ЧЕЛОВЕК И МИРОЗДАНИЕ

Сознание человека есть место встречи всех Миров. ( Братство. 1937. §513 )


"Основная ошибка большинства мыслителей современного западного человечества состоит в том, что они считают Дух и Материю элементами разными, друг другу противоположными, между тем как Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента. Дух есть утонченная, или разреженная, Материя, и Материя есть уплотненный, или кристаллизованный, Дух"[1].

Правильно думать, что весь проявленный Космос материален. Все сущее, то есть все имеющее бытие, материально. Свет материален, звук материален, запах материален. Материальна мысль, и материальна та субстанция, из которой поэт творит свои образы. Все, что материально, может быть видимо или слышимо и фиксируемо либо аппаратами, либо внешними или тонкими чувствами человека. Невидимость совсем не означает того, что явления не существует. Невидимы линии магнитных течений, однако простой компас их обнаруживает [2].

Младенческий материализм ограничивал материю теми ее видами, которые были известны науке, ныне же необходимо уже допустить чисто научно, что материя беспредельна в возможностях своего проявления. Подобная безграничность заложена в самой сущности материи, в ее природе, которая состоит в постоянном движении частиц ее составляющих. Движение, то есть энергия, связывает одни элементы с другими, соединяя между собой не только известные нам из таблицы Менделеева, но и более тонкие частицы, составляющие невидимые миры, с более плотными, земными.

"…в системе мироздания и Дух, и Материя, отдельно взятые, не создают ничего, и лишь соединение их, давая жизнь, ведет к творчеству. Вся беспрерывность космического творчества, проявляющаяся в бесконечном разнообразии всевозможных форм жизни, в основе своей очень проста и заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающих разными вибрациями"[1].

Вся Вселенная состоит из духо-материальных объектов, причем каждая из форм "многослойна" - она имеет несколько "копий", связанных энергетически. Приблизительное представление об этом дает набор матрешек, вложенных одна в другую. На самом же деле, "копии" существенно отличаются одна от другой своими свойствами, например плотностью, вибрациями (колебанием частиц, составляющих материальные объекты). Чем плотнее материя, тем движение в ней медленнее - следовательно и вибрации ее ниже. Несмотря на разницу в вибрациях, любой процесс, происходящий в одной из "копий", имеет отражение в других. Таким образом, налицо неразделимое единство всего состава любой формы: атома, человека, Вселенной.

Характерной чертой всякой формы является ее семеричность. Так Вселенная состоит из семи основных планов или сфер, человек имеет семь тел или принципов и т.д.

Для того чтобы облегчить понимание, каким образом происходит сочетание, а лучше сказать проникновение, одного плана другим во Вселенной, приведем следующий пример.

"Представим себе сосуд, наполненный какими-нибудь плотными телами; в этот сосуд мы можем налить воды, которая займет промежутки между плотными телами; затем мы можем туда же накачать воздух, который займет промежутки между частицами воды.

Таким образом, в одном сосуде будут три вида материи, которые будут проникать друг в друга, нисколько друг другу не мешая, и живые существа, которые находятся как в плотном теле, так и в воде и воздухе, будут продолжать жить своей жизнью, не замечая присутствия других существ, потому что все они - разные существа, принадлежащие к разным сферам и разным мирам, каждый из которых имеет свою особую жизнь с ее законами. Если бы мы обладали еще более тонкими видами материи, мы могли бы наполнить ими все тот же сосуд, с теми же последствиями и результатами"[1].

Отсюда видно, что планы и сферы, составляющие Вселенную не находятся где-то вдали от нас, но тут же рядом с нами.

Человек - отражение Вселенной или малый Космос - существует на тех же основаниях, на которых существует Макрокосмос. Принципы, составляющие человека, следующие: 1- физическое тело, 2 - эфирный, или флюидический, двойник, 3 - жизненный принцип, или астральное тело, 4 - низший, или инстинктивный, ум, 5 - высший ум, или интеллект - рассудок, 6 - духовный ум, или чувствознание — интуиция и 7 — Дух — наша бессмертная сущность — высшее “Я” человека.

Каждый из семи принципов человека не есть нечто абстрактное, ибо облечен материей той или иной степени плотности или разрежения, то есть имеет форму.

Первые четыре начала, т.е. физическое тело, эфирный двойник, астральное тело и низший ум, человек разделяет со всем животным миром. Эти начала образуют низшую природу человека. Пятое начало, рассудок, или интеллект, дающий способность самопознания и познания сущности вещей через рассуждение и логическое мышление, вместе с влиянием низшего четвертого принципа и высшего шестого, образуют среднего человека - его душу. Шестой принцип - чувствознание - интуиция, или духовный ум, дает человеку способность прозрения, способность проникать в сущность вещей не путем рассуждения или логического мышления, но путем мгновенного озарения, и вместе с седьмым принципом составляет высшую природу человека, его “Эго”, его истинную, безначальную и бесконечную сущность, то, что называют частицей Божества, то, что есть наш Дух [1].




Взаимоотношения между различными телами человека лучше всего выясняются, если проследить события, происходящие с человеком после того события, которое называется смертью человека.

Как мы все знаем, когда после смерти человека уходит из тела Дух — господин его, физическое тело человека тотчас же начинает разлагаться, при этом из тела выделяется флюидическое тело, или так называемый эфирный двойник, который бывает иногда видим некоторыми людьми на кладбищах в первые дни после погребение и ошибочно принимается за душу умершего человека или его привидение, но это - не более как безобидная тень физического тела, которая вскоре рассеивается в воздухе без каких-либо напоминаний о себе в дальнейшем.

Освободившись от физического тела и его двойника, человек попадает в невидимый астральный мир, который становится для него таким же видимым и реальным, каким был мир физический. Обладая вполне развитым астральным телом с его органами восприятия, человек сразу же может принять участие в жизни этого мира и его обитателей с тою лишь разницей, что на физическом плане человек мог приводить свои желания в исполнение, так как обладал орудием для приведения в исполнение своих желаний — физическим телом, тогда как на астральном плане желания физической природы человека остаются неисполнимыми.

Астральный мир есть мир желаний, которые могут осуществиться или в высшем ментальном мире, или в низшем физическом. Поэтому, когда, умирая, человек переносит желания своей физической природы и свои страсти в астральный мир, то он неизбежно будет страдать, и астральный мир явится для него тем адом, о котором говорят религии.

Пребывание в астральном мире не должно быть продолжительным. Астральный мир так же, как астральное тело человека, должен служить посредником между физическим и ментальным мирами. Пребывание в астральном мире продолжается у разных людей разное время и может ограничиться несколькими днями или неделями или растянуться на несколько столетий и тысячелетий в зависимости от разных причин, которые всецело во власти человека.

Но, как бы то ни было, для всякого человека наступает однажды срок, когда он должен покинуть астральный мир для перехода в ментальный. Переход этот подчинен тем же законам эволюции, как и в первом случае, то есть человек, сбросив с себя, как изношенное платье, свое астральное тело, оказывается в низшем плане ментального мира, для которого он обладает телом из соответствующей материи с более или менее развитыми органами восприятия этого мира в зависимости от общего культурного и духовного развития человека.

Астральное же тело человека, оставшись в астральном мире, не исчезает немедленно, подобно физическому телу, которое зарывают в землю или сжигают, но, удержав при себе некоторую часть сознания покинувшего его человека, продолжает некоторое время полусознательное существование. Эти, как их называют, “сброшенные оболочки”, привлекаемые мыслями оставшихся родных и друзей, а также своими воспоминаниями и сожалениями о своей прежней жизни в физическом мире, витают вблизи мест своей земной жизни, часто появляются в спиритических сеансах и ошибочно принимаются за души умерших.

Но эти появляющиеся на спиритических сеансах “души” на обращаемые к ним вопросы могут сообщить лишь то, что они знали в течение своей земной жизни. Знания их не простираются дальше знаний их бывшего земного существования, и они никогда не могут сообщить ничего разумного, обоснованного из так называемого потустороннего мира, ибо этого мира они не видят и не знают. В этот мир погружается освободившаяся от физического тела истинная сущность человека, но не тень его.

Действительная душа умершего человека находится в это время далеко и никогда не является на призыв собравшихся для развлечения невежественных людей. Сознание мало-помалу оставляет эти оболочки, ими овладевает сон, и составляющие их тела частицы материи, не имея больше удерживающего их начала, рассеиваются.

Те же явления и превращения происходят со следующим телом, состоящим из материи низшего ментального плана. Освободившись и от этой, стесняющей его оболочки, человек достигает той области высшего ментального плана, который во всех верованиях именуется раем. Тело, которым он здесь обладает, называется “непреходящим телом” по той причине, что оно не подлежит распадению и остается как обиталище истинной сущности человека на долгое время.

Это непреходящее тело человека есть пятый принцип, наш интеллект, и является, в сущности, тем, что мы называем своей душой; но это еще не сам человек. Наш Дух, наше “Я”, облеченное еще одной оболочкой, из материи высшего плана, которое является нашим сознанием, обитает в непреходящем теле до тех пор, пока человек в своем дальнейшем развитии и совершенствовании не будет в состоянии по своему желанию сбрасывать и это тело.

На настоящей стадии развития человека непреходящее тело служит, кроме того, тем ядром, вокруг которого в обратной последовательности наше “Эго” создает новые тела для своей новой жизни в видимом физическом мире.

Каждая из человеческих оболочек, в которую облечен наш Дух, издает излучения, которые образуют то, что называется аурой человека, его духовным одеянием. Аура находится в прямой зависимости от степени духовного развития человека. Чем духовно человек более развит, тем аура его больше и богаче разнообразными оттенками. Аура неразвитого человека - серая, бесцветная или состоит из грубых, густых, темных красок, которыми выражаются его грубые страсти и эмоции. Аура человека духовно развитого - чистая, ясная и блещет всеми оттенками света и всеми цветами радуги. Каждая человеческая мысль, каждое его желание отражается игрой цветовых и световых оттенков в его ауре, благодаря чему по излучаемой ауре, которая есть показатель внутреннего содержания, можно видеть душу человека, его мысли как в открытой книге.




Почему человек не видит и не замечает у себя присутствия других тел, кроме физического?

На физическом плане человек осознает происходящее, выстраивая свой мир согласно своему сознанию. Только благодаря распознаванию ощущений, которые идут от внешнего мира, с помощью пяти органов чувств, человек может в нем действовать сознательно. "Органы чувств, вернее, сущность их функций, остаются с человеком во всех мирах и во всех оболочках: и в астральном теле, и в тонком, и в ментальном, и выше он видит и слышит, осязает и обоняет и вкус ощущает вещей"[3]. Гамма впечатлений в каждом более тонком теле расширяется, и для того чтобы понять, на каком плане действует человек и созвучную этому плану реакцию человека, необходимо научиться разделять в себе проявления всех тел.

Анализ эмоций показывает, что животное переживает многие чувства, которыми живет также и человек, например: зависть, ревность, злоба, страх, любовь, ненависть и так далее. Все те чувства, которые роднят человека с животным, сосредоточены в астрале. И их отделив от прочей психической жизни человека, можно определить сферу активности астрала. Выход в астрале показывает, что эта оболочка очень близка по структуре своей к физическому телу. Кажется, что есть и руки, и ноги, и все члены тела, только механика движений несколько иная, ибо в астрале можно уже летать. Видит, слышит и разговаривает человек в этой оболочке почти обычным путем, а также и ощущает почти обычно. Но мысль уже обострена и двигает не только телом астрала, но и предметами вокруг. Также и материя астрального плана легко подчиняется мысли. Когда сбрасывается астрал, вместилище страстей, вожделений и животных эмоций, человек остается в тонком теле, где сосредоточивается все то, чего у животных нет — эмоции и чувства более высокого порядка

Степень оформления тонкого тела, которое уже оформлено у большинства людей, позволяет ту или иную широту высших переживаний. И любовь, и привязанность, и бесстрашие остаются, но утонченные и преломленные через материю тонкого тела. В этом теле человек ярко и полно живет как на земле, так и в Надземном, но вне земли — без тела и без астрального проводника, если сброшены оба. Что бы ни переживал человек и чем бы он ни наслаждался, но математического уравнения он не может решить без ментала. Причем это решение, быть может, очень длинное и сложное, он может производить без всяких эмоций, то есть не испытывая ни страха, ни злобы, ни радости, ни печали. Орудием ментала является мысль. Ментальное тело есть тело мысли. Ментальное тело оформлено не у многих, и расчленить оболочки, отделив от них это тело, очень трудно. Слишком уж переплетены в сознании движения, происходящие во всех оболочках, и слишком связаны они друг с другом. Освобождение от страстей, от животных страстей, и овладение ощущениями тела (чувством голода, жажды, холода и так далее) позволяют отделить физическое и астральное начало. Обуздание эмоций и чувств астрала помогает овладеть и тонким телом. Контроль над мыслью дает в руки власть над телом ментальным и помогает его отделить от низших оболочек. Именно овладение собою приводит к расчленению проводников в сознании и приближает возможность действовать в каждом из них отдельно и сознательно на соответствующих им планах.

Устремление кверху поднимает сознание и побуждает его к проявлению в высших оболочках. Чем устремленнее и выше, тем выше и план проявления духа. Можно устремить себя в сферу низших телесных вожделений, а можно — и в сферы высочайших мыслей. В каждом случае сознание будет действовать в соответствующем проводнике. Астрал есть средоточие самости и личности. Высшая мысль безлична, бесстрастна и касается Света, ибо сама светоносна. Так, расчленяя сферы и планы активности сознания, можно в сознании своем разделить свои оболочки, усиливая высшие проводники и сосредоточивая в них свою активность[3].

Связь человека с Космосом осуществляется благодаря специфическим органам, которые находятся в различных местах человеческого тела. Речь идет о центрах духовного сознания, находящихся у современного человека в состоянии бездействующем, но которые, по мере развития в человеке духовности и расширения сознания, разовьются в органы познавания и восприятия высших миров, давая разные удивительные высшие способности и высшее знание.

Так, раскрытие одного из сорока девяти центров, а именно центра третьего глаза, находящегося в затылке, дает ясновидение; раскрытие центра, находящегося в легких, дает овладение воздухом и водою, то есть возможность летать по воздуху и ходить по воде, что так поразило учеников Христа, когда они увидели Его, идущим по воде; центр, называющийся “чаша” и находящийся около сердца, дает возможность всезнания и памяти своих прежних жизней; раскрытие центра гортани дает то, что получили ученики Христа, когда, по учению христианской церкви, произошло на них “сошествие Святого Духа”, когда они заговорили на разных языках. Сущность этого удивительного дара состояла не в том, что апостолы говорили одновременно на разных языках, но в том, что каждый слушающий понимал то, что говорили апостолы, и каждому казалось, что с ним говорят на его родном, понятном ему языке.

Раскрытие других центров дает разные другие удивительные способности, дает возможность творить то, что люди называют чудесами, но что в действительности есть познание законов природы. Но такая чудесная возможность присуща каждому человеку, потому что лишь в нем, как в венце творческих усилий космических сил, может проявиться все величие Космоса.




Итак, человек живет и проявляет свою деятельность на трех планах: на физическом плане своими поступками, на астральном - своими желаниями, на ментальном - своими мыслями. Для каждого из этих планов человек обладает телом, или проводником, сознания из материи этого плана, которое служит ему средством для познавания этого плана и для общения с ним.

Человек в его теперешнем состоянии может проникнуть лишь до пятого плана, или до пятой сферы. Соответственно, можно говорить у него об оформлении физического и астрального тел - в основном и ментального - в той или иной степени, в зависимости от высоты его сознания. "Два из семи высших божественных плана вне человеческого достижения и понимания. Двух следующих духовных планов достигают и посещают их лишь люди, опередившие в своем духовном развитии остальное человечество. Обыкновенный, средний человек живет в трех низших мирах, которые, считая снизу, будут: физический, астральный и ментальный"[1].

Эволюционная задача, стоящая перед человеком, - развить в себе осознание высших сфер, чтобы накопить элементы высшего сознания и этим обеспечить построение и оформление высших тел.

"Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая задача" [4].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клизовский А.И. "Основы миропонимания Новой Эпохи"
  2. Грани Агни Йоги. 1965 год. Т.6
  3. Грани Агни Йоги. 1961 год. Т.2
  4. Беспредельность (Из книг "Агни Йоги")

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика