<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

КУЛЬТУРА — ПОЧИТАНИЕ СВЕТА

Что означает понятие "культура"? Почему беседы о культуре так важны и особенно актуальны в наше время? На эти вопросы отвечает искусствовед Виктор Войханский в своих статьях на страницах газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ".

СВОЙСТВО ВРЕМЕНИ

Международный центр-музей имени Н.К. Рериха.

Мы с Вами проходим сложный исторический период, когда старое мышление ведет непримиримую борьбу с новым космическим мировоззрением, формированию которого во многом способствуют идеи, заложенные в творческом наследии семьи Рерихов, и деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов... ( Из обращения Международного Центра Рерихов к рериховским организациям 11.08.2015 )

«24 августа 2015 г., после продолжительной болезни, в возрасте 89 лет ушла из жизни наш дорогой Учитель и Наставник, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха и исполнитель его завещания, Хранитель и Защитник Наследия, переданного в Россию С.Н. Рерихом, Генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов Людмила Васильевна Шапошникова.

Л.В. Шапошникова – выдающийся общественный деятель России, крупнейший в мире исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, историк-востоковед, философ, писатель, путешественник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, почетный доктор Софийского университета, почетный доктор академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Она содействовала возвращению в Россию более 200 живописных и графических работ членов семьи Рерихов...» (25.08.2015. Памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой. Сотрудники Международного Центра-Музея имени Николая Рериха).

Вот уже более четверти века существует Международный Центр-Музей Рерихов в Москве, созданный под руководством Л.В. Шапошниковой. Его зарождение и становление как общественной организации приходится на начало девяностых годов прошлого столетия. Очень непростое было время. Однако именно общественная форма Музея Рериха нашла самую горячую народную поддержку, и Музей неуклонно развивался вопреки всем трудностям и нападкам.

Особо отличились в нападках на Музей Министерство культуры РФ и РПЦ. Буквально с первых дней своего существования эти два статусных «миролюбца» проявили самую агрессивную нетерпимость к общественной форме Музея. Используя самые недостойные методы давления – от открытого шантажа и подлога до анафемы, – эти разные по форме, но, как видим, схожие по сути организации устроили травлю Музея. Причина совершенно банальна: корыстолюбие власти. Для РПЦ общественный музей означает потерю паствы. Рерихи были искренне верующими. И как люди глубоко просвещенные они выступали против ложных религиозных догм и невежества церковных властей. Духовность постоянно сверяет свой шаг с Истиной Учения. Она глубоко самокритична и не боится внешней критики, ибо не служит корысти. Страх потерять авторитет – первый признак невежества. Вот вам и повод для расправы. Сколько нелепых, невежественных и лживых обвинений выдвинуто в адрес семьи Рерихов и Учения Живой Этики.

В 1994 году церковь разразилась анафемой на Рерихов. Книги Учения были сожжены на самом настоящем аутодафе. Та же участь постигла Льва Толстого и его книги. Мир меняется, а методы все те же. Правда, государство не признало законность анафемы и не нашло признаков религиозного Учения в системе Живой Этики.

Однако для далеких от понимания культуры чиновников Минкульта существование общественного Музея означает уступить часть властных полномочий народу. Общественный Музей, неподконтрольный государству, – яркий образец для подражания, пример того, как можно обходиться без целой армии чиновников. Еще чего доброго народ перейдет на самоуправление! Чем тогда оправдывать существование различных министерств? Такого просто нельзя допустить. И тут весь госаппарат выступает единым фронтом. Этим объясняется и попустительство государством беспредела чиновников.

При этом совершенно опускается главное обстоятельство: мандат доверия, как власти государственной, так и религиозной, выдается народом. Если власти считают народ неправомочным, тогда от чьего имени они выступают?!

Казалось бы, ну что плохого? Из Индии доставлены тонны бесценных материалов экспедиций, архивных документов, картин Николая и Святослава Рерихов, составляющие наследие великой семьи. Буквально из руин, оставленных после пребывания там Министерства тяжелого машиностроения СССР, восстановлена и получила свой первозданный облик Усадьба Лопухиных – памятник архитектуры 17 века. В здании усадьбы создан прекрасный современный музей. Экспозиция музея постоянно пополняется новыми картинами. Идет кропотливая научная работа, над популяризацией наследия Рерихов. Работают передвижные выставки по всей стране, странам СНГ и в дальнем зарубежье. Известность Музея давно переросла границы страны и ширится по всему миру. Основной призыв Николая Рериха «Мир через культуру», благодаря Музею и рериховскому движению, приобретает все большее значение в мире. Сотрудничество Центра-Музея с ЮНЕСКО, с общеевропейской ассоциацией по защите и популяризации Культурного наследия и природной среды Europa Nostra и многими другими организациями ставит его в ряд всемирно признанных международных организаций. И на все это не потрачено ни копейки государственных средств. Сам этот факт красноречиво говорит о народном отношении к общественному Музею. Растет престиж страны. Идет популяризация идей Пакта Рериха.

Пакт Рериха – первый в истории человечества Договор о сохранении культурных ценностей во время войны и в мирное время, инициированный Николаем Рерихом, впервые в истории обрел юридический международный статус. В 1935 году его подписали представители 21 государства. Он явился прообразом Гаагской конвенции 1954 года. В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, под патронатом ЮНЕСКО стартовал проект «Пакт Рериха. История и современность», инициированный Центром-Музеем. К 80-ти летию Пакта Рериха 15 апреля 2015 года выставка, пройдя три континента, открылась в ООН в Вашингтоне. Отмечая актуальность идей Пакта Рериха в деле распространения мира, Генеральный секретарь Пан Ги Мун дал самую высокую оценку подвижнической деятельности Музея. Поздравления Музею к 80-й годовщине Пакта прислали люди доброй воли всего мира. Культурные и политические деятели, космонавты с орбиты Земли, простые люди. И только Министерство культуры РФ хранило гробовое молчание. Не странно ли? Большое культурное начинание получило мировое признание, а дома, похоже, именно такая яркая деятельность Музея Рериха вызывает чувство неполноценности у министерских чинов. Ведь Музей никогда не жаловался на нехватку денег, в отличие от Минкульта. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как Министерство культуры официально обещало создать мемориальный музей в квартире, где жил Юрий Рерих, старший сын Николая и Елены Рерих. Основу музея должны были составить картины и документы, привезенные им в СССР. После внезапной смерти Юрия Рериха в 1960 году его младшему брату Святославу Николаевичу Рериху было отказано в наследстве. Министерство культуры воспрепятствовало этому. Святослав Рерих согласился оставить часть наследия семьи, принадлежавшую брату, в СССР с условием, что будет организован мемориальный музей. Но за 50 лет музей так и не появился. Все ссылались на нехватку средств. Более того, пропало все наследие из квартиры Юрия Рериха. Это более 200 картин Николая и Святослава Рерихов, архивные документы, научные труды и различные артефакты. И государство даже не попыталось искать эти ценности. Каково, а?

Зато 2013 год для Минкультуры ознаменован новым беспрецедентным натиском на Центр-Музей. Двадцатого ноября был закрыт Мастер Банк. Директор Мастер Банка, Борис Ильич Булочник был известен как большой меценат. На протяжении 20-ти лет он не только финансами поддерживал Музей, но также приобретал картины Н. Рериха на аукционах. Культурная общественность страны была возмущена такой расправой. В прессе развернулось целое протестное движение. Однако Центробанк проигнорировал его. Минкульт начал наступление по всем фронтам. Наконец, 16 февраля 2016 года на коллегии Минкульта было принято беспрецедентное решение о создании государственного музея семьи Рерихов и размещении его в здании Усадьбы Лопухиных. Проект, составленный Генеральным директором музея Востока А.В. Седовым, был одобрен министром Мединским. Ниже изложенные основные положения этого решения позволяют говорить о полном отстранении общественного Музея Н. Рериха и Международного Центра Рерихов от наследия Рерихов:

– создать государственный Музей семьи Рерихов в зданиях усадьбы Лопухиных, где ныне расположен общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов;

– интегрировать (т.е. объединить в единое целое) территорию усадьбы Лопухиных в ландшафтно-архитектурный проект музейного квартала, известный как Музейный городок государственного музея имени А.С. Пушкина (ГМИИ), и на этой основе создать единое музейное пространство (уже проведены предварительные переговоры с руководством ГМИИ без участия представителей МЦР);

– положить в основу постоянной экспозиции нового государственного музея коллекцию Рерихов музея Востока;

– создать новый попечительский совет государственного музея, вместо существующего Попечительского совета общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– вся административно-хозяйственная деятельность по управлению имущественным комплексом вновь создаваемого государственного музея будет осуществляться существующими структурами Государственного музея Востока;

и т.д.

Вот так просто. Те, с попустительства которых уже погибла большая часть наследия, теперь замахиваются на то, что еще им не принадлежит.

В феврале 2016 года за самоотверженную деятельность в деле мира Центр-Музей выдвинут номинантом на Нобелевскую премию. Но и такое мировое признание заслуг Музея не останавливает дельцов от культуры.

Существует также мнение среди многих культурных деятелей, что пора прекратить изнуряющее противостояние между государством и общественной организацией Музея Н. Рериха. Пора, мол, налаживать создание новой структуры общественного управления Музеем при поддержке государства. При этом людей, которые все 27 лет создавали Музей самоотверженным трудом, называют полуграмотными самозванцами. (Из письма Чрезвычайного и Уполномоченного Посла РФ в Индии А.М. Кадакина от 18.09.2015г.) Но разве Музей когда-нибудь отказывался от сотрудничества с государством? Государству никто не мешал справиться о нуждах Музея, хотя бы учитывая его заслуги, которые были отмечены государственными наградами и актами. Но вместо этого были созданы все условия, чтобы не только затруднить работу Музея, но парализовать ее совсем. При таких посылах от государственных структур трудно ожидать чего-то кроме экспроприации.

Следует добавить, что государство в лице Минкульта и ГМВ до сих пор не признают право МЦР на наследие Рерихов, несмотря на завещание Святослава Рериха. В нем прямо указан наследник – Международный Центр Рерихов. Это означает, что владение всем архивом Рерихов для МЦР поставлено под вопрос. В недобросовестных руках эти записи представляют большую угрозу человечеству. В своих письмах Елена Ивановна Рерих писала, что многие документы не могут быть обнародованы до наступления определенных сроков. Их несвоевременное опубликование грозит опасными последствиями для неподготовленных сознаний. Однако безответственными людьми уже выпущена в мир часть записей, для которых время еще не настало. Кому и зачем это было нужно?

Книги Учения даны для практического применения тем, кто ищет духовного совершенствования. В них подчеркивается необходимость самостоятельного индивидуального освоения ступеней духовного знания. Чтобы применить на практике то, что уже обнародовано, понадобится несколько жизней. Зачем хватать новое, если не освоено то, что уже есть. Так могут поступать лишь те, кто и не желает ничего применять. Им нужно интеллектуальное возбуждение и только. А поскольку возбуждение постепенно проходит, то нужны новые источники возбуждения. Вот и стараются «доброжелатели» удовлетворить спрос.

Философско-этические основы Культуры, изложенные в Учении Живой Этики, иллюстрированы Николаем Рерихом в его произведениях. Они являют единое целое с томами писем, разъясняющих различные положения Учения. Живая Этика стала как бы кульминацией духовного импульса Серебряного века в России и явилась синтезом лучших достижений Востока и Запада. Космическое мышление, изложенное в Учении, поможет освободить сознание человека от предрассудков и догм, сделать его космической личностью. Устремление к Общему Благу является краеугольным камнем Учения. Этого, как раз, и страшатся властители всех мастей. Кем же тогда манипулировать? Кто будет приносить благосостояние вершителям судеб?

Более глубокий взгляд на все эти манипуляции напоминает о временах раннего христианства. Сначала христиан гнали и казнили. Но когда энергия импульса гонителей угасла и не могла уже противостоять росту христианского мировоззрения в народе, было найдено решение достойное злого гения. Христианство сделали государственной религией. С этого времени государство и церковь получили мандат на право обладания истиной. Теперь появилась возможность карать и миловать под высоким прикрытием. Такая ширма дает неограниченные возможности для грабежа. Нечто подобное происходит и в наши дни. После «оттепели» шестидесятых и выставок обоих Рерихов, которые прошли с потрясающим успехом в больших городах страны, в народе стали появляться самиздатовские тексты Учения Живой Этики. Учение даже было частично напечатано в государственном журнале «Наука и религия». Но несмотря на это, вплоть до конца восьмидесятых годов ХХ века, в СССР можно было угодить за решетку только за хранение рериховской литературы. Сегодня, именно благодаря самоотверженной деятельности МЦР и общественного Музея Николая Рериха, идеи духовной Культуры, изложенные в Живой Этике, распространились широко и стали достоянием миллионов людей. Трудно представить заинтересованность государства в распространении такого Учения среди масс народа. Четверть века показала крайне скудную активность Микульта в этом направлении. И теперь, когда скрыть уже ничего нельзя, государство всеми силами старается взять контроль над Истиной в свои руки. Трижды прав был Святослав Рерих, когда настаивал именно на общественной форме МЦР и Музея имени Николая Рериха. Если бы не эта организация, то вряд ли мы узнали бы об Учении Нового времени. Позволим себе предположить, что, в лучшем случае, о Рерихе знали бы как о простом художнике, каких тысячи. И уж тем более Учение Живой Этики осталось бы за кадром. Сегодня полным ходом идет шельмование деятельности МЦР и Музея в глазах общественности. Под благовидными предлогами Минкульт, ГМВ и многие примкнувшие к ним стараются отнять часть наследия, принадлежащую МЦР. Только невдомек этим примкнувшим, что их-то первых начнут перевоспитывать, когда шум уляжется. Сделают из них послушных епископов и заставят руководить невежественной паствой. Но, похоже, им нужно именно это. Самозабвенная клевета на руководство Музея ставит их в один ряд с разрушителями.

В начале 20–го века русский философ Н.А. Бердяев, исследуя исторический процесс, обращал внимание на то, что каждое историческое событие требует для своего осуществления определенное количество и качество энергии. Таким образом, само событие лишь видимая часть процесса. Она является отражением того, что происходит в глубинах энергетического потока времени. Масштаб ученого выходил далеко за пределы земного мышления, и он предвидел зависимость земного энергетического процесса истории от космических процессов. Впоследствии эта гипотеза была подтверждена работами Чижевского, Циолковского, Вернадского, Тейяр де Шардена и других исследователей теории космической эволюции. Всемирно известный астрофизик Николай Козырев, автор «Теории времени», раскрыл перед нами новую научную картину мира, в которой течение времени предстает как психофизический процесс, обеспечивающий поддержание жизни во Вселенной.

С этой точки зрения история не просто калейдоскоп отрывочных событий, но единый, непрерывный и закономерный энергетический поток. Эта мощная космическая сила разумна. Переживая опыты существования от одной формы к другой, от одного события и строя к другому, она совершенствуется. Иными словами эволюционирует. Поэтому смена форм и событий является необходимой и неизбежной. Даже эмпирическая история человечества показывает, как неизбежно один общественный строй сменялся другим, как религии приходили на смену друг другу.

Главная закономерность этого процесса состоит в том, что на пике славы любой эпохи в недрах ее уже зарождается течение, которое придет ей на смену. Появление нового – это всегда ответ сознания на вызов потока времени. Новое качество энергии вызывает к жизни новое мышление и новые формы. Такие перемены всегда полны трагизма и разрушений. Старое мышление цепляется за отжившие формы. Но в своей ограниченности, оно само отрезает пуповину от потока энергии и неизбежно угасает, постепенно теряя силу прошлых накоплений. На смене эпох импульсы новых энергий усиливают и ускоряют все процессы. Такое мощное воздействие обнажает и обостряет все противоречия прошлого для их преобразования в созидательные силы. Затем неотвратимо наступает сдвиг сознания, происходит переоценка ценностей и новое вступает в свои права.

Николай Козырев провел много лет в тюрьмах и лагерях НКВД, но когда заходила речь о сталинских репрессиях он говорил: «Причем здесь вообще Сталин. Просто свойство времени было такое».

PS. Когда верстался номер… Пятнадцатого марта 2016 года многие агентства печати облетела весть о коррупционном скандале в ведомстве господина Мединского. Чиновники самого высокого ранга оказались замешаны в хищениях огромных сумм государственных средств. «Между министром и заместителем министра существуют отношения, позволяющие видеть, что делает профильный заместитель», – заявил в интервью газете «Коммерсант» Лев Шлосберг – представитель партии Яблоко…

Редактор газеты «Строитель Культуры» Войханский В.М.



RSS



<< 1 2 3 4 5 6 7 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика