Е.И.Рерих и Н.К.Рерих в Москве

ДЕТСТВО

9 октября 1874 года в России, в городе Петербурге, в семье нотариуса родился мальчик Коля, а через четыре года и четыре месяца, 12 февраля 1879 года, в этом же городе, в семье академика Ивана Ивановича Шапошникова родилась девочка, которую назвали Еленой. Ее мать, Екатерина Васильевна, происходила из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Сама Елена приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу М.И.Кутузову. а великий русский композитор М.П.Мусоргский был ей дядей.

Дети росли в одном городе, но никто в то время не знал, что через два десятка лет им предстоит встретиться и создать семью, которая окажет огромное влияние на судьбу всего человечества. Знали об этом только Великие Учителя Света.

Детство Коли проходило в доме на набережной Невы и в отцовском загородном имении Извара. Все вокруг привлекало внимание любознательного мальчика: замысловатый узор корабельных мачт, суденышко, бороздящее гладь реки, слова старинной песни времен царя Петра, которую пела детям старушка. Еще большие впечатления получал он в загородном имении Извара: прекрасные узорные облака, плывущие по небу, перелетные птицы, наполняющие гомоном незамерзающее озеро у самой усадьбы, идущее на пастбище стадо, загадочные дали лесов, полей, лугов. А в самом имении — картины. Перед одной из них особенно часто останавливался маленький Коля — будущий великий художник. На ней были изображены высокие горы, пламенеющие в лучах заходящего солнца. Впоследствии выяснилось, что это одна из священных гималайских вершин Канченджунга. Так, уже с раннего детства судьба протянула нить к священным Гималаям и великой Индии, с которыми будет связана в дальнейшем жизнь художника и всей его семьи.

Интересы и увлечения мальчика были весьма разносторонними. Он очень рано научился читать, рано возник интерес к литературе и поэзии, к театру. Мальчик с увлечением рисует. В девять лет Коля принимает участие в археологических раскопках. Уже с детства любит путешествовать. Свое первое путешествие в древние русские города Псков и Остров он совершил вместе с родителями в пятилетнем возрасте, впечатление от этого путешествия запомнилось на всю жизнь.

В эти же годы в Петербурге, в доме на Сергиевской улице, росла девочка Ляля, так ласково называли в детстве Елену Ивановну ее родные. Девочка росла на редкость чуткой и восприимчивой к красоте во всех ее проявлениях, особенно запоминала красоты природы. Она испытывала любовь ко всему живому, остро переживала всякую жестокость и несправедливость. Когда летом в имении своей тети в Бологом девочка утром выходила из дома, все домашние животные и птицы устремлялись ей навстречу: и больной цыпленок, и журавль с подбитым крылом, которое нужно было перевязать, — все искали в ней защитницу, чувствовали ее заботу и любовь.

Е.И.Рерих. 1889 г.

Ляля очень рано самостоятельно научилась читать, а вскоре одолела французскую и немецкую азбуки и к шести годам уже свободно читала на трех языках. С самых ранних лет книги стали ее лучшими наставниками и друзьями. Маленькая девочка, вся сгибаясь под тяжестью, несла в свою комнату огромный том Библии с иллюстрациями и, раскрыв ее, с замиранием сердца созерцала любимый Облик Иисуса Христа. Среди любимых были книги — “История кусочка хлеба” и “Путешествие по Центральной Азии и Дальнему Востоку”.

Самостоятельность девочки сказывалась также в упорном отказе повторять слова молитвы, которую она и брат ее должны были читать перед сном. Девочка молилась своими словами о том, что ей было ближе всего. В семье даже существовал рассказ о том, как девочка молилась: "Боженька, спаси и сохрани папу, маму, бабушку и мою корову". (Корова была игрушечная, но настолько большая, что в густой траве ее принимали за теленка, что приводило девочку в восторг.)

Уже в раннем детстве у девочки проявились необычные способности, она видела то, чего не могли видеть другие люди. В семилетнем возрасте она увидела на небе яркую и красочную картину и в восторге вскрикнула: “Мама, мама, посмотри, какое огромное знамя развернулось на небе и свернулось петлей!” Но мама, сколько ни смотрела, ничего не увидела.

В шесть лет Ляля имела необыкновенное видение, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце. Ранним утром девочка побежала в парк к небольшому пруду. Утро выдалось чудесное. Стоя на берегу, девочка всем существом вбирала красоту и радость жизни. Взгляд ее остановился на противоположном берегу, и на фоне распустившейся яблони девочка вдруг увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Сердце девочки затрепетало, и радость ее перешла в восторг, все существо ее потянулось к этому далекому, любимому и Прекрасному Облику.

ЮНОСТЬ

Прошло детство, наступила тревожная пора юности. Николай Константинович учится в гимназии. В семнадцать лет он начал систематически заниматься живописью под руководством друга семьи — художника Микешина, который первым подметил у юноши эту способность. В 1893 году юноша заканчивает гимназию и собирается поступать в Академию художеств и в Университет, на исторический факультет. Однако отец неодобрительно относится к его занятиям живописью и желает видеть сына юристом. Пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, юноша отстоял перед отцом Академию художеств. Так достойно он вышел из первого серьезного жизненного конфликта. Правда, в Университете студента Рериха чаще видели на историческом факультете, но экзамены ему приходилось сдавать все же на юридическом. В будущем он успешно закончит и Университет, и Академию художеств.

Н.К.Рерих. 1890-е.

В Академии учителем Николая Рериха был самобытный русский художник Архип Иванович Куинджи, который много дал ученику не только в живописи, но и как учитель жизни. Даже студенческие работы Рериха отличались мастерством и самобытностью, так что к моменту окончания Академии он становится достаточно зрелым и уже известным художником.

В годы учебы Николаю Рериху приходится не только своим трудом зарабатывать средства на жизнь, но также настойчиво преодолевать и другие жизненные преграды, встававшие перед ним.

Не была безоблачной и юность Елены Ивановны. Судьба любой девушки из знатной семьи в то время как бы заранее была предрешена — выйти замуж и полностью посвятить себя семейным заботам. Для этого было достаточно окончить женскую гимназию. Так было принято. Девушка мечтает о серьезном образовании, но не находит понимания ни у матери, ни у отца. Ей разрешили продолжать уроки музыки, но дома, и совершенствоваться в языках с малосведущими француженками и англичанками, тоже дома.

Е.И. Рерих. 1900г.

В 19 лет девушка лишилась отца и осталась вдвоем с матерью. В это время она настойчиво занимается самообразованием — много читает, изучает серьезную философскую литературу, к которой проявляла интерес с детства, занимается музыкой. Успехи в музыке были настолько большими, что профессора консерватории предрекли ей будущее известной пианистки. Но интересы девушки были много шире. Она, например, проявляла безошибочное чувство формы и гармонии красок. Известны ее глубокие и проницательные суждения об искусстве.

В молодости Елена Ивановна обладала редкой и изумительной красотой и обаянием, которые сохранила до конца жизни. Как всякая девушка из знатного рода, она вынуждена была бывать на балах и приемах. От женихов не было отбоя, но все они получали отказ. Светская жизнь с ее балами и развлечениями не могла удовлетворить глубокую и чуткую юную натуру. По свидетельству людей, близко ее знавших, она с юности мечтала выйти замуж за человека искусства, чтобы всю жизнь помогать ему, вдохновляя на великие цели. И судьба уже готовила ей такую встречу.

РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

Летом 1899 года Елена Ивановна гостила с матерью в Бологом, в имении ее тети, княгини Е.В.Путятиной. Муж тети всерьез занимался археологией. К нему-то по делам археологии и приехал Николай Рерих. Князь был в отъезде. Дожидаясь его, Николай Константинович три дня провел в его доме. С первой же встречи молодые люди почувствовали огромную симпатию и интерес друг к другу. Они нашли много общих интересов в музыке и искусстве. По возвращении в Петербург они продолжали встречаться, вместе посещали выставки, концерты, разговаривали об искусстве, философии. Очень скоро симпатия и взаимное влечение переросли в чувство глубокой любви. Родные Елены Ивановны вначале были против их брака, но в конце концов все разрешилось.

Свадьба, впрочем, была отложена до тех пор, пока Николай Константинович не вернется из Парижа, где он должен был завершить свое художественное образование, и состоялась 28 октября 1901 года. С тех пор они шли по жизни вместе, помогая, поддерживая и взаимно дополняя друг друга. Так родилась эта удивительная семья, давшая нам пример редчайшего гармоничного содружества, полноправными членами которого впоследствии стали и их дети. Замечательная одаренность каждого члена этой семьи сочеталась с глубоким взаимопониманием, уважением и любовью друг к другу.

ДЕТИ

Летом 1902 года Рерихи были на раскопках курганов. Во время этой экспедиции 16 августа в селе Окуловка Новгородской губернии родился старший сын Юрий. А через два года, 23 октября 1904, в Петрограде родился младший сын Святослав.

Вот как пишет Елена Ивановна о детях в одном из своих писем:

"Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать - с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости - трудные. Оба - большие труженики..."

С самого раннего детства Юрик и Светик, как их ласково называла мама, были окружены любовью и вниманием родителей. Особенно много внимания их воспитанию уделяла Елена Ивановна.

Святослав Николаевич так вспоминал о своем детстве: “Моя Матушка, которая была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить...

У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все что, они говорили. Это имело большое влияние на нас...

Н.К. Рерих с сыновьями.
1914-1915 гг.

Я с детских лет занимался искусством — рисовал, лепил, и для меня это было, может быть, самое существенное, самое важное занятие”.

Заботливые родители помогали детям найти свой собственный путь и свое призвание, но это не исключало серьезных жизненных трудностей и преград, которые им приходилось преодолевать самостоятельно. Семья много путешествовала по разным городам и странам. И вот в таких условиях детям приходилось учиться, часто за один год изучая программу четырех-пять лет. Тем не менее, за годы детства и юности Юрий и Святослав Рерихи приобрели обширные и разносторонние знания, которые позволили всей семье исполнить в будущем предназначенную ей великую миссию.

НАЧАЛО ПУТИ

В 1916 году Николай Константинович тяжело заболевает воспалением легких. По совету врачей семья переезжает в Финляндию, в город Сердоболь (Сортавала). В то время Финляндия входила в состав Российской империи, а Сердоболь был недалеко от Петербурга, где Н.К. Рерих служил директором школы Общества поощрения художеств и куда можно было наведываться по делам службы. После событий революции 1917 года семья Рерихов оказывается отрезанной от Родины.

В Сердоболе Рерихи прожили до весны 1919 года. Все прошедшие после окончания Академии годы Николай Константинович много рисует. Особенно его привлекают темы древней Руси и стран Востока. Рерихи мечтают о путешествии в Индию. “С самых ранних лет помню, — вспоминает Святослав Николаевич, — что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни”. Николай Константинович догадывался, что в глубокой древности Россия и Индия были очень тесно связаны, что культура этих стран имеет общие исторические корни; подтверждение этому он надеялся найти во время будущего своего путешествия по странам Востока.

В течение трехлетнего пребывания семьи в Финляндии произошло внешне малоприметное, но очень важное событие. Постепенно Николай Константинович и Елена Ивановна прочувствовали и убедились в том, что существует незримая связь между их семьей и Великими Гималайскими Учителями (Махатмами). Они научились улавливать и понимать мысли, которые им посылал Великий Учитель и ясно осознали ту сложную задачу, которую им предстоит решать в этой жизни.

Е.И. Рерих.
1915-1916 гг.

В 1920 году семья переезжает в Лондон. Здесь проходят выставки картин Н.К.Рериха, знакомство семьи с известными писателями и деятелями культуры. Здесь же произошла встреча с приехавшим в Англию великим индийским поэтом Рабиндранатом Тагором. С первой встречи Рерих и Тагор прониклись взаимной симпатией, их дружба и переписка продолжалась до конца жизни.

Здесь же в Лондоне случилось событие огромной важности. Произошла встреча Е.И. Рерих с двумя Махатмами, которые в своих физических телах посетили Лондон в составе индийской делегации. О значении этого события нетрудно догадаться, ведь именно во время пребывания в Лондоне Великих Учителей — 24 марта 1920 года — были записаны первые строки нового Учения, имеющего исключительное значение для судьбы нашей планеты и всего человечества. Учение имеет два названия: “Агни Йога” и “Живая Этика”.

ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ

Рерихи всей душой стремились в Индию. В Лондоне они даже купили билеты на пароход. Но поездку пришлось отложить и, по Указанию Великого Учителя, поехать в США. В декабре 1920 года семья приезжает в Нью-Йорк.

В 1921 году в Нью-Йорке открылся Институт Объединенных Искусств, главной целью которого основатели видели в сближении народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение молодых художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей имени Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника (более 300 полотен). Уезжая в 1923 году из США, Рерихи оставили здесь активную, плодотворно работающую группу учеников и сотрудников. Фактически при жизни Рерихов эта группа была главным центром основанного ими духовно-культурного движения. И в наши дни в Нью-Йорке работают две рериховские организации, продолжающие традиции своих предшественников: Музей им. Н.К.Рериха и Общество Агни-Йоги.

В Америке Елена Ивановна приступает к регулярным записям своих бесед с духовными учителями Востока.

Первоначально эти записи преимущественно носили характер личных указаний, касавшихся самих членов семьи; в них давались советы и наставления, которые необходимо было усвоить, вступая на нелегкий путь самосовершенствования и духовного развития. Дальнейшие книги Учения Живой Этики носили уже более общий, глобальный характер, затрагивая вопросы духовной эволюции человечества в целом. Их появление имело прямое отношение к тем процессам, что происходили в науке, культуре, политической и духовной жизни XX столетия.

Во время пребывания в Англии и Америке дети напряженно учатся. Святослав изучает архитектуру и живопись. Юрий тщательно и целенаправленно готовится к путешествию с отцом по Центральной Азии. Для этого он изучает языки и историю народов Востока, изучает военное дело.

Юрий Николаевич учился сначала в Лондонском университете, затем в Гарвардском университете США, заканчивал образование уже в Париже, в Сорбонском университете. К моменту начала поездки в Индию в 1923 году, когда ему шел всего двадцать первый год, он уже свободно владел двенадцатью языками, мог хорошо объясняться еще на десяти языках и был достаточно известным в Европе ученым.

ЗДРАВСТВУЙ, ИНДИЯ!

8 мая 1923 года Рерихи отбывают из Америки. 16 мая они приезжают в Париж, где заканчивал учебу Юрий Николаевич, а 17 ноября 1923 года на пароходе отплывают в Индию. То, о чем мечталось долгие годы, стало реальностью. 2 декабря пароход, на котором плыли Рерихи, прибыл в Бомбей. Началась их поездка по Индии, знакомство с ее народом, изучение древней культуры этой замечательной страны.

За месяц Рерихи проделывают путь в 3000 километров, посещают города Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и в конце декабря прибывают в штат Сикким, в город Дарджилинг. В Дарджилинге Николай Константинович пробыл до сентября 1924 года, а семья задержалась там еще дольше. Почему?

Только из воспоминаний Юрия Николаевича выплыли удивительные подробности, относящиеся к этому этапу путешествия. Оказалось, что английские власти, которые безраздельно хозяйничали в Индии и Тибете, всеми силами препятствовали поездке туда Рерихов. За их перемещением велась тщательная слежка. Несмотря на эти препятствия, уже вскоре после прибытия Рерихов в Дарджилинг в одном из храмов произошла встреча Николая Константиновича с одним из Махатм и сопровождающим его Учеником. Из воспоминаний Юрия Николаевича также стало известно, что несколько позже Рерихам удалось усыпить бдительность англичан и втроем ненадолго проникнуть из Дарджилинга в столицу Тибета Лхассу, А уже оттуда Николай Константинович и Елена Ивановна по приглашению Махатм посетили самое священное и заповеданное место на нашей планете — Шамбалу. Там они общались с Великими Гималайскими Махатмами и получили их Благословение и Наставления на дальнейший путь и предстоящее путешествие по Центральной Азии. Именно этот факт дает возможность понять дальнейшие действия Николая Константиновича.

В сентябре 1924 года Н.К. Рерих, оставив семью в Дарджилинге, направляется в Америку и Европу. В Америке он получает официальное разрешение вести экспедицию под американским флагом. Затем он едет в Берлин и посещает посольство Советской России, где запрашивает официальную визу на въезд в Москву. В этом официальном запросе, отвечая на вопрос о цели поездки, он пишет — для выполнения поручения Махатм. После этого Рерих возвращается в Индию, посетив по пути Индонезию и Цейлон. Весной 1925 года вся семья снова собирается в Дарджилинге.

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В марте 1925 года Рерихи переезжают в столицу Кашмира Шринагар. Именно отсюда начинается знаменитая экспедиция Н.К.Рериха по Центральной Азии. По мере продвижения состав экспедиции постоянно менялся. Неизменными участниками, прошедшими весь маршрут, были три человека — Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи.

С.Н. Рерих.
1930-е.

Здесь нужно сказать несколько слов о младшем сыне Рерихов. Святослав Николаевич был вместе с семьей в Индии до начала экспедиции. Он участвовал в коротких научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану и Непалу, изучал и коллекционировал предметы искусства народов Востока, изучал местную медицину, применение лекарственных растений. Когда Рерихи со старшим сыном двинулись в экспедицию по Центральной Азии, Святослав Николаевич по поручению отца возвращается в Америку, чтобы продолжить начатое Николаем Константиновичем культурное строительство. Пробыл он в Америке до весны 1928 года, то есть до окончания экспедиции, и затем вернулся в Индию.

За два года пребывания в Америке Святослав Николаевич проделал огромную работу. Достаточно сказать, что в это время он был вице-президентом Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке и директором Международного центра "Corona Mundi". Под его руководством проводились международные выставки и конкурсы, налаживались связи между музеями Америки, Европы и Азии. В эти же годы Святослав Николаевич много рисует; именно в эти годы идет быстрый расцвет его таланта художника. Но вернемся к участникам экспедиции.

Таких грандиозных научных экспедиций по Центральной Азии не было за всю историю человечества. Великие русские путешественники и исследователи Азии — Пржевальский и Козлов — мечтали пересечь Центральную Азию с севера на юг, но их мечта осталась неосуществленной. Рерихи сделали это дважды — они прошли все Тибетское нагорье с юга на север в его западной части, и с севера на юг в восточной.

Е.И. Рерих и
Н.К. Рерих.
1927-1928 гг.

Путешественников на каждом шагу подстерегали опасности: глубокие пропасти, скользкие ледники, крутые тропы, неприступные скалы; в зарослях таились тигры, леопарды, медведи. Постоянно чинили преграды английские колониальные власти. Случались и вооруженные нападения бродячих разбойничьих банд. За оборону экспедиции отвечал Юрий Николаевич. В детстве он очень увлекался военными играми, позднее серьезно изучал военное дело, имел высшее военное образование, поэтому блестяще справился с поставленной задачей.

Рерихи сами прошли эти опасности — испытали холод, голод, беспощадные вихри. Ни один художник в этих труднодоступньк местах никогда не был. Николай Константинович написал в экспедиции около 500 картин и этюдов. О правдивости необычных красок Рериха с большим увлечением рассказывают альпинисты, сами побывавшие в этих местах. Не случайно уже после того, как завершился земной путь Н.К. Рериха, Великий Учитель сказал о нем: “Никогда не было и больше не будет такого певца священных гор”.

Экспедиция длилась пять лет. Был пройден путь в 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов и несчетное количество бурных горных потоков и рек. Во время экспедиции собирались и изучались древние буддийские книги, образцы тибетской живописи, археологические, ботанические и геологические коллекции, записывались местные легенды и предания. Собранные экспедицией материалы до сих пор представляют огромную научную ценность.

В МОСКВЕ

К маю 1926 года была пройдена первая половина маршрута, экспедиция перешла границу Советской России и 13 июня Рерихи прибыли в Москву. В Москве Николай Константинович встретился с представителями Советского правительства Чичериным и Луначарским и вручил им послание Махатм и ларец со священной гималайской землей, на котором была сделана надпись: “На могилу брата нашего Махатмы Ленина”. Само Послание до сих пор хранится в архиве министерства иностранных дел, текст его много раз публиковался в книгах и журналах.

В Москве Николай Константинович действовал, именно, как посланник Шамбалы. Он встречался не только с членами Правительства, но и с представителями широкой общественности, была даже встреча с работниками грозной в те годы ВЧК (спецслужба Советской России). И даже там говорилось о Шамбале, о Махатмах и о будущем переустройстве Мира. Эти встречи вызывали огромный интерес людей, Рериху задавались многочисленные вопросы.

Нетрудно догадаться, что такая деятельность Рерихов нравилась далеко не всем. Политическая обстановка в России в те годы была очень сложная. Великий Учитель предупреждал Рерихов, что в Москве они будут подвергаться большой опасности; так оно и было. Позже, когда экспедиция уже была в Монголии, из Москвы пришло указание задержать Рерихов, о чем они были своевременно предупреждены сочувствующим лицом и, срочно покинув Монголию, пересекли границу Тибета.

ГОРНЫЙ АЛТАЙ И МОНГОЛИЯ

В Москве Николай Константинович добился разрешения исследовать Горный Алтай, который его очень интересовал. Вместе с Рерихами на Алтай поехали и их американские друзья. В августе 1926 года Рерихи достигли Алтая. Благодаря дневнику Зинаиды Григорьевны Фосдик мы теперь знаем многие подробности этой части маршрута экспедиции.

Вот очень примечательный случай, записанный ею, а таких было немало. Путешественники ехали на телеге, которую везла лошадь. На одном из опасных участков дороги Елена Ивановна вдруг услышала голос Великого Учителя: “Сын мой, держись левой стороны!” В это время Морис, который сидел с правой стороны, упал с телеги, к счастью без вреда для себя.

Из этих же записей мы знаем, что именно на Алтае Елена Ивановна записывала и редактировала третью книгу Учения “Община”, которая была напечатана в столице Монголии Урге (ныне Улан-Батор). Одновременно была записана и издана книга “Основы буддизма”, трактующая фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы и Нирвана, а также и его глубочайшую нравственную сторону, опровергая основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.

Ю.Н. Рерих и Н.К. Рерих.
1925-1928 гг.

К началу сентября исследования на Алтае были завершены и Рерихи направились в Монголию. Прибыв в Ургу они приступили к интенсивной подготовке ко второму, очень трудному переходу через Тибетское нагорье, на этот раз с севера на юг, в Индию. В Урге Рерихи простились со своими американскими друзьями, которые возвращались в Америку, а к экспедиции присоединились новые люди.

Как и везде по маршруту экспедиции, в Монголии были встречи и беседы с простыми людьми, а в Урге состоялась также встреча с представителями Монгольского правительства. 13 апреля 1927 года экспедиция выехала из Урги в направлении Тибета.

ИЗ МОНГОЛИИ В ИНДИЮ

Во время перехода этой части маршрута самый подробный и обстоятельный дневник вел врач экспедиции — доктор Рябинин. В 1992 году этот дневник был обнаружен в Кулу (Индия) в помещении института “Урусвати” и в 1997 году был издан. Благодаря записям доктора Рябинина, мы теперь до мельчайших подробностей знаем все этапы этого перехода, во время которого была предпринята сознательная попытка погубить экспедицию.

Рерихи рассчитывали за лето и осень пересечь нагорье, посетить столицу Тибета Лхасу и оттуда проследовать в исходную точку маршрута — Дарджилинг. Вначале все шло относительно благополучно. Большая часть маршрута была пройдена успешно. Когда до Лхасы оставалось несколько дней пути, несмотря на то, что все необходимые документы были оформлены, караван был остановлен тибетским погранпостом. Это было сделано, как выяснилось впоследствии, по приказу англичан. Никакие письма и телеграммы, посылаемые Рерихом во все части света, не доходили: их без объяснения возвращали назад. На долгих пять зимних месяцев экспедиция оказалась отрезанной от всего цивилизованного мира.

Пустынное горное плато со всех сторон продували лютые ветры. Сильные снегопады лишили животных корма. Кончалось продовольствие, негде было взять топлива. Особенно изнурял холод. Температура ночью опускалась до семидесяти градусов мороза, а люди жили в летних не утепленных палатках. За время этой стоянки погибли почти все животные каравана, не выдержав испытаний, умерло пять человек. Благодаря огромному мужеству и необыкновенной стойкости духа самих Рерихов, а также благодаря помощи Великого Учителя Рерихи не только сами выдержали это суровое испытание, но своей силой духа мощно поддержали других участников экспедиции.

Только 4 марта 1928 года экспедиции было разрешено наконец покинуть стоянку. Для дальнейшего продвижения пришлось снова покупать вьючных животных и заново формировать караван. Однако экспедицию так и не пропустили в Лхасу, а предложили обходной маршрут по безлюдной местности. Но и здесь Рерихи не остались без помощи. Когда экспедиция подошла к долине реки Брахмапутры, ночью пришел указ Учителя. На следующий день руководство караваном принял Юрий Николаевич, а Елена Ивановна и Николай Константинович вдвоем налегке покинули караван и ушли в только им известном направлении, их путь лежал в Шамбалу, где их уже ждали.

28 мая 1928 года экспедиция прибыла в Дарджилинг, откуда в марте 1925 года Рерихи начали это небывалое в истории путешествие. К этому времени, полностью и успешно выполнив поручение отца, в Дарджилинг приехал Святослав Николаевич. Семья Рерихов вновь собралась вместе.

РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ

Бесценные научные материалы, собранные экспедицией, нуждались в систематизации и изучении. Рерихи поселяются на севере Индии, в Западных Гималаях, в очень живописной долине Кулу. Там они создают научно-исследовательский институт. В честь сокровенного имени Елены Ивановны он был назван “Урусвати” (“Свет утренней звезды”). Директором института стал Юрий Николаевич.

Институт вел обширные и разносторонние исследования: переводились на европейские языки редчайшие древние книги, изучались полузабытые наречия и древнее искусство народов Азии; тибетская медицина, применение лекарственных растений, лечение рака, изучение космических лучей, археологические раскопки, сбор ботанических и зоологических коллекций — таков неполный перечень работ, которые велись в “Урусвати”.

Институт поддерживал связи со многими научными учреждениями всего мира. По плану работы института в 1934 - 35 годах Николай Константинович и Юрий Николаевич организовали еще одну экспедицию в Манчжурию и Китай. Институт успешно работал до начала второй мировой войны. Война разрушила все международные связи, и институт пришлось законсервировать.

Н.К.Рерих с сыновьями Юрием
и Святославом в Кулу. 1933 г.

Семья находилась в Кулу до 1948 года, тремя годами раньше покинул Кулу Святослав Николаевич. После женитьбы на известной деятельнице индийской культуры Девике Рани он с женой поселяется в пригороде индийского города Бангалора.

Все Рерихи очень любили Индию — она стала их второй Родиной, и эта любовь была взаимной. С огромным уважением к этой семье относился народ Индии. Н.К.Рериха в Индии называли Маха Риши (Великий Святой).

Однако, и Николай Константинович, и Елена Ивановна очень мечтали о возвращении на родину в Россию, разлука с которой продолжалась более четверти века. Но для этого нужно было дождаться, когда в Советском Союзе создадутся благоприятные условия. Так и не дождавшись переезда на родину, 13 декабря 1947 года, в возрасте 73 лет, уходит из жизни Николай Константинович Рерих.

Николай Константинович оставил после себя огромное наследие — около 7000 картин во многих музеях мира, более 30 книг, не считая многочисленных статей об искусстве, культуре, науке и философии. Он выдвинул идею и всю жизнь боролся за принятие международного договора о защите культурных ценностей во время военных действий и предложил для этого специальный символ: три сферы внутри круга. Такой международный договор в конце концов был заключен и получил название “Пакта Рериха”, а символ стал называться “Знамя Мира”. И еще, общаясь с Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися людьми и государственными лидерами Индии, Николай Константинович заложил прочный фундамент дружбы между Россией и новой независимой Индией.

КАЛИМПОНГ

В 1949 году Елена Ивановна и Юрий Николаевич переезжают жить в Калимпонг, который находится в Индии, в Восточных Гималаях. Они поселяются в небольшом домике; из его окон открывается прекрасный вид на пятиглавую вершину Канченджунги - священной горы, которую предание связывает с Шамбалой.

Е.И. Рерих

В Калимпонге Елена Ивановна много и напряженно работает. К тому времени уже были изданы 14 книг Агни Йоги, теперь она пишет продолжение. Кроме этого, она ведет активную переписку с многочисленными корреспондентами из разных стран мира, отвечая, в основном на вопросы касающиеся Учения. Тома ее писем — громадная, неоценимая помощь тем, кто изучает и еще будет изучать Агни Йогу.

Благодаря Елене Ивановне русскоязычный читатель получил возможность ознакомиться с основным трудом другой нашей великой соотечественницы, основательницы Теософского общества, Елены Петровны Блаватской (1831-1991) – "Тайной Доктриной", а также избранными письмами Махатм, которые имели непосредственное отношение к истории становления теософского движения.

С 1933 года Елена Ивановна ведет раздел "Свободная трибуна" в журнале "Оккультизм и Йога" - печатном органе русских эмигрантов, интересующихся теософией и эзотерикой, - издававшемся сначала в Югославии, а затем в Парагвае.

Так ни на минуту не прекращая своего гигантского труда, 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих уходит из жизни. Шел ей в то время семьдесят четвертый год.

Несмотря на то что последние восемь лет Елена Ивановна вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь, к месту кремации носилки с ее телом сопровождало огромное количество людей: индийцев, тибетцев, гуркхов. Их никто не извещал о церемонии, и никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то таинственному внутреннему зову, они пришли проводить в последний путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали. На месте ее кремации была поставлена красивая белоснежная ступа, а рядом, на некогда пустынном месте, сейчас возвышается красивый буддийский храм.

В РОССИИ

После ухода Елены Ивановны Юрий Николаевич продолжает жить в Калимпонге. Он ведет научную работу, преподает в Калимпонгском университете. Через два года он получает разрешение переехать на Родину и осенью 1957 года переезжает в Москву. К этому времени Юрий Николаевич был всемирно признанным ученым-востоковедом, членом научных обществ многих стран мира. В Москве он работает заведующим сектором в институте Востоковедения, где, практически с нуля, возрождает советскую школу тибетологии: пишет научные труды, выступает с лекциями, работает над завершением труда своей жизни — большого по объему тибетско-санскритско-русско-английского словаря. Но самое главное — он вернул России Рерихов и “Живую Этику”.

До приезда Юрия Николаевича в Советском Союзе почти ничего не было известно об их семье. В политических кругах Н.К. Рериха считали эмигрантом, и многие годы сознательно умалчивали о нем. Лишь очень немногие люди слышали, что где-то в Индии живет такой русский художник. Юрий Николаевич привез с собой и передал в дар Родине 418 произведений своего отца. Через семь месяцев после приезда в Москве состоялась первая выставка, организации которой Юрий Николаевич отдал много сил. Затем были выставки в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Сам Юрий Николаевич прочел большое количество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, мировоззрении. Интерес к выставкам был огромный — их посещали десятки тысяч людей.

Постепенно интерес людей от личности художника естественным образом смещался к его философии и к “Живой Этике”. Поскольку книги Учения все еще были запрещенными, их стали отыскивать и разными способами копировать, в основном с экземпляров, изданных в тридцатые годы в Риге, которые с большой опасностью для себя сохранили рериховцы старшего поколения.

Ю.Н. Рерих. 1958-1960 гг.

Очень нелегко было Юрию Николаевичу в Москве. Приходилось жить и работать в атмосфере непонимания, подозрительности, а зачастую и враждебности со стороны разных чиновников и администраторов, под пристальным вниманием идеологических служб. Постоянно приходилось преодолевать различные преграды, громоздившиеся одна на другую. Но зато многие простые русские люди относились к нему с большой любовью и теплом, тянулись к нему, как к источнику Света и Знания.

11 мая 1960 года в Москве должна была открыться персональная выставка картин С.Н. Рериха. Большую работу для ее организации проделал Юрий Николаевич. На открытие выставки в Москву приехали Святослав Николаевич и Девика Рани. Выставка была в разгаре, шли встречи и беседы с приезжающими из разных городов друзьями, часто встречались и на квартире у Юрия Николаевича. И вдруг, неожиданно для всех, 20 мая он почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался. Он ушел внезапно, в полном расцвете творческих сил на пятьдесят восьмом году жизни. Незадолго до своего ухода Юрий Николаевич как-то сказал, что поставленную перед ним на Родине задачу он полностью выполнил.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ

Зерна, посеянные Юрием Николаевичем на Родине, постепенно давали свои, пока что невидимые всходы. Книги Агни Йоги еще были под запретом, но все же постепенно распространялись в рукописях и копиях. Бурный рост посеянного начался с середины восьмидесятых годов. Сначала появились публикации в журналах, затем стали выходить книги о семье Рерихов, а с 1990 стали издаваться книги “Живой Этики”, литературные труды Николая Константиновича и Письма Елены Ивановны. Интерес к семье Рерихов и их духовному наследию стал нарастать как снежная лавина. Вскоре стали возможны поездки за границу, и в Индию протянулась нить живой связи с последним членом великой семьи Рерихов. В Бангалоре у С.Н. Рериха стали бывать гости из России.

После ухода брата Святослав Николаевич с неиссякаемой энергией продолжает свою творческую и общественную работу, совершенствует свое мастерство художника. Как художник, Святослав Николаевич работает в разных жанрах, но, пожалуй, самого большого искусства он достиг как портретист. Среди его лучших работ — несколько портретов отца, написанный в Кулу портрет Джавахарлала Неру и два замечательных портрета Елены Ивановны, один из которых написан по заданию Великого Учителя.

С.Н. Рерих
и Девика Рани,
январь 1975 г.

Свою общественную деятельность Святослав Николаевич направляет на укрепление дружбы и сотрудничества между разными странами и народами, особенно между Россией и Индией. Он неоднократно приезжал в Советский Союз, и каждый раз его приезд собирал в Москву людей из многих городов России. Летом 1989 года он предложил создать в Москве центр-музей Н.К. Рериха и общественный Фонд имени Рериха. В следующем году, когда его предложение было принято, Святослав Николаевич, по завету отца, передал в Россию оставшиеся картины и весь архив семьи, включая уникальные и бесценные рукописи своей матери.

В 80-е годы Святослав Николаевич организует Центр искусств в Бангалоре. Центр включает школу изобразительного искусства, музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и художественную галерею Н.К.Рериха. Все это создавалось для детей и молодежи с использованием новых педагогических принципов: воспитания искусством, образами Красоты.

Незадолго до своего ухода он создал в Индии Международный Трест Рерихов, который, по его замыслу, должен позаботиться о том, чтобы принадлежащие семье усадьба и здания института “Урусвати” в Кулу, а также усадьба Святослава Николаевича в Бангалоре и его личное наследие были использованы на благо всего человечества. Он мечтал о возобновлении работы института “Урусвати”, куда могли бы приезжать работать ученые со всего мира, вел об этом переговоры с правительствами Болгарии, Индии и России.

Святослав Николаевич — последний из семьи Рерихов — ушел 30 января 1993 года на восемьдесят девятом году жизни; вскоре после него покинула этот мир и его супруга — Девика Рани. Его завет был: “Будем всегда стремиться к прекрасному”.

НАСЛЕДИЕ

Все, что хотели передать людям Великие Учителя, они передали через Рерихов и их ближайших учеников. Один из них - Борис Николаевич Абрамов - до своего ухода в 1972 году поддерживал постоянную связь с Великим Учителем и находящимися в Надземном Мире Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Записи его бесед с ними опубликованы в серии книг “Грани Агни Йоги”. Следует отметить, что далеко не все из рукописного наследия Елены Ивановны увидело свет. Человечество еще не готово принять всю полученную ею информацию и нуждается прежде всего в усвоении и применении в жизни тех основ, которые даны в книгах Агни Йоги.

О чем же написано в Учении Живой Этики?

Многие выдающиеся ученые и философы ХХ века (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э. Циолковский) уже предчувствовали грядущие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень.

С другой стороны, исторические события недавнего века красноречиво свидетельствовали о том, что впервые за всю историю Земли перед людьми ставился выбор - или перед ними открывались невиданные доселе горизонты развития и совершенствования, обусловленные принятием нравственно-этических законов как основополагающих в любой сфере человеческой деятельности, или же разъединение, погружение в хаос бездуховности и взаимоуничтожения, и как следствие - гибель самой планеты. Чтобы избежать подобного духовного и физического разрушения, человеку необходимо было, в первую очередь, изменить свое мышление, образ жизни, подход ко всем существующим проблемам. Новое Учение, каковым явилась Живая Этика, помогало осмыслить и осознать все эти изменения.

Название Учения говорит само за себя - все книги Живой Этики обращены прежде всего к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с Космическими законами, они открывают беспредельные возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

Помимо нашего плотного физического мира, Живая Этика рассматривает миры иного состояния материи - Мир Тонкий и Мир Огненный (мир духотворчества), которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Каждый человек, независимо от того, осознает он это или нет, постоянно соприкасается с этими мирами, и это влияние необходимо учитывать при подходе к любому событию земной жизни. Сознательное принятие связи между мирами является одним из условий нашего дальнейшего эволюционного продвижения. По мнению создателей Живой Этики, решающее слово в этом вопросе остается за наукой, которая с ее беспристрастным подходом, знанием и опытом, способна по-новому осветить многие вопросы мироздания, обратившись к изучению тонких энергий и иных состояний материи.

Рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика особое внимание уделяет развитию культуры мышления, поскольку мысль - это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Человек самым прямым образом ответственен за качество своего мышления, считают Учителя, ведь от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.

Очень много говорится в книгах Учения и о наступлении новой космической эры в жизни нашей планеты. Космические условия приближают к планете новые, огненные энергии высокого потенциала, утверждает Живая Этика, и только от духовно-нравственного состояния человечества зависит, насколько успешно пройдет их ассимиляция.

Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, Живая Этика представляет собой стройную философскую систему, не отвергающую великие традиции прошлого.

Книги Живой Этики стали издаваться с 1924 года на разных языках, для многих они стали настольными. Можно прогнозировать их исключительную долговечность. Такими же "долгожителями" являются и полотна Николая Константиновича Рериха, воплотившие идеи Учения. В них оживают древние восточные легенды, рождаются образы Великих Мудрецов, подвижников и святых. Язык живописи, стирающий границы между материальным и духовным, уникально отображает Великие Законы Космоса, существование миров иных состояний материи, иных измерений, и их взаимодействие с нашим плотным миром. Уникальность его полотен вызвана также их особой энергетикой. Так, сегодня, когда многочисленные выставки картин разворачиваются во многих городах мира, сотни людей подтверждают благотворное воздействие живописи Рериха, вплоть до излечения от разнообразных болезней.

Рерих С.Н.
Портрет Е.И.Рерих

Рудзите И.
Портрет Юрия Рериха

Рерих С.Н.
Портрет Н.К.Рериха

Рерих С.Н.
Автопортрет

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баныкин Н.П. Семья Рерихов.
  2. Рерих Е.И. На пороге нового мира.
  3. Рерих Е.И. Письма.
  4. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи.

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика