О ЕДИНСТВЕ ВСЕГО СУЩЕГО

Единство в многообразии есть основное свойство окружающего нас мира. ( Грани Агни Йоги 1972г. Т.13 )


Существует только Единая Вселенная. Другой Вселенной нет, никогда не было и никогда не может быть. Все, что существует во Вселенной, есть часть Единой Вселенной. Многие тысячи наблюдаемых миров и многие миллионы ненаблюдаемых составляют Единую, беспредельную Вселенную, которая ни начала, ни конца не имеет. [1]

Во Вселенной существует только Единый первичный Элемент, то есть Единая Материя, из которой состоит как сама Вселенная, так и все формы видимого и невидимого проявленного мира. Весь непроявленный мир состоит из той же Единой Материи, причем отношение проявленного мира к непроявленному такое же, как между каплей воды и океаном.

"Этот Единый Элемент является, говоря метафизически, единым Substratum, или неизменной причиной всех проявлений в феноменальном мире. Все известные людям виды материи, как то: земля, вода, воздух, огонь, эфир - суть лишь дифференцированные виды Единого Элемента" [2].

Существует только одна Сила, кроющаяся и проявляющаяся во всех силах Вселенной. Всякая сила, где бы и в чем бы она ни проявлялась, есть часть Единой Силы. Легкое дуновение ветра, едва колеблющего листья на деревьях, и катаклизмы, разрушающие миры, планеты и материки, есть проявление одной и той же Единицы Силы.

Но сила может проявить себя лишь в действии и движении. Нельзя судить о силе, которая ничем себя не проявляет. Манифестация силы есть манифестация действия и движения. Движение небесных сил и движение лепестка раскрывающейся розы — проявление той же Единой Силы.

На каждом из планов бытия действует соответствующая этому плану сила: на физическом — физическая, на астральном, ментальном, духовном - соответствующие. Всякая проявляемая человеком сила, физическая или психическая, есть проявление все той же Единой Силы.

Предоставленная себе самой и не руководимая разумом сила всегда готова как к хорошему, так и к плохому применению и может направиться в любую сторону: как созидания, так и разрушения. Поэтому действие силы низшего порядка направляется и подчиняется действию силы высшего порядка, которая есть разум, то есть высшее проявление той же Единой Силы.

Если Единая Сила движет всем, что движется, то направляет это движение и руководит им Единый Разум. Сила, не руководимая Разумом, могла бы Мир разрушить, но Мир не только не разрушается, но развивается и эволюционирует. Те же частичные разрушительные процессы, которые во Вселенной происходят, есть неизбежная необходимость выбросить из общего хода эволюции то, что отжило, отстало и является препятствием дальнейшему развитию. Но сила, необходимая для разрушения, направляется тем же Единым Разумом, который направляет ее и на творчество, основанное на поиске наиболее эффективных сочетаний энергий, созидании из них самых лучших комбинаций.

"Существует в Космосе закон, который предусматривает все лучшие комбинации. …на всех планах этот закон действует и в духе, и в материи. Основание созидания утверждено на явлении лучших возможностей, и творчество духа идет этим же мощным законом. Потому, когда творчество Космоса напрягается различными факторами, нужно понять, что главный импульс дается Высшим Разумом" [3].

Все, что существует в Космосе, имеет свое назначение, выполняет положенную в общем ходе эволюции роль, принимая таким образом участие в общем строительстве Космоса. Поэтому Единый Разум наделил частью своего разума все существующее в меру развития и надобности каждого творения Космоса и в зависимости от той роли и той задачи, которую данное творение должно выполнять. Можно сказать, что совокупность всех разумов составляет тот коллективный Единый Разум, Которым, по словам апостола Павла, “мы живем, движемся и существуем”.

Неверно думать, что лишь венец творения - человек - обладает разумом, им обладает все существующее. Если, как сказано, “можно утверждать наличие мысли камня” [4], то способностью мыслить, или разумом, обладают и минералы, болезненно реагирующие на некоторые кислоты и неприемлемые соединения, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов, и цветок, раскрывающий свои лепестки лишь при свете солнца, и зерно, растущее лишь кверху.

Хотя людям известен химический состав зерна и они могут создать его искусственным образом, но из искусственного зерна никакого растения произрасти не может, ибо в нем будет отсутствовать то высшее начало, которое Единым Разумом вложено в естественное зерно как жизненный импульс, что и заставляет его в определенное время при определенных условиях давать жизнь определенному растению.

Совокупность условий материи, движения и разума создает то, что мы называем жизнью. Хотя для явления жизни достаточно материи и движения, но инертная материя и неорганизованное разумом движение куда привели бы? Кто может это сказать?

Между тем целесообразность, гармоничность и закономерность мироздания, красота, величие и беспредельность Вселенной говорят о беспредельной силе и беспредельной мудрости Единого Разума, создавшего из первоначального единства бесконечное разнообразие и множество и сохранившего в бесконечном разнообразии первоначальное единство.

"Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. …Каждое зерно духа принадлежит космическому Единству, в котором заключено все космическое творчество. … Непреложен закон Единства во всем своем разнообразии" [3].




Все во всем - вот основная идея Единства Космоса и Единства жизни. Благодаря пребыванию всего во всем, в Космосе нет ничего ни великого, ни малого, ибо самое малое так же велико, как самое великое, потому что как в малом, так и в великом существует одно и то же Все, Которое становится всем, не переставая быть Собою.

Клетка минерала, растения, животного и человека состоит из атомов, а каждый атом есть микроскопическая вселенная с солнцем — ядром и вращающимися вокруг него планетами — электронами. В семени всякого растения содержится не только будущее дерево с его стволом, ветками, листьями и плодами или будущий цветок с его цветами и ароматом, но и возможность воспроизведения неограниченного количества таких же деревьев и таких же цветов.

Единство в многообразии и многообразие в единстве можно наблюдать не только в перечисленных примерах, но в явлениях природы и вообще во всех явлениях жизни.

Одно и то же явление в каждый последующий момент отличается от того же явления, бывшего в предыдущий момент, и хотя природа этих явлений одна и та же, но внутреннее содержание их – иное. Столетия и тысячелетия складываются из дней и часов, но ни один день и ни один час не похож на бывший и не будет похож на будущий. Листья на одном дереве, несмотря на их кажущееся однообразие, все отличаются один от другого, и хотя каждый человек имеет лицо, но нет двух лиц, похожих друг на друга. Многообразие видимых форм и видимых явлений есть результат коренного Единства, и лишь из основного Единства могло возникнуть бесконечное разнообразие и богатство проявлений Единой Жизни.

"На Единстве зиждется все утвержденное Бытие. Орудующий закон настолько мощен, что созидание космическое держится на этом принципе. Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу. Этот великий закон есть Венец Космоса" [3].

Из основной идеи Единства Всего Сущего и нахождения Всего во всем вытекает, что по части мы можем судить о целом, ибо часть подобна целому и обладает всеми свойствами его. Чтобы исследовать воду какого-нибудь источника, нет надобности производить исследование всей воды, выходящей из источника, - одной капли будет достаточно.

Как капля воды говорит о сущности всей воды источника, как искра, отделившаяся от пламени, будучи по природе своей однородна с пламенем, способная сама превратиться в пламя, если упадет в горючий материал, - так всякая жизнь, обитающая в любой из существующих форм, будучи по природе своей однородна с Единой Жизнью, обладает возможностью достигнуть самых высоких вершин проявления Единой Жизни.

Космос никому и ничему не отказывает в своем величайшем даре — в жизни. Все, что существует в Космосе, все живет. Мертвого и безжизненного в Космосе нет ничего. Как воздух облекает все находящееся в воздухе, как вода напитывает собой все находящееся в воде, так Единая Жизнь облекает и напитывает собою все находящееся во Вселенной.

Форма, созданная природой или рукой человека, без жизни немыслима. Кажущееся отсутствие жизни в камне или минерале есть результат несовершенства наших органов восприятия, не могущих заметить присутствие жизни в более грубых соединениях материи, но познавший Единство Всего Сущего, познавший Единство жизни может "в скале признать своего брата" [5].




Чтобы понять, каким образом из Единой Материи Единый Разум создает бесконечное множество разнообразных проявлений Единой Жизни, необходимо знать, что достигается это разностью вибрации, или колебаний, различных видов материи. Чем тоньше материя, тем большее число вибраций она производит, а так как в беспредельной Вселенной нет предела ничему, то нет предела делимости материи и нет предела различным вибрациям, производимым различными видами одной и той же Единой Материи, в различных формах Единой Жизни, от самых грубейших до самых тончайших.

Эти вибрации материи в каждой форме проявленного Бытия и в каждом явлении природы есть тот жизненный импульс, которым проявляется жизнь. С прекращением вибрации в какой-нибудь форме прекращается жизнь, и материя, составляющая данную форму, распадается, иначе говоря, наступает то, что люди называют смертью.

Вся эволюция жизни, или переход низших форм жизни в высшие, основана на этом принципе. Известные науке переходы одной энергии в другую, например, теплоты в свет или звука в цвет — основаны на разности вибраций.

Но действие развивающейся жизни, или вечное движение вперед, кроме разности вибраций, требует двух условий: импульса изнутри и толчков извне. Внутренний импульс для эволюции или вечного движения вперед заложен в каждом зерне жизни при отделении ее от Единой Жизни, а импульс для толчков извне внешним силам природы дается на определенный, в несколько миллионов лет, период времени, в течение которого происходит подъем жизни на высшую ступень сознания.

Таким образом, сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации и воспринимать из всевозможных, исходящих из Единого Источника вибраций все более и более высокие и тонкие, соответствующие стремлениям данной жизни в данную эпоху.

Чем грубее составляющая форму материя, тем менее ощутимо в ней биение пульса Единой Жизни, тем медленнее ее вибрации и тем более грубых толчков извне требует она для своего дальнейшего развития. Развитие жизни минералов происходило в ту отдаленную эпоху, когда совершалось образование земной коры со всеми катаклизмами горообразовательных процессов, всеми землетрясениями и вулканическими извержениями той эпохи, когда никакого другого проявления жизни физического плана еще не могло быть.

К концу циклического периода бесконечной смены одних форм другими, более и более совершенными, жизненный импульс, данный Творческой Силой, дает росток высшей формы жизни и появляются переходные формы жизни - заканчивается развитие низшего царства природы, и начинается развитие высшего. Тогда Космическая Творческая Сила дает внешним силам природы новый импульс, нужный развитию новых, более совершенных форм жизни, для производства более умеренных и менее грубых толчков извне. Высшие из переходных форм жизни получают дополнительный импульс для развития новой, более совершенной формы жизни, а низшие переходные формы, как неудавшееся творение, уничтожаются.

Так происходит эволюция и переход низшего царства природы в высшее. Такой переход требует бесконечно большого периода времени и бесконечно большого разнообразия форм. Трудно себе представить, сколько превращений форм нужно было для того, чтобы железо превратить в душистую розу или дерево в птицу. Между тем такого превращения Творческая Сила достигает разностью вибраций различных состояний одной и той же Единой Материи.

"Закон Мироздания одинаков, но вибрации его различны, потому так разнообразно мироздание. Познавшие этот закон не могут отнестись ко всему человечеству как к груде однородных камней, которые тоже созвучат на разные вибрации. Должно радоваться этому многообразию, ибо именно оно дает путь к утончению" [6].

Единая жизнь с ее многообразными вибрациями выражается: в минерале - как зародыш существования; в растении - как зародыш чувствования; в животном - как зародыш мысли; в человеке — как зародыш духа.




Переход низшего царства природы в высшее, то есть развитие данного Творческой Силой зародыша в высшую фазу жизни, происходит описанным выше способом до человеческого состояния, но развитие человека происходит несколько иным способом.

Когда развившееся из растительного царства животное царство своим внутренним импульсом, то есть стремлением к восприятию высших вибраций, развило данный ему Творческой Силой зародыш мысли до такого состояния, что мог начать развиваться самостоятельный центр сознания, а внешний импульс толчками извне развил переходные человекообразные формы, то наступила новая фаза развития человека. Благодаря зарождению в нем самостоятельного центра сознания, человек стал воспринимать посылаемые ему Высшими Силами духовные воздействия, мало-помалу у него стала появляться ответственность за свои поступки и дела.

Но долго еще то существо, которое наука называет пещерным и первобытным человеком, казавшееся по форме своей человеком, по своему сознанию оставалось животным. Медленно развивался в нем зародыш духа и вместе с ним человеческое сознание. И все-таки присущий человеку внутренний импульс и толчки извне делали свое дело. Суровые условия жизни и тяжелая борьба за существование с природой и свирепыми животными, от которых он еще так мало отличался, наносили ему удар за ударом, пробуждая его мысль и напрягая его энергию к изысканию способов приспособления к меняющимся условиям жизни, которая развивалась и менялась вместе с ним.

Лишь тогда, когда человек стал развивать свой пятый принцип, свой зародыш духа, став, таким образом, самостоятельным центром сознания, Творящая Сила исполнила свою величайшую задачу, создав из инертной материи самостоятельное мыслящее существо, будущего богочеловека, Свой Образ и Свое Подобие. Этот момент имел в виду Моисей, говоря в Книге Бытия, что, создав человека, “Господь …вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”. Именно дыхание человеческой жизни вошло в человека лишь тогда, когда он стал самостоятельным центром сознания, ибо до того времени он жил не человеческой, но животной жизнью.

Человек есть отражение Вселенной и в противоположность Макрокосмосу, или великой Вселенной, он есть Микрокосмос, или малая Вселенная, - это известно мудрецам человечества уже давно. Уже давно они учили, что ключ к познанию Вселенной находится в человеке. “Познай самого себя”, - говорил Сократ; “Знающий других - умен, знающий себя - мудр”, - говорил Лао-Цзы; “Царствие Божие внутри нас”, - говорил Христос. Так неоднократно уже человечество призывалось к познанию самого себя для приобретения познания мироздания, ибо другого пути для приобретения высшей мудрости и связи своей со Вселенной нет.

"Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной. Истинно, название "человек" означает утверждение творчества" [3].

Поэтому большое заблуждение, приносящее большой вред истине, проповедь христианских проповедников, которые учат, что человек — ничтожество, что он - червь, что он - пылинка. Не пылинка человек и не червь, раз существуют Христос и другие Высокие Сущности, Которые уже достигли богочеловеческого состояния, Которые повелевают силами природы, Которые все были такими же людьми, как мы, и какими мы все станем и должны стать, как Они, ибо для этого мы и существуем, когда, познав себя, достигнем такого же совершенства, какого достигли Они.

“Единосущность в Космосе выражается в утверждении Братьев человечества и всех Владык. Когда говорится об единосущности, то нужно понимать, что каждый Владыка есть часть цепи жизни, которая утверждает течение жизни. …сотрудничество Владык с Космосом так нераздельно, и все направления мышления исходят из этого Источника. Творчество духа непреложно” [3].




Из Единства Космической Жизни вытекает единство жизни нашей планеты. Как для Космоса существует Единый, направляющий жизнь Источник, точно так же для нашей планеты существует такой же, направляющий жизнь нашей планеты Единый Источник, ибо часть подобна Целому и обладает всеми свойствами Его.

Источник Единства жизни на нашей планете служит соединительным звеном между дальними мирами Космоса и нашей планетой, между Космической Жизнью и жизнью на нашей планете. Руководство и все направление мышления, исходя из Единого Космического Источника, через передаточную инстанцию, через наш планетный Единый Источник, доходит до нас, до обитателей земли.

Великое Братство не миф, но действительно существует. Существует на земле с той поры, как на земле существует человечество. Первые Руководители нашего человечества, когда оно находилось еще в младенческом состоянии, прибыли, как сообщает об этом теософия, с соседних планет Венеры и Юпитера, где развитие человечества шло быстрее, но в настоящее время ряды Братства пополняются достигшими совершенства людьми нашей планеты.

Братство является центром, откуда исходит духовное водительство человечеством нашей планеты. Все, что человечество получило и получает в своем умственном, нравственном и духовном развитии - все идет из этого Единого Источника. Вся человеческая мудрость, вся его философия и все его религии имеют началом этот Единый Источник.

Когда на заре человечества нужно было дать младенческому народу первые основы общины и государственности, то один из членов Братства, или подготовленный ученик, воплощался среди такого народа как жрец, как предводитель племени, как мудрый правитель, как пророк, который организовывал и объединял народ и закладывал основы государственности, основы знаний, искусств и религий.

И в дальнейшем развитии, когда нужно было подвинуть сознание человечества на высшую ступень, пробудить его мысль в новом направлении или направить его деятельность по новому руслу, всегда посылался мудрец, философ, законодатель, основатель учения, которые исполняли возложенное на них Братством поручение. Из таких известных в историческое время сотрудников Братства можно упомянуть Сократа, Джордано Бруно, Якоба Бёме и др.

Иногда такие сотрудники Братства открывали школы и общества, которые распространяли среди более подготовленных людей высшее знание и высшую мудрость. Из таких школ, бывших в историческое время, известны Герметическая, Александрийская, Неоплатоническая, Орфическая, Пифагорейская, которые до сих пор питают человечество своей мудростью.

Время от времени Братство посылало и посылает в мир одного из Своих Собратьев, одного из Великих Учителей, каждый из Которых дал человечеству одну из существующих мировых религий. Другого источника, из которого человечество могло бы получить хотя бы каплю мудрости, нет, и нет ни одного Учителя, Который мог бы прийти в мир иным путем, минуя Братство. Иным, самостоятельным, путем к человечеству приходили и приходят лжеучителя и лжепророки.

Единство источника, из которого вышли все мировые религии, подтверждается тем, что главные основы всех мировых религий одни и те же; ни одна из них не противоречит другой, и каждый последующий Учитель, давая более широкое толкование одних и тех же основных истин, продолжал дело своих предшественников, дело просвещения человечества.

"Религаре" дано человечеству в виде религии на развитие общины, на признание существующего Начала, содержащего все принципы Бытия и созидающего все сущности нашего блага" [3].

Мир гибнет из-за разъединения, но препятствием к объединению являются существующие религии. Не только невозможно при существующих условиях объединить, например, христиан с буддистами или магометанами, но само христианство разделилось на несколько непримиримых и враждебных друг другу верований, а эти, в свою очередь, на сотни и тысячи враждебных друг другу сект. Никакого объединения при подобном развитии нетерпимости к верованию другого человека не может быть. Если с таким фанатиком заговорить об объединении, он отвечает: “Да, мы согласны, но приходите к нам, ибо истина только у нас”.

Разъединение человека со всем сущим началом происходит от разъединения его в самом себе, в своей сущности. Когда человек отверг невидимый мир как несуществующий, он разделился сам с собою. В нем перестало функционировать то высшее начало - его шестой принцип, совместное действие которого с другими началами создает цельного человека.

Человек стал половинчатым. Он стал развивать лишь личные начала, свойственные интеллекту, с его обособленностью и стремлением к разъединению. Понятие Единства всего сущего и нераздельности Единой Космической Жизни в нем атрофировалось, ибо бездействовал проводник космического сознания - шестой принцип. Человек заболел космической слепотой, благодаря чему попал в яму, в которой бессильно барахтается до сих пор, не имея сил из нее выбраться.

Лишь излечившись от космической слепоты, человек снова откроет врата для утончения восприятии, для понимания Единства всего сущего, для восприятия явлений невидимого мира. Лишь осознав Единство Жизни и Единство Источника, из Которого все исходит, человек освободится от своих гибельных заблуждений, и бывший враг, которого нужно было обращать в свою веру или истреблять, превратится в брата.

Сформировать новое сознание призвано Новое Учение. Братство так щедро и так богато, что для Нового Мира Оно дает все новое и, первым делом, Новое Учение. Братство не занимается перешиванием старых кафтанов - исправлением искаженных людьми Учений, но дает человечеству прекрасное новое одеяние — Новое Учение.

Единое Мировое Учение может объединить разъединившиеся народы и положить конец вечным и бессмысленным спорам о преимуществе своих богов и своих верований. Оно призвано объединить народы не только на почве религиозной, но и на тех основаниях, которые раньше были неразделимы, а именно: науку, философию и религию, - ибо оно само есть и наука, и философия, и религия.




Подытожим все сказанное ранее. Великое Единство подразумевает существование Единой Вселенной, Единого Первичного Элемента, Единой Силы, Единого Коллективного Разума, Единой Жизни, Единого Человечества, Единого Руководства, Единого Учения Жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клизовский А.И. "Основы миропонимания Новой Эпохи"
  2. Искандер Ханум "Чаша Востока"
  3. Беспредельность (Из книг "Агни Йоги")
  4. Знаки Агни Йоги (Из книг "Агни Йоги")
  5. Иерархия (Из книг "Агни Йоги")
  6. Сердце (Из книг "Агни Йоги")

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика